Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:04, доклад
Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма.
Консерватизм
Консерватизм — идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков.
Консервати́зм
(фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) —
идеологическая приверженность традиционным
ценностям и порядкам, социальным или
религиозным доктринам. В политике — направление,
отстаивающее ценность государственного
и общественного порядка, неприятия «радикальных»
реформ и экстремизма. Во внешней политике —
ставка на укрепление безопасности, применение
военной силы, поддержку традиционных
союзников, во внешнеэкономических отношениях —
протекционизм. В консерватизме главной
ценностью принимается сохранение традиций
общества, его институтов, верований и
даже «предрассудков».
Рассмотрим основные понятия, характеризующие консерватизм:
1.Изменение.
Консерватизм выступает против изменений, за сохранение существующих обычаев, учреждений и правил. Консерватизм опирается на все знакомое, общеизвестное или естественное. Неизменным считается то, что меняется медленно, то есть остается знакомым и хорошо известным. Иногда противопоставляют понятие изменение и реформа: реформа - это медленная, незначительное изменение. Реформа считается проявлением мудрости и рассудительности. Консерватизм очень скептически относится к любой идее прогресса, поскольку прошлое считается живой частью сегодняшнего, современного.
2.Природа человека.
Консерватизм придерживается очень пессимистических взглядов на природу человека. Человек консервативный - это существо, управляемое собственными страстями, желаниями, инстинктами и в очень малой степени умом. Консерватизм предлагает опираться на созерцание, опыт, условия, факты как они есть при исследовании природы человека. Человеческую природу можно познать только через возрастное накопление мудрости и здравого смысла. Самое главное - опираться на аргументы, которые прошли испытание временем и судом истории. С одной стороны, человеческая природа определяется постоянной, неизменной, унаследованной из прошлого, обусловленной биологической, генетической, культурным наследием. С другой - человек считается носителем свободной воли, который действует по собственному желанию. Наконец, консерватизм считает, что поскольку человек от природы существо эгоистичное, плохое, злое и т.п., то нужна государственная и социальная регламентация жизни человека, иначе человеческие страсти и желания могут выйти из-под контроля.
3.Общество.
Консерватизм
считает, что человеческая природа
неотделима от общества. Природа человека
и общество образуют единое целое, поскольку
общество является не простой совокупности
индивидуумов, а живым организмом,
что формирует человеческую личность
из отдельных желаний и
Разрушение существующего общества путем коренных изменений приводит к разрушению личности. Консерватизм утверждает, что человеческая личность формируется нацией, языком, культурой и государственными институтами. Поэтому это все должно сохраняться, потому что изменения будут иметь вредные для человека последствия.
Общество, в соответствии с консерватизмом, имеет иерархическую структуру: от семьи до государства. Стабильность этой иерархии позволяет человеку найти свое место в жизни. Консерватизм не делает разделения на публичную и частную сферу. Однако такое разделение необходимо, чтобы представить себе гражданское общество. Поэтому понятие гражданское общество не привлекается к рассмотрению идеологии консерватизма.
4.Нация.
Консервативный взгляд на народ или нацию является по сути органическим. Этот подход часто называется комунитарным или общественным (коллективным). Комунитарный подход к нации представляет все нации как отличные и уникальные. Каждая нация состоит из подобных единиц. Это ведет к релятивизму, потому что, отбрасывая универсализм, комунитарный подход считает, что невозможно сравнить одну нацию с другой.
Подобно как с размышлением об общество и личность, консерватизм опирается на симбиоз между индивидуумом и нацией. Человек самоопределяется как неотъемлемая часть нации. Мысль о генезе нации имеет почти интуитивный характер. Однажды установленная, нация есть нечто святое, таинственное и непостижимое. Нация представляется как живое существо, которое неизменно. Она не внедряется, потому что она вековечная. Члены нации наследуют ее от прошлого и обязаны передать ее будущим поколениям. По сути, нация подается как этническое явление. Нация представляется как сообщество индивидов, родственных между собой этническим происхождением, языком, общением, территорией, генетикой, эмоциями, духовной и материальной культурой, мифами, легендами и т.д. Консерватизм считает, что существуют такие явления, как, например, национальный дух, национальная идея и т.д. Очевидно, по мнению данной идеологии, нацию, родину, отечество, родной край и другое нельзя себе выбрать. Национальная идентичность считается предоставленной при рождении, поэтому нельзя изменить свою национальную принадлежность на другую. В то же время данное мировоззрение отличает национальность от гражданства.
Консервативное мировоззрение может различать национализм и этнонационализм. Потому что в отличие от либерализма, данное миропонимание представляет национализм как государственный феномен, а этнонационализм - как этнический. А на практике данные понятия часто путаются.
В заключение, можно сказать, что в консерватизме, есть тенденция видеть нацию в натуралистический, субстанциальный способ как действительно реальные существа.
5.Политика, власть, государство.
Государство
считается историко-
Консерватизм
скептически относится к
Обыденное сознание консерватизма
КОНСЕРВАТИЗМ (лат. conservare - сохранять) - сложный и многогранный социальный феномен, могущий быть представлен в нескольких измерениях: как совокупность психических качеств индивида (позволяющее считать человека консерватором независимо от его политической ангажированности), как политическая идеология (представляющая собой, наряду с либерализмом и социализмом, одну из так называемых «великих» идеологий) и, наконец, как общественно-политическое движение (находящее свое выражение в деятельности политических партий консервативной и неконсервативной ориентации). В обыденном сознании сложился стереотип, согласно которому человек может быть консерватором уже в силу определенных морально-психологических качеств. Это значит, что, он отличается трезвым, взвешенным отношением к жизни. Знакомое, проверенное практикой он предпочитает незнакомому, новому. Опытный человек ему больше внушает доверие, нежели неопытный. Действительность для консерватора более значима, чем возможность, близкое - более, чем далекое, а настоящее для него предпочтительнее, чем счастье будущего. Такой человек вместо избытка выберет достаток, а вместо совершенства - приемлемое. Общее для консерватора всегда важнее, нежели частное, а привилегии более значимы, чем право. И, конечно, выбирая между традициями и нововведениями консерватор скорее всего остановится на традициях.
Литература