Казахский педагог новатор

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:52, реферат

Краткое описание

Имея за плечами многолетний опыт, они искали такие дидактические системы, которые бы решительно изменили образовательный процесс в школе. Несмотря на разнообразие подходов к решению этого важного вопроса, в дидактических системах педагогов-новаторов много общих посылок.
1. Педагогика сотрудничества — это педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика. Учитель не заставляет принудительными средствами учиться школьника, а создает ему оптимальные условия для учения и развития. Они пронизаны верой в силы и возможности ученика в успешном усвоении знаний, стремлением при необходимости авансировать успех школьника в учебной деятельности.
2. Поиск новых, нетрадиционных методов, п

Файлы: 1 файл

Доклад (2).docx

— 26.03 Кб (Скачать)


Доклад

На тему: Казахский педагог новатор 

 

Выполнила: студентка группы Д-21

Байгожина Айгерим

Проверила:Бекентаева С.Б




 

 

Введение

Застойные явления в обществе в конце 70-80-х годов в Советском  Союзе захватили и школу. Замалчивание недостатков, превознесение достоинств, уравниловка в оценке работы учителя, однообразие в учебно-воспитательной работе, академизм характеризовали  авторитарно-императивную педагогику. И в противовес ей в условиях перестройки  общественно-политической жизни страны зарождается педагогика сотрудничества. Время ее рождения — осень 1986 г. Об этом сообщила “Учительская газета” 18 октября. Авторов этой педагогики стали называть новаторами. Новатор (от лат. novator — обновитель) – это специалист, который вносит и практически реализует прогрессивное в какой-либо области деятельности. В нашем случае это — учебно-воспитательная деятельность. Новаторство в отечественной дидактике в 1980-х гг. было порождено самой жизнью, а именно стремлением учителей разных специальностей усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. Характерно, что новаторство охватило преподавателей математики и физики, литературы и языка, изобразительного искусства и учителей начальных классов Донецка и Москвы, Ленинграда и Одессы, Тбилиси и Подмосковья и разных других городов и областей страны. За первыми и известными потянулись и учительские массы. Педагогическое новаторство стало явлением всеобщим. Оно вызвало энтузиазм учителей разных поколений. Имена педагогов-новаторов ныне широко известны педагогической (и не только!) общественности: В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин и Н.Н. Палтышев, С.Н. Лысенкова и М.П. Щетинин, И.П. Волков и И.П. Иванов, В.А. Караковский и Б.П. Никитин.

Имея за плечами многолетний  опыт, они искали такие дидактические  системы, которые бы решительно изменили образовательный процесс в школе. Несмотря на разнообразие подходов к решению этого важного вопроса, в дидактических системах педагогов-новаторов много общих посылок.

1. Педагогика сотрудничества  — это педагогика гуманно-оптимистическая.  Она основана на уважении личности  ученика, равного партнерства  его и учителя в учебном  процессе, на стремлении к духовной  общности учителя и ученика.  Учитель не заставляет принудительными  средствами учиться школьника,  а создает ему оптимальные  условия для учения и развития. Они пронизаны верой в силы  и возможности ученика в успешном  усвоении знаний, стремлением при  необходимости авансировать успех  школьника в учебной деятельности.

2. Поиск новых, нетрадиционных  методов, приемов и средств  учебной деятельности, обеспечивающих  высокий результат усвоения учащимися  учебного материала. Потому и  называют их новаторами.

3. Перспективность дидактических  идей и практического опыта  педагогов-новаторов подтверждается  заметными, более высокими учебными  успехами их учащихся. Не случайно  к их опыту потянулись учительские  массы.

4. Общедоступность опыта  педагогов-новаторов для всех  слоев и массы учительства  от младших классов до техникумов. Она объясняется тем, что их  дидактические идеи были выношены, выстраданы, проверены многолетней  собственной практикой учебно-воспитательной  работы в городских и сельских  школах. В 80-90-е годы большими  тиражами публиковались книги  самих педагогов-новаторов, были  тематические радио- и телепередачи  о них, проходили их встречи  с широкими массами учителей.

Это давало возможность учителям от самих новаторов получить материал об их опыте.

Педагоги-новаторы сыграли  большую роль в переосмыслении многих прежних взглядов и традиций в  дидактике, внесли вклад в развитие новых направлений в обучении учащихся, проложили дорогу к развертыванию  многочисленных авторских школ, возникших  уже в 90-е годы.

1.  Опыт работы Шаталова В.Ф.

Человеческий фактор обусловливает  и определяет дидактическую концепцию  В.Ф. Шаталова. Вся его система  обучения построена на принципе уважения личности школьника, гуманного отношения  к нему. Он к каждому ученику  подходит с оптимистической гипотезой, верит в его учебные способности, возможность усвоения любым школьником учебного материала на уровне «четверки» и «пятерки». Создавая доброжелательную обстановку на занятиях, Виктор Федорович  вызывает у учащихся чувство уверенности  в свои силы и успеха в учебной  работе.

«Учиться победно!»— вот  девиз педагога-новатора. Успех в  учении он считает важным дидактическим  принципом.

Подчеркнем, что В.Ф. Шаталов  на первое место в процессе обучения ставит воспитательную задачу, а также  формирование у учащихся общественно  ценных мотивов учения, любознательности, познавательных интересов и потребностей, чувства долга и ответственности  за результаты учения. А уже потом  следует задача учебно-познавательная.

В опыте В.Ф. Шаталова по учебной  работе можно выделить ряд особенностей.

Строго определенная организация  учебного процесса, которую можно  назвать алгоритмом учебной деятельности. Академик В.В. Давыдов оценил ее как  «возможность достаточно жесткого и  поэтапного управления познавательной деятельностью самих школьников»

1. Каждой теме учебного  предмета В.Ф. Шаталов присваивал  номер, который знали все учащиеся. Порядок изучения каждой темы, т.е. поэтапного управления был  всегда один и тот же, сохранялась  строгая последовательность этапов  изучения новой темы (это, по  сути, и есть алгоритм):

) развернутое объяснение  учителя;

2) сжатое изложение учебного  материала по опорным плакатам;

3) изучение листов с  опорными сигналами (уменьшенные  копии опорных листов и плакатов);

4) работа с учебником  и листом опорных сигналов  в домашних условиях;

5) письменное воспроизведение  опорных сигналов на следующем  уроке;

6) ответ у доски или  прослушивание устных ответов  товарищей.

По В.Ф. Шаталову сначала  изучается теоретический материал, а затем уже практический. Он пришел опытным путем к той же мысли, что и В.В. Давыдов экспериментально — в теории развивающего обучения.

По В.Ф. Шаталову учебный материал изучается укрупненными единицами. Он полагает, что так учащиеся видят целостную картину изучаемого, а не только его фрагмент. Успех  усвоения большой темы достигается  быстрым темпом изучения и путем  многократного вариативного повторения. К примеру, в учебном материале  по математике изучаются основные понятия  и связи между ними. Второстепенный материал не дается. Довод: практически  ученикам знать доказательства не обязательно, тем более, что одна и та же теорема, вывод одной и той же формулы имеют много вариантов. В результате удается сократить время, необходимое для изучения и усвоения программного учебного предмета. Это «высвободившееся время» используется для опережающего обучения. На занятиях по какой-либо теме заглядывают в темы предстоящие. В конечном итоге опережение, например по математике, достигает целого года: курс, рассчитанный на 3 учебных года, учащиеся с успехом усваивают за 2. Практику В.Ф. Шаталова о необязательности заучивания доказательств психолог Л.М. Фридман находит неубедительной, спорной. Психолог З.И. Калмыкова ту же практику педагога-новатора оправдывает.


Информация о работе Казахский педагог новатор