Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:56, доклад
Существует множество способов классификации обществ. В социологии принято выделять типы общества по тем или иным признакам. Так, например, Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое). Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы.
Существует множество 
способов классификации обществ. В 
социологии принято выделять типы общества 
по тем или иным признакам. Так, например, 
Маркс выделял 5 типов общества, которые 
сменяли последовательно друг друга 
и представляли собой следующие 
формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, 
феодальное, капиталистическое, коммунистическое 
(или социалистическое). Согласно марксисткой 
традиции, тип общества определяется способом 
производства, т.е. тем как используются 
и контролируются экон. ресурсы. Общественно-экономические 
формации включают в себя все явления, 
которые имеются в обществе: материальные, 
духовные, политические, социальные, семейные 
и т.д.). Стержнем формации является способ 
производства материальной жизни. Общественно-экономическая 
формация — это исторически конкретное 
общество на данном этапе его развития 
и вместе с тем — это определенная ступень 
в развитии исторического процесса по 
восходящей линии. Причем, согласно Марксу, 
каждая последующая формация является 
более прогрессивной по сравнению с предыдущей.  
Классификация 
обществ может быть составлена и 
на основе господствующих в них религий 
(например, мусульманское общество) 
или языка (например, франкоязычное 
общество).  
Существует классификация 
по способу добывания средств 
к существованию: общество охотников 
и собирателей, садоводческое, аграрное 
и промышленное (Г. Ленски, Дж. Ленски).  
Теннис классифицирует 
общества на традиционное (подразумевавшее 
крестьянскую общину) и промышленное 
(индустриально-городское 
Основные различия 
между ними заключается в следующем:  
в первом люди живут 
в соответствии с общинными обязанностями, 
во втором люди руководствуются личной 
выгодой;  
первое основывается 
на традиционных обычаях, второе — 
на формальных законах; 
первое предполагает 
ограниченную специализацию, второе — 
формирует специализированные профессиональные 
роли;  
первое опирается на религиозные, а второе на светские ценности;
главные институты 
первого — семья и община, второго 
— крупные корпорации и ассоциативные 
формы объединения людей. 
 
Типология обществ 
Дюркгейма базируется на закономерности 
структурной организации 
Тут он допускал 
возможность возникновения 
Во второй половине 
20в американскими социологами сформировался 
другой подход, рассматривавший историю 
о развитии как смена трех стадий человеческого 
развития: доиндустриальное общество, 
индустриальное и постиндустриальное. 
Индустриализация — это социальный процесс, 
который характеризовал превращение традиционных 
(аграрных) обществ в современные (промышленные) 
путем создания крупной машинной промышленности 
и производственных технологий. Индустриализм 
рассматривается как система социальной 
организации, где индустрия охватывает 
не только производственную сферу, но 
и остальные сферы общественной жизни.  
Поппер немецкий 
социолог середины 20в (книга К. Поппера 
«Открытое общество и его враги») 
выделял 2 типа современного общества: 
открытое и закрытое общество. Под 
открытым он понимал современное общество 
открытое для обмена информации, для свободного 
перемещения людей, для расширения свобод 
и прав человека. Под закрытым подразумевались 
фашистские и социалистические общественные 
системы, наглухо закрытые для внешнего 
воздействия. В современном мире такое 
деление обозначается другими терминами: 
демократическое (открытое) общество и 
тоталитарное (закрытое). 
 
 
 
 
 
 
 
Типология обществ. 
В современном 
мире существуют различные типы обществ, 
различающихся между собой по 
многим параметрам, как явным (язык 
общения, культура, географическое положение, 
размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной 
интеграции, уровень стабильности и др.). 
Научная классификация предполагает выделение 
наиболее существенных, типичных признаков, 
отличающих одни группы обществ от других 
и объединяющих общества одной и той же 
группы. Сложность социальных систем, 
именуемых обществами, обусловливает 
как многообразие их конкретных проявлений, 
так и отсутствие единого универсального 
критерия, на основе которого их можно 
было бы классифицировать. 
В середине XIX вв. 
К.Маркс предложил типологию 
Другая типология 
делит все общества на простые 
и сложные. Критерием выступает число 
уровней управления и степень социальной 
дифференциации (расслоения). Простое 
общество – это общество, в котором составные 
части однородны, в нем нет богатых и бедных, 
руководителей и подчиненных, структура 
и функции здесь слабо дифференцированы 
и могут легко взаимозаменяться. Таковы 
первобытные племена, кое-где сохранившиеся 
до сих пор. 
Сложное общество 
– общество с сильно дифференцированными 
структурами и функциями, взаимосвязанными 
и взаимозависимыми друг от друга, что 
обусловливает необходимость их координации. 
К.Поппер различает 
два типа обществ: закрытые и открытые. 
В основе различий между ними лежит 
ряд факторов, и прежде всего отношение 
социального контроля и свободы 
индивида. Для закрытого общества 
характерна статичная социальная структура, 
ограниченная мобильность, невосприимчивость 
к нововведениям, традиционализм, догматичная 
авторитарная идеология, коллективизм. 
К такому типу обществ К.Поппер относил 
Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую 
Германию, Советский Союз сталинской эпохи. 
Открытое общество характеризуется динамичной 
социальной структурой, высокой мобильностью, 
способностью к инновациям, критицизмом, 
индивидуализмом и демократической плюралистической 
идеологией. Образцами открытых обществ 
К.Поппер считал древние Афины и современные 
западные демократии. 
Устойчивым и 
распространенным является деление 
обществ на традиционные, индустриальные 
и постиндустриальные, предложенное 
американским социологом Д.Беллом на основании 
изменения технологического базиса 
– совершенствования средств производства 
и знания. 
Традиционное (доиндустриальное) 
общество – общество с аграрным 
укладом, с преобладанием натурального 
хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными 
структурами и основанным на традиции 
способом социокультурной регуляции. 
Для него характерны ручной труд, крайне 
низкие темпы развития производства, которое 
может удовлетворять потребности людей 
лишь на минимальном уровне. Оно крайне 
инерционно, поэтому маловосприимчиво 
к нововведениям. Поведение индивидов 
в таком обществе регламентируется обычаями, 
нормами, социальными институтами. Обычаи, 
нормы, институты, освященные традициями, 
считаются незыблемыми, не допускающими 
даже мысли об их изменении. Выполняя свою 
интегративную функцию,  культура и 
социальные институты подавляют любое 
проявление свободы личности, которая 
является необходимым условием постепенного 
обновления общества. 
Термин индустриальное 
общество ввел А.Сен-Симон, подчеркивая 
его новый технической базис. Индустриальное 
общество (в современном звучании) – это 
сложное общество, с основанным на промышленности 
способом хозяйствования, с гибкими, динамичными 
и модифицирующимися структурами, способом 
социокультурной регуляции, основанном 
на сочетании свободы личности и интересов 
общества. Для этих обществ характерно 
развитое разделение труда, массовое производство 
товаров, машинизация и автоматизация 
производства, развитие средств массовой 
коммуникации, урбанизация и т.д. 
Постиндустриальное 
общество (иногда его называют информационным) 
– общество, развитое на информационной 
основе: добыча (в традиционных обществах) 
и переработка (в индустриальных 
обществах) продуктов природы сменяются 
приобретением и переработкой информации, 
а также преимущественным развитием (вместо 
сельского хозяйства в традиционных обществах 
и промышленности в индустриальных) сферы 
услуг. В результате меняется структура 
занятости, соотношение различных профессионально-
Изменение технологического 
базиса сказывается и на организации всей 
системы социальных связей и отношений. 
Если в индустриальном обществе массовый 
класс составляли рабочие, то в постиндустриальном 
– служащие, управленцы. При этом значение 
классовой дифференциации ослабевает, 
вместо статусной (“зернистой”) социальной 
структуры формируется функциональная 
(“готовая”). Вместо руководства принципом 
управления становится согласование, 
а на смену представительной демократии 
идет непосредственная демократия и самоуправление. 
В результате вместо иерархии структур 
создается новый тип сетевой организации, 
ориентированной на быстрое изменение 
в зависимости от ситуации. 
Правда, при этом 
некоторые социологи  обращают внимание 
на противоречивые возможности, с одной 
стороны, обеспечения в информационном 
обществе более высокого уровня свободы 
личности, а с другой, - на появление новых, 
более скрытых и потому более опасных 
форм социального контроля над ней. 
В заключение отметим, 
что, помимо рассмотренных, в современной 
социологии существуют и другие классификации 
обществ. Все зависит от того, какой критерий 
будет положен в основу данной классификации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Типология 
общества 
Все мысленное и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько обществ, объединенных сходными признаками, критериями, составляют типологию.
В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.
Согласно первой типологии все общества делятся на простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.
Простые общества характеризуют относительно небольшие размеры объединений, низкий уровень разделения труда, развития техники, приоритет кровно-родственных связей, полное социальное, экономическое и политическое равенство.
Социальное равенство означает отсутствие классов, социальных слоев и сословий, деление общества на богатых и бедных.
Экономическое равенство означает одинаковое отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту (пище). Все находится в коллективной собственности рода, племени.
Политическое равенство означает отсутствие деления на управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.
В первобытную эпоху простым обществом жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводыДо сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины — примитивные племена бродячих охотников и собирателей.
Сложные общества – это многочисленные социальные образования, включающие в свой состав от сотен тысяч до сотен миллионов человек. В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличностными, неродственными. Благодаря относительно высокому уровню развития орудий труда в сложных обществах появляется прибавочный продукт, устанавливаются товарно-денежные отношения.
На этой почве развивается социальное, экономическое и политическое неравенство, возникают классы, касты, сословия, слои, возникает государство, в котором функционирует специализированный и широко разветвленный аппарат управления. Возникшее стихийно социальное неравенство закрепляется экономически, юридически, политически и религиозно. Толчок к появлению сложного общества дало зарождение государства. Это произошло примерно 6 тысяч лет назад. Простые общества относятся к догосударственным образованиям.