Конфликты в России: разновидность, особенности проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:56, реферат

Краткое описание

Конфликт для любой страны явление не редкое, особенно когда наступает переломный момент в развитии и начинается переходный этап, что при максимуме накала противоречий и при наличии массовости человеческого компонента, вовлеченного в эту ситуацию, сопровождается вооружёнными действиями. Но для начала рассмотрим суть данного понятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...……………3
1. Конфликт…………………………………………………………...….………..4
1.1. Понятие конфликтов……………………………………..…………..……....4
1.2. Классификация конфликтов…………………………………………………5
1.3. Пути решения конфликта……………………………………………………8
2. Конфликты в России………………………………………………………….10
2.1. Особенности проявления конфликтов в России…………………………..10
2.2. Последствия конфликтов…………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Семестровая.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
"Волгоградский государственный технический университет" 
Кафедра "История, культура и социология"
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Семестровая работа по социологии на тему: «Конфликты в России: разновидность, особенности проявления» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

 студент группы Э- 359    

Доленко О. В.

Проверил:

 к.ф.  н., д.с. н., проф.

Дулина  Н. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2011 

Содержание 

Введение……………………………………………………………...……………3

1. Конфликт…………………………………………………………...….………..4

1.1. Понятие конфликтов……………………………………..…………..……....4

1.2. Классификация конфликтов…………………………………………………5

1.3. Пути решения  конфликта……………………………………………………8

2. Конфликты  в России………………………………………………………….10

2.1. Особенности  проявления конфликтов в России…………………………..10

2.2. Последствия  конфликтов…………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Конфликт для любой страны явление не редкое, особенно когда наступает переломный момент в развитии и начинается переходный этап, что при максимуме накала противоречий и при наличии массовости человеческого компонента, вовлеченного в эту ситуацию, сопровождается вооружёнными действиями. Но для начала рассмотрим суть данного понятия.

В научных исследованиях  «конфликт» рассматривается как  столкновение в различных формах, целях, позициях, интересах минимум  двух оппонентов. Конфликт обостряет  противоречия в социуме до точки  его разрешения.

          В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

            Иначе говоря, конфликт может быть определён как социальное отношение между двумя или большим числом сторон, цели которых реально или предположительно несовместимы. Также под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых так или иначе осознанных и оценённых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями». 
 
 
 
 
 
 

  1. Конфликт
 
    1. Понятие конфликта
 

          Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

            Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

             Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта.  

              Начало конфликта характеризуется возникновением  первых актов противодействия.

       Конфликт считается начавшимся  в случае совпадения трех условий:

           - один  участник  сознательно  и активно действует в ущерб  другому участнику (как физически,  так и морально, информационно);

           - второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

           - второй  участник  в связи   с этим предпринимает активные  действия по отношению к первому  участнику.

           Основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:

1. Исходное положение  дел; интересы сторон, участвующих  в конфликте; степень их взаимопонимания.

2. Инициирующая  сторона - причины и характер  ее действий.

3. Ответные меры; степень готовности к переговорному  процессу; возможность нормального  развития и разрешения конфликта - изменения исходного положения дел.

4. Отсутствие  взаимопонимания, т.е. понимания  интересов противоположной стороны.

5. Мобилизация  ресурсов в отстаивании своих  интересов.

6. Использование  силы или угрозы силой (демонстрация  силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия.

7. Мобилизация  контрресурсов; идеологизация конфликта  с помощью идей справедливости  и создания образа врага; проникновение  конфликта во все структуры  и отношения; доминирование конфликта  в сознании сторон над всеми иными отношениями.

8. Тупиковая  ситуация, ее саморазрушающее воздействие.

9. Осознание  тупиковой ситуации; поиск новых  подходов; смена лидеров конфликтующих  сторон.

10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов  с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.

11. Новый этап  социального взаимодействия.1 

1.2. Классификация конфликтов 

           Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д.

            По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов  конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.

           По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.

         По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

          М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

  • «подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
  • «случайный, или условный»  — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
  • «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
  • «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
  • «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
  • «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

             Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».

            По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

  • развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
  • способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

            По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.2 
 

1.3. Пути решения конфликта

           Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.

        Выделяют пять основных стратегий (К.Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.

       Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.

        Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

         Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат, давление третьей стороны.

         Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

        Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников.

          Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонента, уровень нанесенного ему ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, серьезность решаемой проблемы, продолжительность конфликта.

           Наиболее вероятным является использование компромисса, потому что шаги навстречу, что делает хотя бы одна из сторон, позволяют достичь ассиметричного (одна сторона уступает больше, другая - меньше) или симметричного (стороны делают примерно равные взаимные уступки) согласия.3 

Информация о работе Конфликты в России: разновидность, особенности проявления