Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 15:28, контрольная работа
Для исследования той или иной проблемы используется соответствующая система приемов и правил исследования – методика конкретного исследования. Она предполагает определенную структуру действий: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение содержания серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.
Важнейшей составной частью научных исследований является эксперимент, основой которого является научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями.
Социометрический эксперимент используется для измерения существующих межличностных, социально-психологических отношений в малых группах с целью их последующего изменения.
Для проведения эксперимента любого типа необходимо:
1.разработать гипотезу, подлежащую проверке;
2.создать программы экспериментальных работ;
3.определить способы и приемы вмешательства в объект исследования;
4.обеспечить условия для осуществления процедуры экспериментальных работ;
5.разработать пути и приемы фиксирования хода и результатов эксперимента;
6.подготовить средства эксперимента (приборы, установки, модели и т.п.);
7.обеспечить эксперимент необходимым обслуживающим персоналом.
Особое значение имеет правильная разработка методик эксперимента.
Методика - это совокупное и. мыслительных и физических операций, размещенных в определенной последовательности, в соответствии с которой достигается цель исследования.
При разработке методик проведения эксперимента необходимо предусматривать:
-проведение предварительного целенаправленного наблюдения над изучаемым объектом или явлением с целью определения исходных данных (гипотез, выбора варьирующих факторов);
-создание условий, в которых возможно экспериментирование (подбор объектов для экспериментального воздействия, устранение влияния случайных факторов);
-определение пределов измерений; систематическое наблюдение за ходом развития изучаемого явления и точные описания фактов;
-проведение систематической регистрации измерений и оценок фактов различными средствами и способами;
-создание повторяющихся ситуаций, изменение характера условий и перекрестные воздействия, создание усложненных ситуаций с целью подтверждения или опровержения ранее полученных данных;
-переход от эмпирического изучения к логическим обобщениям, к анализу и теоретической обработке полученного фактического материала.
Перед каждым экспериментом составляется его план (программа), который включает:
-цель и задачи эксперимента;
-выбор варьирующих факторов;
-обоснование объема эксперимента, числа опытов;
-порядок реализации опытов, определение последовательности изменения -факторов;
-выбор шага изменения факторов, задание интервалов между будущими -экспериментальными точками;
-обоснование средств измерений;
-описание проведения эксперимента;
-обоснование способов обработки и анализа результатов эксперимента.
Результаты экспериментов должны отвечать трем статистическим требованиям:
-требование эффективности оценок, т.е. минимальность дисперсии отклонения относительно неизвестного параметра;
-требование состоятельности оценок, т.е. при увеличении числа наблюдений оценка параметра должна стремиться к его истинному значению;
-требование несмещенности оценок - отсутствие систематических ошибок в процессе вычисления параметров.
Важнейшей проблемой при проведении и обработке эксперимента является совместимость этих трех требований.
План-программу рассматривает научный руководитель, обсуждают в научном коллективе и утверждают в установленном порядке.
При разработке плана-программы эксперимента
всегда необходимо стремиться к его упрощению,
наглядности без потери точности и достоверности.
Это достигается предварительным анализом
и сопоставлением результатов измерений
одного и того же параметра различными
техническими средствами, а также методов
обработки полученных результатов. В условиях
интенсификации проведения научных исследований
важнейшее место в процессе подготовки
эксперимента должно отводиться его автоматизации
(АСНИ) с вводом экспериментальных данных
непосредственно в ЭВМ, с расчетом результирующих
показателей, с автоматическим управлением
хода эксперимента (последовательности
к повторяемости замеров, определение
средних значений, построение и т.д.).
2. Элементы теории планирования
эксперимента
Математическая теория эксперимента определяет условия оптимального проведения исследования, в том числе и при неполном знании физической сущности явления. Для этого используются математические методы при подготовке и проведении опытов, что позволяет исследовать и оптимизировать сложные системы и процессы, обеспечивать высокую эффективность эксперимента и точность определения исследуемых факторов.
Эксперименты обычно ставятся небольшими сериями по заранее согласованному алгоритму. После каждой небольшой серии опытов производится обработка результатов наблюдений и принимается строго обоснованное решение о том, что делать дальше.
При использовании методов математического планирования эксперимента возможно:
-решать различные вопросы, связанные с изучением сложных процессов и явлений;
-проводить эксперимент с целью адаптации технологического процесса к изменяющимся оптимальным условиям его протекания и обеспечивать таким образом высокую эффективность его осуществления и др.
Теория математического эксперимента содержит ряд концепций, которые обеспечивают успешную реализацию задач исследования:
-концепция рандомизации;
-концепция последовательного эксперимента;
-концепция математического моделирования;
-концепция оптимального использования факторного пространства и ряд других.
Принцип рандомизации заключается в том, что в план эксперимента вводят элемент случайности. Для этого план эксперимента составляется таким образом, чтобы те систематические факторы, которые трудно поддаются контролю, учитывались статистически и затем исключались в исследованиях как систематические ошибки.
При последовательном проведении эксперимент выполняется не одновременно, а поэтапно, с тем, чтобы результаты каждого этапа анализировать и принимать решение о целесообразности проведения дальнейших исследований (рис.2.1). В результате эксперимента получают уравнение регрессии, которое часто называют моделью процесса.
Для конкретных случаев математическая модель создается исходя из целевой направленности процесса и задач исследования, с учетом требуемой точности решения и достоверности исходных данных.
В настоящее время изданы каталоги планов эксперимента, в которых приводятся сравнительная оценка планов и рекомендации по их выбору применительно к конкретным условиям эксперимента.
Важное место в теории планирования эксперимента занимают вопросы оптимизации исследуемых процессов, свойств многокомпонентных систем или других объектов.
Как правило, нельзя найти такое сочетание значений влияющих факторов, при котором одновременно достигается экстремум всех функций отклика. Поэтому в большинстве случаев за критерий оптимальности выбирают лишь одну из переменных состояния функцию отклика, характеризующую процесс, а остальные принимают приемлемыми для данного случая.
Методы планирования эксперимента в настоящее время быстро развиваются, чему способствует возможность широкого использования ЭВМ.
Вычислительным экспериментом называется методология и технология исследований, основанные на применении прикладной математики и электронно-вычислительных машин как технической базы при использовании математических моделей.
Таким образом, вычислительный эксперимент основывается на создании математических моделей изучаемых объектов, которые формируются с помощью некоторой особой математической структуры, способной отражать свойства объекта, проявляемые им в различных экспериментальных условиях.
Однако эти математические структуры превращаются в модели лишь тогда, когда элементам структуры дается физическая интерпретация, когда устанавливается соотношение между параметрами математической структуры и экспериментально определенными свойствами объекта, когда характеристики элементов модели и самой модели в целом находят соответствие свойствам объекта.
Таким образом, математические структуры вместе с описанием соответствия экспериментально обнаруженным свойствам объекта и являются моделью изучаемого объекта, отражая в математической, символической (знаковой) форме объективно существующие в природе зависимости, связи и законы.
Каждый вычислительный эксперимент основывается как на математической модели, так и на приемах вычислительной математики. Современная вычислительная математика состоит из многих разделов развивающихся вместе с развитием электронно-вычислительной техники.
На основе математического моделирования и методов вычислительной математики создались теория и практика вычислительного эксперимента, технологический цикл которого принято разделять на следующие этапы.
1. Для исследуемого объекта
Одновременно формулируются допущения и условия применимости модели, границы, в которых будут справедливы полученные результаты. Модель записывается в математических терминах, как правило, в виде дифференциальных или интегро-дифференциальных уравнений.
2. Разрабатывается метод расчета
сформулированной
Вычислительный эксперимент имеет многовариантный характер, так как решения поставленных задач часто зависят от многочисленных входных параметров. Тем не менее, каждый конкретный расчет в вычислительном эксперименте проводится при фиксированных значениях всех параметров.
Между тем в результате такого эксперимента часто ставится задача определения оптимального набора параметров. Поэтому при создании оптимальной установки приходится проводить большое число расчетов однотипных вариантов задачи, отличающихся значением некоторых параметров. В связи с этим при организации вычислительного эксперимента можно использовать эффективные численные методы.
3. Разрабатываются алгоритм и
программа решения задачи на
ЭВМ. Программирование решений
4. Проведение расчетов на ЭВМ.
Результат получается в виде
некоторой цифровой информации,
которую далее необходимо
5. Обработка результатов
Вычислительный эксперимент приобретает исключительное значение в тех случаях, когда натурные эксперименты и построение физической модели оказываются невозможными.
В науке и технике известно немало областей,
в которых вычислительный эксперимент
оказывается единственно возможным при
исследовании сложных систем.
3. Метрологическое обеспечение экспериментальных исследований
Важное место в экспериментальных исследованиях занимают измерения.
Измерение - это нахождение физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств.
Суть измерения составляет сравнение измеряемой величины с известной величиной, принятой за единицу (эталон).
Теорией и практикой измерения занимается метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
К основным проблемам метрологии относятся:
общая теория измерений;
единицы физических величин (величины, которым по определению присвоено числовое значение, равное единице) и их системы (совокупность основных и производных единиц, образованная в соответствии с некоторыми принципами, например, Международная система единиц - СИ);
методы и средства измерений (к методам относят совокупность приемов использования принципов и технических средств, применяемых при измерениях и имеющих нормирование метрологических свойств);
методы определения точности измерений;
основы обеспечения единства измерений, при которых результаты измерения выражены в узаконенных единицах, а погрешности измерений известны с заданной вероятностью, что возможно при единообразии средств измерения (средства измерения должны быть проградуированы в узаконенных единицах и их метрологические свойства соответствуют нормам).
Важнейшие значения в метрологии отводятся эталонам и образцовым средствам измерений.
К эталонам относятся средства измерений (или комплекс средств измерений), обеспечивающих воспроизведение и хранение единицы с целью передачи ее размера нижестоящим средствам измерения.
Эталоны выполнены по особой спецификации. Эталонная база содержит более 120 государственных эталонов, в том числе, например, единицы длины, массы и др.
Образцовые средства измерений служат
для проверки по ним рабочих (технических)
средств измерения, постоянно используемых
непосредственно в исследованиях.
Передача размеров единиц от эталонов
или образцовых средств измерений рабочим
средствам осуществляется государственными
и ведомственными метрологическими органами,
составляющими метрологическую службу,
их деятельность обеспечивает единство
измерений и единообразие средств измерений
в стране.
Информация о работе Классификация, типы и задачи эксперимента