Этнический конфликт
является порождением как экономических,
так и духовных факторов мобилизации
этнических сообществ - культурных,
психологических, религиозных и
т.д.. Этнический конфликт является
особым видом общественного конфликта,
который возникает и существует
как кризис этнического противоречия
или противоречий в одной или
более сферах общества и проявляется
в виде острого противостояния
и соперничества сторон противоречияИз
которых как минимум одна представленная
носителем этнической идентичности
с собственными интересами относительно
предмета конфликта. Что касается
этнополитического конфликта, то,
по нашему мнению, целесообразно
выводить его в отдельный вид
этнического конфликта, который
проявляется различными формами
борьбы субъектов этнических
отношений политические, преимущественно
властные средства удовлетворения
своих интересов. Основными причинами
конфликта является языково-культурный
конфликт, в частности, это тенденции
этноязыковой динамики украинской
общественности обеспечения языковых
прав крымских татар; это попытки
утверждения различными этническими
сообществами доминирование своих
ценностей над ценностями других
групп; это этноконфессиональные
отношения.
Особую функцию
в етноконфликтив выполняют психологические
различия конфликтанта. Преодолению
психологических барьеров должно
способствовать сближению культур.
В частности, результаты социологического
изучения психологических характеристик
крупнейших сообществ - украинской
и русской позволяют утверждать,
что их соответствующие установки
большей степени ориентированы
не на противостояние, а на
взаимопонимании и даже взаимопроникновения.
Установлено также, что в психологической
мотивации поведения большинства
общественности всех этнических
сегментов населения доминирует
сдержанность, готовность утолять
страсти, толерантность. Иллюстрацией
этого является, в частности, ситуация
в Крыму, где демонстрация крымскими
татарами готовности к решительным
действиям представляет собой
не проявление этнической нетерпимости,
а прагматическое применение
предупреждения и актуализации
реальных проблем как средства
достижения конкретных целей.
Важным показателем отсутствия
психологических предпосылок межэтнической
враждебности является, в частности,
преобладание среди населения гражданской
самоидентификации над этническим, а также
средний уровень интегрального индекса
национальной нетолерантности в Украине.
Чисто ценностные
конфликты для современной Украины
являются нетипичными. Наличие
в ее этнокультурном пространстве
различных культурно-цивилизационных
сегментов не предопределяет
фатальной неизбежности общественных
конфликтов из этнопсихологические
различия. Сравнительно невысокий
уровень конфликтности в психологии
этногрупп позволяет предположить
вероятность их взаимной психологической
аккультурации с такими вероятными
последствиями, как становление
общей национальной ментальности
на почве совпадения материальных
и других интересов, а также
способов и условий их реализации.
Тенденции и
перспективы дальнейшего развития
ситуации в сфере этнонациональных
отношений в Украине определяться
способностью государственного
управления к эффективной самоорганизации
с учетом изменений в сфере
этнонациональных отношений, В
том числе на основе обеспечения
динамичного баланса между централизацией
и децентрализацией этнополитического
менеджмента, выработкой и внедрением
единой общегосударственном этнонациональной
политики с одновременным поддержанием
должного самостоятельности органов
региональной власти и местного
самоуправления. Активное привлечение
самих этнических сообществ и
их организаций в процесс принятия
важных для них решений также
усиливать функциональную действенность
исполнительной вертикали. Вместе
с тем, властным органам важно
избежать соблазна упрощение
ситуации усилением административных
методов регулирования и регламентирования
этнонациональной сферы. Неоправданное
администрирования способно спровоцировать
появление деструктивных разновидностей
политической мобилизации этнических
сообществ и их сплочения вокруг
конфликтно ориентированных лидеров,
программ и лозунгов, Может вызвать
этническую солидаризации на
почве отказа от либерально-демократических
ценностей и бескомпромиссного
противопоставление своих интересов
интересам других общественных
субъектов с государством включительно.
Национально-этнические
процессы и отношения
Национальные
отношения всегда связаны с
решением определенных этнических
проблем, касающихся условий выживания
и развития этносов (проблемы
территории, политической власти, языка,
культуры, традиций, сохранения самобытности
и т.п.). Объективной предпосылкой
возникновения и развития национально-этнических
отношений является существование
отдельных этнических общностей,
отличающихся своими этнокультурными
особенностями (народов, наций). По
данным ООН, в более чем 220
государствах мира существует
более 3 тыс. этнических общностей.
Многие из них проживают компактно,
некоторые находятся за пределами
одной страны. Таким этносом есть
и украинская, большие этнокультурные
группы которых проживают за
рубежом.
Национальные
отношения никогда не существуют
вне другими общественными явлениями
(политическими, духовными, социальными,
экономическими и др.). Субъекты
таких отношений часто демонстрируют
особенности своей этнического
сознания и самосознания. Поэтому
межнациональные отношения, даже имея
устойчивую объективную основу, разворачивающиеся
в сфере чувств, иллюзий, национальных
мифов и предубеждений.
Национальные
отношения всегда имеют идеологический
характер, находятся на пересечении
культур. Субъектами их являются,
как правило, отдельные этнические
образования, хоть иногда и
отдельные социальные группы
и страты населения. Учитывая
то, что современные этнические
проблемы существуют в рамках
государственных образований, зачастую
говорят о взаимоотношениях между
титульными нациями и национальными
меньшинствами.
К титульным
принадлежат нации, компактно
проживающих на определенных
территориях, дают название существующему
государственному образованию (украинский
в Украине, эстонцы в Эстонии
и др.). К национальным меньшинствам
относятся этнонациональные группы,
не относящиеся к титульных
наций (русское население в
Балтии, немцы в Поволжье и
др.). Существуют и многонациональные
государства, в которых удельный
вес нетитульных наций не меньше
по сравнению с основным населением
(Швейцария). Относить такие этносы
к национальным меньшинствам
некорректно ни в политическом,
ни в культурном смысле: общность
этнической судьбы, культур, даже
национальных стереотипов делает
все национальные образования
в полиэтнических странах формально
равноправными.
В Украине как
многонациональном государстве,
по данным переписи 1989 p, Проживало
до 130 этнических сообществ численностью
более 52 млн. человек. Это свидетельствует
о том, что межнациональные
отношения являются одним из
важнейших факторов ее современной
внутренней политики.
Поскольку в
Украине существуют как минимум
три крупные лингвоэтнического
группы (до 40% здесь - украинский, говорящих
на украинском языке, почти
33% - русскоязычные украинском и
до 21% - русскоязычные русские), сложная
и лингвистическая ситуация. В
неофициальном общении, согласно
исследованию украинских ученых,
преимущества не получила ни
одна из этих языков, одновременно
на уровне государственных институтов
прослеживается попытка поднять
значение украинского языка как
государственного.
Межнациональные
отношения оказываются в экономическом,
культурном, языковом и других
аспектах. Часто в них доминируют
разными своими гранями вопросы
социальной справедливости.
Экономические
национально-этнические отношения
направлены на удовлетворение
экономических потребностей этнических
образований. Экономические потребности
могут формироваться как стихийно,
в силу особенностей исторического
развития (например, в средневековой
Европе большинство капиталов,
накопленных благодаря лихварництву,
концентрировалась в руках еврейского
населения за религиозных предубеждение
христианства), Так и благодаря
политике государства (запрет
в Южно-Африканской республике
чернокожему населению заниматься
управленческой, адвокатской и другими
видами деятельности). Эти отношения
воплощены в существующем общественном
разделении труда, в системе экономических
связей между различными национально-этническими
образованиями. Не всегда это является
следствием сознательной практики государства.
Так, в Украине благодаря особенностям
расселения русской этнической группы
(преимущественно в центрах урбанизации)
процент россиян, занятых в интеллектуальной
сфере, заметно выше, чем украинский.
Политические
этнонациональные отношения касаются
прежде равного участия всех
этнических образований в реализации
политической власти в стране
и решении важнейших проблем
государственной жизни. Они направлены
на реализацию гражданских прав
и свобод представителей разных
этнических групп. О нерешенности
политических проблем этнических
групп свидетельствовала отсутствие
избирательных прав в афроамериканского
населения к временам Гражданской
войны в США. Часто важными
в этом отношении является
вопрос государственного устройства:
Есть страна федеративным образованием
на демократических принципах,
где предусмотрено широкое участие
национальных меньшинств в реализации
властных полномочий, или она
имеет унитарный характер.
Этнонациональные
отношения в сфере культуры
создают возможности для контактов
культур различных этнических
групп. Вообще весь спектр этнонациональных
явлений реализуется не только
существованием многих национальностей
в пределах определенного государства,
но и благодаря системе этнонациональных
интересов. Эти интересы касаются
сохранения их самобытности, развитии
экономики, культуры этнических
групп, т.е. осознаваемого национального
самоутверждения. Соответственно
перед Этносоциология встает
вопрос национализма.
Национализм -
теория и практика этнических
отношений, основанных на самоидентификации
нации в решении своих проблем,
реализуются в различных формах
деятельности, обусловленных спецификой
экономического, политического, духовного
развития страны, традициями, общественной
психологией и т.д..
Как общественное
движение, он зародился одновременно
в развитых странах Западной
Европы (Англия, Франция) вследствие
общего развития политической
и социально-экономической системы
этих стран, а также в многоэтнических
странах имперского типа (Австро-Венгрия,
Россия) - вследствие протестов нетитульных
этнонациональных групп против
национального угнетения и неравенства.
Советская социология
трактовала национализм как систему
установок и политических идей
относительно исключительности, превосходства
собственного народа над другими,
нежелание интегрироваться с
другими народами, а также как
действия, направленные на их
дискриминацию.
Однако после
распада политической и идеологической
системы Советского Союза в
постсоветской науке вступают
в силу концепции, толкуют национализм
как теорию и практику самоидентификации
нации в решении политических,
государственных, экономических,
социокультурных проблем общественного
развития, Которые реализуются в
различных формах деятельности.
Такое понимание
национализма касается сущности,
а не политических или идеологических
его оценок. Сам феномен классифицируют
на гражданский (государственный),
этнический, диффузный.
Гражданский (государственный,
территориальный) национализм считают
наиболее рациональным, таким, базирующейся
на принципах свободного самоопределения
личности. Такая форма национализма
(иногда его сравнивают с патриотизмом)
признана нормой человеческого
общежития, поскольку он направлен
на консолидацию всего населения
государства с помощью юридических
институтов, общегражданских прав,
культуры, идеологии.
Этнический национализм
разделяют на политический и
национализм в сфере культуры.
Политический национализм основан
на понимании нации как политической
сущности, имеет целью борьбу
за удержание государственности
на основе институтов, ресурсов,
культурной системы. Часто его
критикуют за направленность
на достижение властных, идеологических,
культурных и других преимуществ
для одного народа. Политический
национализм доминирующих народов
может привести к дискриминации
нетитульных национальностей, узурпации
государственных институтов и
идеологии. Национализм недоминирующих
этнических меньшинств по экстремальному
своего развития преследует сепаратистские
(лат. separatus - отдельный, обособленный)
цели, добивается решения проблем
этнического неравенства любыми
средствами. Национализм в сфере
культуры направлен на сохранение
целостности народа, поддержание
и развитие его языка, культуры,
исторического самосознания и
т.д.. Он может выполнять позитивную
роль, если избегать культурного
изоляционизма, негативного восприятия
других культур, не будет иметь
склонности к возрождению и
распространению архаических элементов
культуры, которые сдерживают развитие
этноса.