Консерватизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:04, доклад

Краткое описание

Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма.

Файлы: 1 файл

Консерватизм.docx

— 20.86 Кб (Скачать)

   Консерватизм

   Консерватизм — идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков.

   Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм. В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков». 

   Рассмотрим  основные понятия, характеризующие  консерватизм:

   1.Изменение.

   Консерватизм  выступает против изменений, за сохранение существующих обычаев, учреждений и  правил. Консерватизм опирается на все знакомое, общеизвестное или естественное. Неизменным считается то, что меняется медленно, то есть остается знакомым и хорошо известным. Иногда противопоставляют понятие изменение и реформа: реформа - это медленная, незначительное изменение. Реформа считается проявлением мудрости и рассудительности. Консерватизм очень скептически относится к любой идее прогресса, поскольку прошлое считается живой частью сегодняшнего, современного.

   2.Природа человека.

   Консерватизм  придерживается очень пессимистических взглядов на природу человека. Человек  консервативный - это существо, управляемое собственными страстями, желаниями, инстинктами и в очень малой степени умом. Консерватизм предлагает опираться на созерцание, опыт, условия, факты как они есть при исследовании природы человека. Человеческую природу можно познать только через возрастное накопление мудрости и здравого смысла. Самое главное - опираться на аргументы, которые прошли испытание временем и судом истории. С одной стороны, человеческая природа определяется постоянной, неизменной, унаследованной из прошлого, обусловленной биологической, генетической, культурным наследием. С другой - человек считается носителем свободной воли, который действует по собственному желанию. Наконец, консерватизм считает, что поскольку человек от природы существо эгоистичное, плохое, злое и т.п., то нужна государственная и социальная регламентация жизни человека, иначе человеческие страсти и желания могут выйти из-под контроля.

   3.Общество.

   Консерватизм  считает, что человеческая природа  неотделима от общества. Природа человека и общество образуют единое целое, поскольку  общество является не простой совокупности индивидуумов, а живым организмом, что формирует человеческую личность из отдельных желаний и инстинктов. Человеческая личность не может сформироваться без общества. Таким образом, консерватизм рассматривает общество как мистическое, загадочное. Возникновение общества имеет почти тайный характер. Общество не создается в результате любого договора. Наоборот, консерватизм считает, что люди получают вечное общество в наследство из прошлого и должны сохранить его нетронутым для будущего, из-за этого общество не подлежит социальным изменениям. Революции с их инструментальным подходом к человеку и обществу осуждаются, потому что общество не может быть построено и перестроено.

   Разрушение  существующего общества путем коренных изменений приводит к разрушению личности. Консерватизм утверждает, что человеческая личность формируется нацией, языком, культурой и государственными институтами. Поэтому это все должно сохраняться, потому что изменения будут иметь вредные для человека последствия.

   Общество, в соответствии с консерватизмом, имеет иерархическую структуру: от семьи до государства. Стабильность этой иерархии позволяет человеку найти  свое место в жизни. Консерватизм не делает разделения на публичную  и частную сферу. Однако такое  разделение необходимо, чтобы представить  себе гражданское общество. Поэтому  понятие гражданское общество не привлекается к рассмотрению идеологии  консерватизма.

   4.Нация.

   Консервативный  взгляд на народ или нацию является по сути органическим. Этот подход часто называется комунитарным или общественным (коллективным). Комунитарный подход к нации представляет все нации как отличные и уникальные. Каждая нация состоит из подобных единиц. Это ведет к релятивизму, потому что, отбрасывая универсализм, комунитарный подход считает, что невозможно сравнить одну нацию с другой.

   Подобно как с размышлением об общество и  личность, консерватизм опирается на симбиоз между индивидуумом и нацией. Человек самоопределяется как неотъемлемая часть нации. Мысль о генезе нации имеет почти интуитивный характер. Однажды установленная, нация есть нечто святое, таинственное и непостижимое. Нация представляется как живое существо, которое неизменно. Она не внедряется, потому что она вековечная. Члены нации наследуют ее от прошлого и обязаны передать ее будущим поколениям. По сути, нация подается как этническое явление. Нация представляется как сообщество индивидов, родственных между собой этническим происхождением, языком, общением, территорией, генетикой, эмоциями, духовной и материальной культурой, мифами, легендами и т.д. Консерватизм считает, что существуют такие явления, как, например, национальный дух, национальная идея и т.д. Очевидно, по мнению данной идеологии, нацию, родину, отечество, родной край и другое нельзя себе выбрать. Национальная идентичность считается предоставленной при рождении, поэтому нельзя изменить свою национальную принадлежность на другую. В то же время данное мировоззрение отличает национальность от гражданства.

   Консервативное  мировоззрение может различать национализм и этнонационализм. Потому что в отличие от либерализма, данное миропонимание представляет национализм как государственный феномен, а этнонационализм - как этнический. А на практике данные понятия часто путаются.

   В заключение, можно сказать, что в  консерватизме, есть тенденция видеть нацию в натуралистический, субстанциальный  способ как действительно реальные существа.

   5.Политика, власть, государство.

   Государство считается историко-политической общностью, которая не является произведением  человеческой мысли или свободы, а представляет собой природную целостность, продукт истории. Так же как и человеческая природа и общество, государство также считается мистическим телом, аналогично христианского понятия церкви. Поскольку между индивидом и государством существуют естественные и органические связи, между ними нет антагонизма. Кроме того, государство тесно связано с обществом как средство для достижения общей цели общества. С помощью законов государство поддерживает порядок в обществе. Понимание консерватизмом позитивной роли государства есть несколько противоречивым. Большинство склонно считать, что через пороки человеческой природы является потребность в сильном государстве во главе с сильным президентом. Родительское или патерналистическое устройство власти предусматривает постоянный надзор за общественным благосостоянием, начиная с семьи, чтобы создать политические и экономические условия для развития личности. Патернализм также оправдан за то, что существующее неравенство между группами и классами требует от элиты взять на себя ответственность во имя долга. Эта идея противоречит попыткой консерватизма защитить человека от власти политиков и бюрократов, в которых эта идеология ставится с оговоркой. Через это консерватизм поддерживает любые механизмы, способствующие децентрализации государственного аппарата. Консерватизм, за исключением британского, скорее поддерживает федерализм, чем унитарное государство. Отношение к местной власти позитивнее, поскольку она менее абстрактная, более связана с делами конкретных людей.

   Консерватизм  скептически относится к политической демократии, поскольку эта идея противоречит регламентированному, иерархическому устройству общества. Руль власти должен быть доверен представителям давно сложившейся правящей элиты. Ранее традиционный консерватизм видел в этой роли аристократов. Современный консерватизм опирается на владельцев имущества и на тех, кто имеет предпринимательский талант. Несмотря на то, что консерватизм признал существование современной либеральной демократии, он, как и ранее, против власти так называемого неталантливого большинства. Это большинство является толпой. Толпа - то лишь агрегат человеческих существ без внутренней структуры и традиционных ценностей. Толпа и демократия по сути считаются близкими. 

   Обыденное сознание консерватизма

   КОНСЕРВАТИЗМ (лат. conservare - сохранять) - сложный и многогранный социальный феномен, могущий быть представлен в нескольких измерениях: как совокупность психических качеств индивида (позволяющее считать человека консерватором независимо от его политической ангажированности), как политическая идеология (представляющая собой, наряду с либерализмом и социализмом, одну из так называемых «великих» идеологий) и, наконец, как общественно-политическое движение (находящее свое выражение в деятельности политических партий консервативной и неконсервативной ориентации). В обыденном сознании сложился стереотип, согласно которому человек может быть консерватором уже в силу определенных морально-психологических качеств. Это значит, что, он отличается трезвым, взвешенным отношением к жизни. Знакомое, проверенное практикой он предпочитает незнакомому, новому. Опытный человек ему больше внушает доверие, нежели неопытный. Действительность для консерватора более значима, чем возможность, близкое - более, чем далекое, а настоящее для него предпочтительнее, чем счастье будущего. Такой человек вместо избытка выберет достаток, а вместо совершенства - приемлемое. Общее для консерватора всегда важнее, нежели частное, а привилегии более значимы, чем право. И, конечно, выбирая между традициями и нововведениями консерватор скорее всего остановится на традициях.

Литература

  • Ю. Н. Солонин «Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании»
  • Полякова Н. В. «Антропология российского консерватизма»

Информация о работе Консерватизм