Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:56, доклад
Существует множество способов классификации обществ. В социологии принято выделять типы общества по тем или иным признакам. Так, например, Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое). Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы.
Существует множество
способов классификации обществ. В
социологии принято выделять типы общества
по тем или иным признакам. Так, например,
Маркс выделял 5 типов общества, которые
сменяли последовательно друг друга
и представляли собой следующие
формации: первобытнообщинное, рабовладельческое,
феодальное, капиталистическое, коммунистическое
(или социалистическое). Согласно марксисткой
традиции, тип общества определяется способом
производства, т.е. тем как используются
и контролируются экон. ресурсы. Общественно-экономические
формации включают в себя все явления,
которые имеются в обществе: материальные,
духовные, политические, социальные, семейные
и т.д.). Стержнем формации является способ
производства материальной жизни. Общественно-экономическая
формация — это исторически конкретное
общество на данном этапе его развития
и вместе с тем — это определенная ступень
в развитии исторического процесса по
восходящей линии. Причем, согласно Марксу,
каждая последующая формация является
более прогрессивной по сравнению с предыдущей.
Классификация
обществ может быть составлена и
на основе господствующих в них религий
(например, мусульманское общество)
или языка (например, франкоязычное
общество).
Существует классификация
по способу добывания средств
к существованию: общество охотников
и собирателей, садоводческое, аграрное
и промышленное (Г. Ленски, Дж. Ленски).
Теннис классифицирует
общества на традиционное (подразумевавшее
крестьянскую общину) и промышленное
(индустриально-городское
Основные различия
между ними заключается в следующем:
в первом люди живут
в соответствии с общинными обязанностями,
во втором люди руководствуются личной
выгодой;
первое основывается
на традиционных обычаях, второе —
на формальных законах;
первое предполагает
ограниченную специализацию, второе —
формирует специализированные профессиональные
роли;
первое опирается на религиозные, а второе на светские ценности;
главные институты
первого — семья и община, второго
— крупные корпорации и ассоциативные
формы объединения людей.
Типология обществ
Дюркгейма базируется на закономерности
структурной организации
Тут он допускал
возможность возникновения
Во второй половине
20в американскими социологами сформировался
другой подход, рассматривавший историю
о развитии как смена трех стадий человеческого
развития: доиндустриальное общество,
индустриальное и постиндустриальное.
Индустриализация — это социальный процесс,
который характеризовал превращение традиционных
(аграрных) обществ в современные (промышленные)
путем создания крупной машинной промышленности
и производственных технологий. Индустриализм
рассматривается как система социальной
организации, где индустрия охватывает
не только производственную сферу, но
и остальные сферы общественной жизни.
Поппер немецкий
социолог середины 20в (книга К. Поппера
«Открытое общество и его враги»)
выделял 2 типа современного общества:
открытое и закрытое общество. Под
открытым он понимал современное общество
открытое для обмена информации, для свободного
перемещения людей, для расширения свобод
и прав человека. Под закрытым подразумевались
фашистские и социалистические общественные
системы, наглухо закрытые для внешнего
воздействия. В современном мире такое
деление обозначается другими терминами:
демократическое (открытое) общество и
тоталитарное (закрытое).
Типология обществ.
В современном
мире существуют различные типы обществ,
различающихся между собой по
многим параметрам, как явным (язык
общения, культура, географическое положение,
размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной
интеграции, уровень стабильности и др.).
Научная классификация предполагает выделение
наиболее существенных, типичных признаков,
отличающих одни группы обществ от других
и объединяющих общества одной и той же
группы. Сложность социальных систем,
именуемых обществами, обусловливает
как многообразие их конкретных проявлений,
так и отсутствие единого универсального
критерия, на основе которого их можно
было бы классифицировать.
В середине XIX вв.
К.Маркс предложил типологию
Другая типология
делит все общества на простые
и сложные. Критерием выступает число
уровней управления и степень социальной
дифференциации (расслоения). Простое
общество – это общество, в котором составные
части однородны, в нем нет богатых и бедных,
руководителей и подчиненных, структура
и функции здесь слабо дифференцированы
и могут легко взаимозаменяться. Таковы
первобытные племена, кое-где сохранившиеся
до сих пор.
Сложное общество
– общество с сильно дифференцированными
структурами и функциями, взаимосвязанными
и взаимозависимыми друг от друга, что
обусловливает необходимость их координации.
К.Поппер различает
два типа обществ: закрытые и открытые.
В основе различий между ними лежит
ряд факторов, и прежде всего отношение
социального контроля и свободы
индивида. Для закрытого общества
характерна статичная социальная структура,
ограниченная мобильность, невосприимчивость
к нововведениям, традиционализм, догматичная
авторитарная идеология, коллективизм.
К такому типу обществ К.Поппер относил
Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую
Германию, Советский Союз сталинской эпохи.
Открытое общество характеризуется динамичной
социальной структурой, высокой мобильностью,
способностью к инновациям, критицизмом,
индивидуализмом и демократической плюралистической
идеологией. Образцами открытых обществ
К.Поппер считал древние Афины и современные
западные демократии.
Устойчивым и
распространенным является деление
обществ на традиционные, индустриальные
и постиндустриальные, предложенное
американским социологом Д.Беллом на основании
изменения технологического базиса
– совершенствования средств производства
и знания.
Традиционное (доиндустриальное)
общество – общество с аграрным
укладом, с преобладанием натурального
хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными
структурами и основанным на традиции
способом социокультурной регуляции.
Для него характерны ручной труд, крайне
низкие темпы развития производства, которое
может удовлетворять потребности людей
лишь на минимальном уровне. Оно крайне
инерционно, поэтому маловосприимчиво
к нововведениям. Поведение индивидов
в таком обществе регламентируется обычаями,
нормами, социальными институтами. Обычаи,
нормы, институты, освященные традициями,
считаются незыблемыми, не допускающими
даже мысли об их изменении. Выполняя свою
интегративную функцию, культура и
социальные институты подавляют любое
проявление свободы личности, которая
является необходимым условием постепенного
обновления общества.
Термин индустриальное
общество ввел А.Сен-Симон, подчеркивая
его новый технической базис. Индустриальное
общество (в современном звучании) – это
сложное общество, с основанным на промышленности
способом хозяйствования, с гибкими, динамичными
и модифицирующимися структурами, способом
социокультурной регуляции, основанном
на сочетании свободы личности и интересов
общества. Для этих обществ характерно
развитое разделение труда, массовое производство
товаров, машинизация и автоматизация
производства, развитие средств массовой
коммуникации, урбанизация и т.д.
Постиндустриальное
общество (иногда его называют информационным)
– общество, развитое на информационной
основе: добыча (в традиционных обществах)
и переработка (в индустриальных
обществах) продуктов природы сменяются
приобретением и переработкой информации,
а также преимущественным развитием (вместо
сельского хозяйства в традиционных обществах
и промышленности в индустриальных) сферы
услуг. В результате меняется структура
занятости, соотношение различных профессионально-
Изменение технологического
базиса сказывается и на организации всей
системы социальных связей и отношений.
Если в индустриальном обществе массовый
класс составляли рабочие, то в постиндустриальном
– служащие, управленцы. При этом значение
классовой дифференциации ослабевает,
вместо статусной (“зернистой”) социальной
структуры формируется функциональная
(“готовая”). Вместо руководства принципом
управления становится согласование,
а на смену представительной демократии
идет непосредственная демократия и самоуправление.
В результате вместо иерархии структур
создается новый тип сетевой организации,
ориентированной на быстрое изменение
в зависимости от ситуации.
Правда, при этом
некоторые социологи обращают внимание
на противоречивые возможности, с одной
стороны, обеспечения в информационном
обществе более высокого уровня свободы
личности, а с другой, - на появление новых,
более скрытых и потому более опасных
форм социального контроля над ней.
В заключение отметим,
что, помимо рассмотренных, в современной
социологии существуют и другие классификации
обществ. Все зависит от того, какой критерий
будет положен в основу данной классификации.
Типология
общества
Все мысленное и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько обществ, объединенных сходными признаками, критериями, составляют типологию.
В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.
Согласно первой типологии все общества делятся на простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.
Простые общества характеризуют относительно небольшие размеры объединений, низкий уровень разделения труда, развития техники, приоритет кровно-родственных связей, полное социальное, экономическое и политическое равенство.
Социальное равенство означает отсутствие классов, социальных слоев и сословий, деление общества на богатых и бедных.
Экономическое равенство означает одинаковое отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту (пище). Все находится в коллективной собственности рода, племени.
Политическое равенство означает отсутствие деления на управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.
В первобытную эпоху простым обществом жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводыДо сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины — примитивные племена бродячих охотников и собирателей.
Сложные общества – это многочисленные социальные образования, включающие в свой состав от сотен тысяч до сотен миллионов человек. В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличностными, неродственными. Благодаря относительно высокому уровню развития орудий труда в сложных обществах появляется прибавочный продукт, устанавливаются товарно-денежные отношения.
На этой почве развивается социальное, экономическое и политическое неравенство, возникают классы, касты, сословия, слои, возникает государство, в котором функционирует специализированный и широко разветвленный аппарат управления. Возникшее стихийно социальное неравенство закрепляется экономически, юридически, политически и религиозно. Толчок к появлению сложного общества дало зарождение государства. Это произошло примерно 6 тысяч лет назад. Простые общества относятся к догосударственным образованиям.