Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:02, доклад
Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли - конфликтологии. Проблема отношений занимает в современной конфликтологии большое место.
Введение
Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли - конфликтологии. Проблема отношений занимает в современной конфликтологии большое место.
На сегодняшний день никому не нужно доказывать, что проблема, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. Это все возрастающий интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур и отдельных людей практической помощи в разрешении конфликтов.
Наше общество оказалось не подготовленным к этой сложной ситуации. Ориентация на “бесконфликтное” развитие делало проблематику конфликтов не перспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области ее научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами. Попытки копирования опыта зарубежных конфликтологов, особенно в области социальных и производственных проблем не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокультурных условиях оказываются малоуспешными.
В какой-то мере это противоречие –  осознание необходимости 
Понятие межгруппового конфликта
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями".
Конфликты могут возникать во взаимодействии 
стабильно существующих микро-групп внутри 
данной группы. Такие группы, как правило, 
существуют в рамках любой малой социальной 
общности, их численность колеблется от 
двух до 6 - 8 человек, при этом чаще всего 
возникают мини-группы численностью в 
3 человека. Более многочисленные подгруппы, 
как правило, не очень устойчивы. Мини-группы 
играют большую роль в жизни группы в целом. 
Их взаимоотношения влияют на общий климат 
группы, продуктивность деятельности. 
Именно внутри них происходит “обкатка” 
норм и правил групповой жизни, и именно 
мини-группа, как правило, выступает инициатором 
изменения этих правил. В принципе можно 
говорить о том, что человек сам по себе 
очень редко действует в своей малой группе. 
Как правило, он опирается на микро-группу, 
зависит от нее и ориентируется на нее 
как на эксперта при выработке той или 
иной стратегии своего повеления. “Новичок”, 
попадающий в новую социальную среду, 
как правило, прежде всего, встает перед 
задачей выбора мишени-группы, которая 
бы приняла его и одобрила его поведение. 
Руководитель в своей деятельности также 
должен действовать с оглядкой на реакцию 
мини-групп, особенно тех из них, которые 
занимают главенствующие позиции. 
 
Иногда в группе можно выделить “источник” 
межгрупповых конфликтов  одного человека 
или устойчивую пару, установивших конфликтные 
отношения с представителями других микро-группа. 
Вероятнее всего, в этих конфликтных отношениях 
они будут поддержаны своим мини-сообществом, 
и возникнет очаг внутригруппового конфликта. 
 
2. Конфликты могут возникать также вследствие 
ориентации определенных, прежде всего, 
высокостатусных, членов группы на внешнюю 
референтную группу, противостоящую в 
своих целях или ценностях данной группе 
или ее руководителю. В данном случае человек 
является как бы носителем противоречивой 
системы требований и норм, что может провоцировать 
недовольство руководителя или других 
членов группы и разжигать внутригрупповой 
конфликт. 
 
3. Возможно возникновение конфликтной 
ситуации во взаимодействии руководителя 
с определенной неформальной группой, 
не согласной с задачами или стилем управления, 
реализуемыми руководителем. Интересно 
отметить, что конфликты такого рода нечасто 
начинаются как групповые. На первых этапах 
обмена конфликтными действиями, участниками 
могут казаться руководитель и отдельный 
член группы. Однако крайне редко человек 
решается на конфликт внутри группы своего 
постоянного членства, не будучи уверенным 
в поддержке со стороны референтной микро-группы. 
В результате любой межличностный конфликт 
в малой группе, в том числе с руководителем, 
быстро становится групповым. 
 
4. Конфликт может возникнуть и вследствие 
разрыва отношений внутри какой-либо подгруппы. 
В случае если остальные члены группы 
не подключаться к конфликту, он закончится 
частичным переструктуированием неформальных 
связей в группе, так как члены распавшейся 
группировки должны будут найти свое место 
в других сообществах. В противном случае, 
произойдет значительное изменение группы 
в целом в отношении ее статусной и лидерской 
иерархий. 
 
5. Возможны нормативные групповые конфликты. 
Они связаны с феноменом группового давления 
большинства на меньшинство, не желающее 
принимать нормы и ценности большинства. 
 
6. Типичными для групповой деятельности 
являются конфликты между лидерами. 
 
7. Наконец, весьма распространены конфликты 
между неформальным лидером и руководителем 
группы.
Динамика межгруппового 
В ходе развития конфликтной 
В развитии конфликтной ситуации условно можно выделить три периода:
а) латентный период развития;
б) открытый период (непосредственный конфликт);
в) латентный период затухания (постконфликтная ситуация).
Каждый период в свою очередь делится на стадии. Стадии эти взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как правило, предыдущая стадия предопределяет наступление последующей.
Латентный период развития в целом характеризуется как предконфликтная ситуация.
Он может включать три стадии:
1) возникновение объективной 
2) осознание конфликтной 
3) возникновение повода (предконфликтная стадия).
В этот период происходит накопление противоречий, различий во мнениях, в оценке поступков или происходящих событий и их осознание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ 
ИСТОЧНИКОВ 
 
1        Андреева, Г. М. Социальная психология./ 
Г. М. Андреева. - М. : Изд-во Аспект-Пресс, 
2008. -376 с. 
 
2        Леонтьев, А. А. Психология общения./ А. 
А. Леонтьев - М.: Изд-во Академия, 2008. –368 
с. 
 
3        Кудрявцев, С.В. Конфликт и насильственное 
преступление./ С.В. Кудрявцев - М. : Изд-во 
Наука, 2005. – 174 с.  
 
4        Обозов, Н. Н. Психология межличностных 
отношений./ Н. Н Обозов. – Киев : Изд-во 
Наука, 2006. –191с. 
 
5        Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей 
психологии: Методологические проблемы 
социальной психологии./ Б. Ф. Ломов ; под 
ред. Е.В. Шороховой – М.: Просвещение 2005. 
– 327 с. 
 
6        Хараш, А.У. Теоретические и методологические 
проблемы социальной психологии./ А. У. 
Хараш. - М.: Изд-во Смысл, 2005. – 235 с. 
 
7        Щепаньский, Я. Элементарные понятия 
социологии./ Я. Щепаньский ; пер. с Польск. 
М. М. Гуренко - М.: Изд-во  Прогресс, 2006. – 
240 с.