Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:33, творческая работа
Люди привыкли к тому, что все в наблюдаемом мире можно все объяснить при помощи естественных наук. Физика, химия и прочие дисциплины стремятся к тому, чтобы не осталось в этом мире вещей еще не разрешенных или не обоснованных. Существование явлений, которые нельзя описать вызывает замешательство. Речь идет даже не о существовании чуда или бога, скорее о некотором мире сознания, которы
Эссе
на тему «Конструирование
социальной реальности»
по работе Джона Серла
Люди привыкли к тому, что все в наблюдаемом мире можно все объяснить при помощи естественных наук. Физика, химия и прочие дисциплины стремятся к тому, чтобы не осталось в этом мире вещей еще не разрешенных или не обоснованных. Существование явлений, которые нельзя описать вызывает замешательство. Речь идет даже не о существовании чуда или бога, скорее о некотором мире сознания, который действует для нас по умолчанию. Вот пример. С физической стороны деньги – это лишь бумажки, покрытые тонким слоем краски, но почему эти вещицы можно обменять, например, на автомобиль? Почему девушка, которая идет рядом вами по Невскому проспекту приобретает совершенно определенный социальный статус, статус «жены» всего-то из-за кольца на безымянном пальце и печати в паспорте? Почему двадцать два человека бегают по газону за мячом и почему, собственно, этот предмет называется «мячом»? Таких примеров можно привести массу. Книга Джона Серла раскрывает нам каким образом физические вещи приобретают конкретный социальный контекст, т.е. о конструировании социальной реальности.
Начав читать эту книгу, я чудесным образом допустил: если автор покажет определенные механизмы по которым в сознании индивида структурируется этот мир, то можно будет: во-первых: бросить курить, поскольку с фактической стороны сигарета – это уж точно не атрибут стиля, а бумажка с пятисортным табаком, кроме прочего вызывающая серьезные проблемы со здоровьем, а во вторых: поменять портрет реальности в головах людей, создав в конечном итоге такую, в которой не было бы президентов и королей, а только я, в роли великого и могущественного господина. Возможно ли это?
Автор говорит, что есть «есть вещи, которые существуют только потому, что мы полагаем, что они существуют» и называет их, в противовес объективным, «грубым фактам», фактами «институциональными», требующими человеческого соглашения. С этим сложно поспорить. Многие вещи мы стали принимать только в процессе перехода от первичной к вторичной социализации. Вспоминаю историю, когда моя пятилетняя сестра убиралась дома, впоследствии чего мы с мамой обнаружили в мусорном ведре кучку помятых и порванных денежных купюр. Мы спросили ее: «почему ты выбросила деньги?» Она ответила: «валялись какие-то бумажки, я подумала, что они нам не нужны». Или вот еще: в детстве я играл в «трансформеров» во дворе, видимо игрушки понравились одному хулигану, на пару лет старше меня, который подошел и отобрал роботов. Я кричал, что это мое, на что он отвечал: «чем докажешь?». Когда мы попадаем в социальный мир или же не умеем пользоваться определенными предметами, например кредитными картами, для адаптированных индивидов мы схожи с инопланетянами, прилетевшими с другой планеты. Мы должны изучить вещи, нам должны объяснить, как ими пользоваться. Когда мы впервые увидели обыкновенную шариковую ручку, она воспринималась как продолговатая палочка. Ее можно было ломать, раскручивать, пара экспериментов показало ее свойство марать предметы. Потом мы научились чирикать, рисовать, только после этого научились писать.
В
детстве мы воспринимали истинную сущность
вещей – онтологию вещей, со временем
научились принимать их с точки зрения
социально принятой концепции. Свойство
разума воспринимать предметы отличными
от их физических характеристик, Серль
называет «интенциональностью». Смысл
этого термина состоит в том, что на первый
план выходят функции предметов или то,
как мы используем эти предметы. Ручка
- для того, чтобы писать и во всех остальных
принятых обществом смысла: ручка, торчащая
из пиджака может показывать желание хозяина
выглядеть писателем, ручка «паркер»,
говорит о высоком статусе владельца и
т.д. Нас интересуют свойства ручки. Это
полезное упрощение. Потому что отношение
к каждому предмету в первую очередь, с
онтологическим смыслом, а уже во втором
с социальным, отнимало бы у человека массу
времени. Серль вывел следующую формулу:
«для любого зависимого от наблюдателя
свойства F (ручки), казаться F (ручкой) логически
более первично, чем быть F (ручкой), потому
что казаться F (ручкой) необходимое условие
для того, чтобы быть F (ручкой). Если мы
понимаем этот пункт, мы сможем понять
отологию социально созданной реальности».