Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:02, доклад
Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли - конфликтологии. Проблема отношений занимает в современной конфликтологии большое место.
Введение
Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли - конфликтологии. Проблема отношений занимает в современной конфликтологии большое место.
На сегодняшний день никому не нужно доказывать, что проблема, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. Это все возрастающий интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур и отдельных людей практической помощи в разрешении конфликтов.
Наше общество оказалось не подготовленным к этой сложной ситуации. Ориентация на “бесконфликтное” развитие делало проблематику конфликтов не перспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области ее научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами. Попытки копирования опыта зарубежных конфликтологов, особенно в области социальных и производственных проблем не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокультурных условиях оказываются малоуспешными.
В какой-то мере это противоречие – осознание необходимости
Понятие межгруппового конфликта
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями".
Конфликты могут возникать во взаимодействии
стабильно существующих микро-групп внутри
данной группы. Такие группы, как правило,
существуют в рамках любой малой социальной
общности, их численность колеблется от
двух до 6 - 8 человек, при этом чаще всего
возникают мини-группы численностью в
3 человека. Более многочисленные подгруппы,
как правило, не очень устойчивы. Мини-группы
играют большую роль в жизни группы в целом.
Их взаимоотношения влияют на общий климат
группы, продуктивность деятельности.
Именно внутри них происходит “обкатка”
норм и правил групповой жизни, и именно
мини-группа, как правило, выступает инициатором
изменения этих правил. В принципе можно
говорить о том, что человек сам по себе
очень редко действует в своей малой группе.
Как правило, он опирается на микро-группу,
зависит от нее и ориентируется на нее
как на эксперта при выработке той или
иной стратегии своего повеления. “Новичок”,
попадающий в новую социальную среду,
как правило, прежде всего, встает перед
задачей выбора мишени-группы, которая
бы приняла его и одобрила его поведение.
Руководитель в своей деятельности также
должен действовать с оглядкой на реакцию
мини-групп, особенно тех из них, которые
занимают главенствующие позиции.
Иногда в группе можно выделить “источник”
межгрупповых конфликтов одного человека
или устойчивую пару, установивших конфликтные
отношения с представителями других микро-группа.
Вероятнее всего, в этих конфликтных отношениях
они будут поддержаны своим мини-сообществом,
и возникнет очаг внутригруппового конфликта.
2. Конфликты могут возникать также вследствие
ориентации определенных, прежде всего,
высокостатусных, членов группы на внешнюю
референтную группу, противостоящую в
своих целях или ценностях данной группе
или ее руководителю. В данном случае человек
является как бы носителем противоречивой
системы требований и норм, что может провоцировать
недовольство руководителя или других
членов группы и разжигать внутригрупповой
конфликт.
3. Возможно возникновение конфликтной
ситуации во взаимодействии руководителя
с определенной неформальной группой,
не согласной с задачами или стилем управления,
реализуемыми руководителем. Интересно
отметить, что конфликты такого рода нечасто
начинаются как групповые. На первых этапах
обмена конфликтными действиями, участниками
могут казаться руководитель и отдельный
член группы. Однако крайне редко человек
решается на конфликт внутри группы своего
постоянного членства, не будучи уверенным
в поддержке со стороны референтной микро-группы.
В результате любой межличностный конфликт
в малой группе, в том числе с руководителем,
быстро становится групповым.
4. Конфликт может возникнуть и вследствие
разрыва отношений внутри какой-либо подгруппы.
В случае если остальные члены группы
не подключаться к конфликту, он закончится
частичным переструктуированием неформальных
связей в группе, так как члены распавшейся
группировки должны будут найти свое место
в других сообществах. В противном случае,
произойдет значительное изменение группы
в целом в отношении ее статусной и лидерской
иерархий.
5. Возможны нормативные групповые конфликты.
Они связаны с феноменом группового давления
большинства на меньшинство, не желающее
принимать нормы и ценности большинства.
6. Типичными для групповой деятельности
являются конфликты между лидерами.
7. Наконец, весьма распространены конфликты
между неформальным лидером и руководителем
группы.
Динамика межгруппового
В ходе развития конфликтной
В развитии конфликтной ситуации условно можно выделить три периода:
а) латентный период развития;
б) открытый период (непосредственный конфликт);
в) латентный период затухания (постконфликтная ситуация).
Каждый период в свою очередь делится на стадии. Стадии эти взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как правило, предыдущая стадия предопределяет наступление последующей.
Латентный период развития в целом характеризуется как предконфликтная ситуация.
Он может включать три стадии:
1) возникновение объективной
2) осознание конфликтной
3) возникновение повода (предконфликтная стадия).
В этот период происходит накопление противоречий, различий во мнениях, в оценке поступков или происходящих событий и их осознание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1 Андреева, Г. М. Социальная психология./
Г. М. Андреева. - М. : Изд-во Аспект-Пресс,
2008. -376 с.
2 Леонтьев, А. А. Психология общения./ А.
А. Леонтьев - М.: Изд-во Академия, 2008. –368
с.
3 Кудрявцев, С.В. Конфликт и насильственное
преступление./ С.В. Кудрявцев - М. : Изд-во
Наука, 2005. – 174 с.
4 Обозов, Н. Н. Психология межличностных
отношений./ Н. Н Обозов. – Киев : Изд-во
Наука, 2006. –191с.
5 Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей
психологии: Методологические проблемы
социальной психологии./ Б. Ф. Ломов ; под
ред. Е.В. Шороховой – М.: Просвещение 2005.
– 327 с.
6 Хараш, А.У. Теоретические и методологические
проблемы социальной психологии./ А. У.
Хараш. - М.: Изд-во Смысл, 2005. – 235 с.
7 Щепаньский, Я. Элементарные понятия
социологии./ Я. Щепаньский ; пер. с Польск.
М. М. Гуренко - М.: Изд-во Прогресс, 2006. –
240 с.