Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:39, контрольная работа
Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов.
Попробуем разобраться в сути этих явлений и отражающих их понятий, а также в содержании национально-этнических отношений и исторических тенденциях их развития, в содержании так называемого национального вопроса и его решении в современных условиях.
Введение ………………………………………………………………..3
1. Понятие и особенности этнических общностей……..………………4
2. Виды и формы этнических общностей……………………….………7
Заключение………………………………………….…………….…….12
Список использованной литературы…………………………………..13
Содержание
Введение ………………………………………………………………..3
Заключение………………………………………….………
Список использованной литературы…………………………………..13
Введение
Общество, как сложная социальная система характеризуется не менее сложной внутренней структурой, образуемой социальными общностями и группами с присущими им связями и отношениями.
Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов. Попробуем разобраться в сути этих явлений и отражающих их понятий, а также в содержании национально-этнических отношений и исторических тенденциях их развития, в содержании так называемого национального вопроса и его решении в современных условиях.
Важную роль в истории человечества играют этнические общности.
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами культуры (включая язык), общими особенностями психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием)1.
Понятие «этнос»
является исходным для исследования
характеристик социально-этниче
Важнейшим показателем сформировавшейся этнической общности является этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу. Это чувство, в конечном счете, определяется воспитанием и обучением, в процессе которых человеку прививаются черты той этнической среды, в которой он оказался.
Нередко возникает проблема сопоставления (отождествления, противопоставления) таких понятий, как «этнос» и «нация». Существует несколько точек зрения на процесс формирования нации. Одни ученые не делают различия между нацией и этносом. Другие считают, что нация начинает формироваться с образованием государства. Третьи – что нации формируются лишь в период развития капиталистических отношений. Существуют и иные точки зрения2.
Очевидным является факт, что этносы имеют более длительную историю развития, чем нации, которые начинают формироваться в период образования централизованных государств. Но этот процесс весьма длительный и может растянуться на многие века. Например, одни этносы уже в Средние века имели достаточно четко выраженные признаки нации (Англия, Франция, Болгария и т. д.). Другие только в XX в. начинают формироваться в отдельные нации. Росту национального самосознания многих этносов и формированию новых наций в XX в. во многом способствовал распад таких мировых империй, как Австро-Венгерская, Британская, Российская, СССР и др.
С распадом СССР (1991) этнические проблемы обострились как в бывших республиках Советского Союза, так и в самой России. В условиях всеобщей нестабильности в стране, такой положительный сам по себе момент, как рост национального самосознания приобрел явно негативный характер. Этнические элиты отдельных субъектов Российской Федерации, в своей борьбе за власть, нередко используют национальную идею как разменную карту. Спекулируя на этнических чувствах людей, они провоцируют межэтнические, межконфессиональные и политические конфликты. События в Чечне, происходящие в последние десять лет, наглядное тому подтверждение3.
В настоящее время перед российским государством и обществом весьма остро стоят несколько важнейших вопросов в сфере национальной политики:
1. Вопрос о национально-государственном устройстве Российской Федерации. О том, как, на каких принципах строить отношения между Федеральным центром и отдельными этническими субъектами.
2. Проблема, связанная с так называемым «русским вопросом». Сейчас русские (русскоязычные) вынуждены переселяться в «центральную» Россию не только из стран ближнего зарубежья, но и из своих же национальных республик (субъектов РФ). Основной причиной такой миграции является нарушение прав русских и русскоязычных граждан.
3. Проблема незаконной миграции иностранных граждан на территорию России. Бесконтрольный приток иностранцев дестабилизирует социальную структуру общества, создает напряженность в межэтнических отношениях. Нередко хорошо организованные, обеспеченные в финансовом плане, опирающиеся на поддержку криминальных структур «пришельцы» вытесняют коренных жителей России с их традиционной среды обитания. Особенно тревожная в этом плане ситуация складывается в Краснодарском и Ставропольском краях и в некоторых районах Дальнего Востока, а также в московском регионе4.
В настоящее время роль этнических общностей в развитии социальной структуры российского общества значительно возрастает. Это связано, во-первых, с демократизацией общества, открывшей перспективы самоопределения этническим общностям и стимулирующей рост этнического самосознания; во-вторых, с развитием рыночных отношений, которые обострили конкурентную борьбу за ограниченные ресурсы, в том числе и между этническими общностями.
Необходимо учитывать, что демократические институты общества могут эффективно функционировать только в условиях соблюдения всеми субъектами социальных отношений единых норм и законов, единых «правил игры». Пока, к сожалению, российское государство не в состоянии гарантировать всем своим гражданам равные условия жизнедеятельности и эффективно защищать их интересы, как в самой России, так и за ее пределами.
Исторически сложились такие формы этнических общностей как род, племя, народность, нация.
Для первобытности была характерна родоплеменная форма организации общественной жизни. Род — это группа кровных родственников, то есть большая семья. Несколько родов, объединившись, образуют племя. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, определённой формой организации управления (вождь, племенной совет), общими церемониями5.
С появлением частной собственности, классов и государств племена стали объединяться в народности. Народность — совокупность племён, объединённых общей территорией, хозяйственно-экономическими, языковыми и культурными связями. При этом кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико как при родоплеменной форме организации общества.
С ликвидацией феодальной раздробленности
и развитием капиталистических
отношений путём деления или
объединения различных
Например, на основе
постепенного объединения
Принадлежность человека
к той или иной нации называется
национальностью. Совокупность отношений
между нациями формирует
Во-первых, этническая дифференциация — стремление этносов к обособлению, к самостоятельному, независимому развитию, к сохранению самобытной культуры. Эта тенденция называется национальной. Примером проявления этой тенденции может служить распад СССР, стремление к независимости Чеченской республики6.
Во-вторых, этническая интеграция — курс наций на широкое и тесное сотрудничество и постепенное объединение, на сближение своих национальных культур. Эта тенденция называется интернациональной. Например, 15 стран Европы образовали Европейский Союз, который функционирует с 1957 года. У некоторых бывших республик СССР существует стремление к сотрудничеству и единству: образование СНГ, процесс объединения России и Белоруссии.
Выделяют несколько типов генезиса наций.
Первый тип выступает в двух вариантах:
а) образование нации на базе соответствующих народностей (датская, японская, корейская нации);
б) образование
нации в результате
Второй тип генезиса наций проходил в форме взаимодействия нескольких народностей, не связанных генетическим родством, но однотипных в расовом отношении. Он характерен для переселенческих наций канадской и австралийской, включивших в себя выходцев из европейских стран.
Третий тип генезиса наций протекал на базе нескольких расовых групп. Так, латиноамериканские нации (бразильская, аргентинская, боливийская и пр.) вобрали в себя три этнорасовые группы – европеоидную, негроидную и монголоидную, ветвью которой являются американские индейцы. В процессе совместной жизни и смешения разных рас образовалась американская нация.
Огромное влияние на формирование всех этносов оказала религия. Исключительную роль в становлении русской нации сыграло принятие в 988 году православия в качестве государственной религии Киевской Руси. По мнению П. Сорокина, основные черты русского сознания, все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой воплощение установок православия с конца IX до XVIII веков.
Позднее на формирование русской нации оказывали влияние факторы светской жизни, в том числе и западная культура7.
Религия явилась главным системообразующим фактором формирования специфических общностей – этноконфессиональных. Примерами таких общностей могут служить католики и протестанты Северной Ирландии, мусульмане в Боснии и Герцеговине.
Этническая картина мира сложна, многообразна и не укладывается в триаду «племя, народность, нация». Существует множество нестандартных этнических образований – диаспор, мигрантов, транснациональных общностей. К последним могут быть отнесены, например, сотни тысяч азербайджанцев, курсирующих между Россией, Азербайджаном и Турцией. Сегодня такие образования могут вызывать события самого высокого и непредсказуемого порядка.
В межнациональных отношениях глобализирующегося мира протекают следующие наиболее характерные процессы:
1)этническая консолидация народов, т.е. развитие их самостоятельности, упрочнение национально -государственной целостности;
2) рост национального самосознания, выражающийся в повсеместном устойчивом интересе к истокам своей истории и культуры, в стремлении к самовыражению;
3) межэтническая интеграция, которая заключается в расширении и углублении сотрудничества народов во всех сферах общественной жизни;
4)ассимиляция, в ходе которой народы, утратившие свой язык, традиции и культуру, усваивают традиции и культуру других народов;
5) распространение западной, в значительно степени американизированной, поп -культуры, подрывающей основы национальной социокультурной самобытности и идентичности.
Широко употребляемое понятие «национальность» обозначает этнические признаки не только наций, проживающих компактно на определенных территориях, но и всех их представителей, где бы они дисперсно не жили. Межнациональные отношения существуют и на личностном уровне в процессе повседневного общения людей разных национальностей. Эти отношения носят весьма деликатный характер ввиду ранимости национальных чувств людей. Здесь особенно важны такт и взаимная терпимость, основывающаяся на знании нравов, обычаев и традиций других народов. Культура межнационального общения является одной из важнейших характеристик современного цивилизованного общества.
В странах, идущих по пути создания инновационной экономики и соответствующей ей социальной среды, актуален вопрос о содержании национальной идентичности , способах выработки и укрепления общих для ее граждан ценностей и смыслов. Россия в настоящее время находится на промежуточной стадии между распадающейся советской идентичностью и пока еще несформировавшейся национально-государственной идентичностью. Более гомогенный, чем в СССР, этноконфессиональный состав населения является важной предпосылкой формирования впервые в
истории России нации - государства.