Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 10:37, реферат
Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.
Этнические общности
Современное человечество представляет
собой сложную этническую структуру,
включающую несколько тысяч этнических
общностей (нации, народности, племена,
этнические группы и т. п.), отличающихся
как численностью, так и уровнем
развития. Все этнические общности
мира входят в состав двухсот с
лишним стран. Поэтому большинство
современных государств полиэтничны.
Например, в Индии проживает несколько
сотен этнических общностей, в Нигерии
насчитывается 200 народов. В составе Российской
Федерации в настоящее время более ста
этносов, в том числе около 30 наций.
Этническая общность — это исторически
сложившаяся на определенной территории
устойчивая совокупность людей (племя,
народность, нация, народ), обладающих
общими чертами и стабильными особенностями
культуры, языка, психического склада,
самосознанием и исторической памятью,
а также осознанием своих интересов и
целей, своего единства, отличия от других
подобных образований.
Существуют различные подходы к пониманию
сущности этносов.
Различные подходы (теории) к пониманию
сущности этносов, их происхождения:
1) Естественно-биологический или расово-антропологический
подход - признает неравенство человеческих
рас, культурное превосходство европеоидной
расы. Несовершенство расовых признаков
— основа культурной отсталости наций
и народностей.
2) Марксистская теория - провозглашает
экономические отношения в качестве главной
основы формирования нации. Признает право
наций на самоопределение вплоть до отделения,
идею их полного равноправия, пролетарский
интернационализм.
3) Социокультурный подход - рассматривает
этнические общности как компоненты социальной
структуры общества, раскрывая их тесную
связь с социальными группами и различными
социальными институтами. Этническая
общность — важный источник самодвижения
и саморазвития.
4) Пассионарная теория этногенеза (происхождение,
развитие этноса) - рассматривает этнос
как природное, биологическое, географическое
явление, как результат адаптации человеческой
группы к природно-климатическим условиям
обитания. История человечества — цепь
многочисленных этногенезов. Источник
возникновения нового этноса — пассионарный
толчок. Пассионарность — определенная
характеристика поведения и природных
свойств человека, обусловленных энергией
космоса, солнца и естественной радиоактивностью,
воздействующими на общество. Пассионарии
— особо энергичные, одаренные, талантливые
люди.
Виды этнических общностей:
• Род — это группа кровных родственников,
ведущих свое происхождение по одной линии
(материнской или отцовской).
• Племя — это совокупность родов, связанных
между собой общими чертами культуры,
осознанием общего происхождения, а также
общностью диалекта, единством религиозных
представлений, обрядов.
• Народность — это исторически сложившаяся
общность людей, объединяемая общей территорией,
языком, психическим складом, культурой.
• Нация — это исторически сложившаяся
общность людей, характеризующаяся развитыми
экономическими связями, общей территорией
и общностью языка, культуры, этнического
самосознания.
В социологии широко используется понятие
этнические меньшинства, которое включает
в себя не просто количественные данные.
Черты этнического меньшинства следующие:
— его представители находятся в невыгодном
положении по сравнению с другими этносами
из-за дискриминации (принижения, умаления,
ущемления) со стороны остальных этнических
групп;
— его члены испытывают некое чувство
групповой солидарности, «принадлежности
к единому целому»;
— оно обычно в какой-то степени физически
и социально изолировано от остального
общества.
Естественной предпосылкой складывания
того или иного этноса служила общность
территории, поскольку она создавала необходимые
условия для совместной деятельности
людей. Однако в дальнейшем, когда этнос
сформировался, этот признак утрачивает
главное значение и может совсем отсутствовать.
Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры
(от гр. diaspora — рассеяние) сохраняли свою
идентичность, не имея единой территории.
Другое важное условие формирования этноса
— общность языка. Но и этот признак не
может считаться универсальным, так как
в ряде случаев (например, США) этнос складывается
в ходе развития хозяйственных, политических
и других связей, а общие языки являются
результатом данного процесса.
Более устойчивый признак этнической
общности — единство таких компонентов
духовной культуры, как ценности, нормы
и образцы поведения, а также связанные
с ними социально-психологические характеристики
сознания и поведения людей.
Интегративным показателем сложившейся
социально-этнической общности выступает
этническое самосознание — чувство принадлежности
к определенному этносу, осознание своего
единства и отличия от других этнических
групп.
Важную роль в развитии этнического самосознания
играют представления об общности происхождения,
истории, исторических судеб, а также традиции,
обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы
культуры, которые передаются из поколения
в поколение и образуют специфическую
этническую культуру.
Благодаря этническому самосознанию человек
остро чувствует интересы своего народа,
сопоставляет их с интересами других народов,
мирового сообщества. Осознание этнических
интересов побуждает личность к деятельности,
в процессе которой они реализуются.
Отметим две стороны национальных интересов:
— необходимо сохранять свою особенность,
неповторимость в потоке человеческой
истории, уникальность своей культуры,
языка, стремиться к росту населения, обеспечивая
достаточный уровень экономического развития;
— необходимо психологически не отгораживаться
от других наций и народов, не превращать
государственные границы в «железный
занавес», следует обогащать свою культуру
контактами, заимствованиями из других
культур.
Этнонациональные общности развиваются
от рода, племени, нации, доходя до уровня
нации-государства.
Производным от понятия «нация» является
термин национальность, который употребляется
в русском языке как наименование принадлежности
лица к какой-либо этнической группе.
Многие современные исследователи считают
классической нацию межэтническую, в которой
на первый план выходят общегражданские
качества и вместе с тем сохраняются особенности
входящих в нее этносов — язык, своя культура,
традиции, обычаи.
Межэтническая, гражданская нация является
совокупностью (сообществом) граждан того
или иного государства. Часть ученых полагает,
что формирование такой нации означает
«конец нации» в этническом измерении.
Другие же, признавая нацию-государство,
считают, что надо говорить не о «конце
нации», а о ее новом качественном состоянии.
. Члены их обладают
общими чертами
Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род — группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.
Появлению рода способствовало
возникновение первобытной
Несколько родов могли объединяться в кланы - родовые союзы. Единство кланов основывалось на вере в общность происхождения.
Несколько кланов могли составить племя. Основу единства племени составляют кровно-родственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).
Появление племени объясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях. Немаловажное значение имело также предохранение от вырождения рода, которое грозило ему из-за сексуальных отношений между кровнородственными Homosapiens.
Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровно-родственными связями.
Нация - высшая форма социально-этнической общности.И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации.
Можно сказать, что нация — это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.
Сплочению нации способствуют:
Помимо классов, слоев и других
социальных групп, важное место в
социальной структуре занимают этнические
общности (этносы) – устойчивые группы
людей, объединенных хозяйственными связями,
территорией, обычаями, верованиями, языком
и другими связывающими факторами
(например, перуанцы, египтяне, персы, украинцы,
русские). В процессе исторического развития
человечества последовательно выявились
такие основные формы этнических общностей,
как род, племя, народность и нации.
Родоплеменные
формы характерны для первобытного общества:
род – это группа кровных родственников,
а племя – совокупность родов. Когда появились
частнособственнические и товарные отношения,
классы и государство, различные племена
стали соединяться в народности. При этом
на смену прежним кровнородственным связям
пришли связи хозяйственные, языковые,
культурные. наконец позднее, с ликвидацией
феодальной раздробленности и развитием
капиталистических отношений и единых
национальных рынков возникла новая, наиболее
развитая историческая форма общности
людей – нация (от лат. народ).
Типы
этносов
В этнографической
литературе под этносом (этнической общностью)
принято понимать устойчивую совокупность
людей, проживающих, как правило, на отдельной
территории, имеющей свою самобытную культуру,
включая язык, обладающую самосознанием,
что обычно выражается в названии этноса
– Россия, Франция, Германия, Латвия, Дагестан
и т.п.
Интегративным
показателем сложившейся социально-этнической
общностям выступает этническое самосознание
– чувство принадлежности к определенному
этносу, осознание своего единства и отличия
от других этнических групп. Важную роль
в развитии этнического самосознания
играют представления об общности происхождения,
истории, традиции, обычаи, обряды и т.п.,
т.е. такие элементы культуры, которые
передаются из поколения в поколение и
образуют специфическую этническую культуру.
Принято
выделять три главных типа этносов – племя,
народность и нацию, различающихся между
собой по уровню развития культуры, экономики,
знаний и т.п.
Племя
- это тип этнической общности, присущий
преимущественно первобытно-общинному
строю и основанный на кровнородственном
единстве.
Племя
формируется на основе нескольких родов
и кланов, ведущих общее происхождение
от одного предка. Людей объединяет также
в племена общие примитивные религиозные
верования – фетишизм, тотемизм и др.,
наличие общего разговорного диалекта,
зачатки политической власти (совет старейшин,
вожди и др.), общая территория проживания.
Ведущей формой хозяйственно-экономической
деятельности на этой исторической ступени
являлась охота и собирательство. Племена
в ходе дальнейшего развития объединялись,
создавали союзы, осуществляли совместные
завоевания и переселения, что привело,
в конечном счете, к образованию народности.
Народность
– тип этнической общности, возникающей
в период разложения родоплеменной организации
и основанный уже не на кровном, а на территориальном
единстве.
Народность
отличается от племенной организации
более высоким уровнем развития экономики,
формированием определенного экономического
уклада, наличием фольклорной, т.е. народной
культуры в виде мифов, сказаний, обрядов
и обычаев. Народность обладает уже сформировавшемся
языком (письменным), особым образом жизни,
религиозным сознанием, институтами власти,
самосознанием. С развитием товарно-денежных
отношений происходит превращение народностей
в нацию, хотя некоторые из них в силу своей
малочисленности и недостаточной развитости
не смогли стать национальными образованиями.
Нация
– исторически высший тип этнической
общности, для которого характерны единство
территории, экономической жизни, культуры
и национального самосознания.
Процесс
создания нации, как наиболее развитой
формы этноса, происходит в период окончательного
становления государственности, широкого
развития экономических связей на территории,
ранее занимаемой несколькими народностями,
общей психологии (национального характера),
особой культуры, языка и письменности,
развитого этнического государства.
Большинство
наций современного мира полиэтичны по
своей внутренней структуре. Например,
во Франции различные этнический общности
до сих пор сохраняют свою самобытность,
но это не мешает кельтам, корсиканцам,
эльзас-лотарингцам и другим народностям
входить в состав французской нации. В
Швейцарии еще более неоднородный этнический
состав: население говорит на немецком,
французском, итальянском и других языках,
- но все эти группы считают Швейцарию
своим отечеством. В России в настоящее
время проживает 30 наций, около 60 народностей
и более 40 этнических групп.
Бывает
нелегко четко разграничить понятия нации
и народности. недаром вокруг этого идут
нескончаемые дискуссии, а некоторые ученые
и вовсе отрицают различия между ними.
Наиболее важным показателем нации служит
этническое самосознание людей, т.е. их
ясное понимание, ощущение своей принадлежности
к данному этносу, своего духовного единства
с ним.
К вопросу
об этносах примыкают еще два понятия:
национальность и народ. Национальность
– это принадлежность человека к определенной
этнической общности.
Современные
тенденции в развитии нации
Ярко
выраженной особенностью современной
эпохи является национально-этническое
возрождение многих народов и их стремление
самостоятельно решать проблемы своей
жизни. Это происходит фактически во всех
регионах мира и в первую очередь в станах
Азии, Африки, Латинской Америки, Содружества
Независимых государств.
Среди
основных причин национального возрождения
народов и их политической активности
следует выделить:
1. Стремление
народов укрепить все элементы социальной
несправедливости, ведущее к ограничениям
их прав и возможностей развития в рамках
бывших колониальных империй и некоторых
современных государств.
2. Реакция
многих этносов на процессы, связанные
с распространением современной технологической
цивилизации, урбанизации, и так называемой
культуры, нивелирующие условия жизни
всех народов и ведущие к утрате их национальной
самобытности. В ответ на это многие народы
еще активнее выступают за возрождение
своей национальной культуры.
3. Желание
народов самостоятельно использовать
природные ресурсы, находящиеся на их
территории и играющие роль в удовлетворении
их жизненных потребностей
Сознательное
регулирование национальных отношений
есть ни что иное, как согласование интересов
различных наций. Связанные с этим проблемы
решаются чаще всего на государственном
уровне. Максимальное согласование национальных
интересов есть их гармоническое сочетание,
при котором каждый из данных интересов
реализуется в наибольшей степени и не
в ущерб другим. Достижение такого состояния
– задача трудная, но выполнимая. Для ее
выполнения нужны готовность и способность
нации, ее представителей понять свои
подлинные интересы и интересы других
наций, найти точки соприкосновения огромную
роль в данном процессе играют межнациональные
организации: ООН, Европейский парламент
и т.п. К тому же необходимо принимать взаимоприемлемые
компромиссные решения по основным неразрешенным
проблемам.
Принято
выделять три основных расы:
1. Европеоиды
– люди с белой кожей.
2. Расы
– это совокупности различных человеческих
общностей, племён, народностей и наций,
объединяемых наличием нескольких общих
биологические Негроиды – люди с черной
кожей.
3. Монголоиды
– люди с желтоватой кожей и косым разрезом
глаз.
Разумеется,
все эти признаки очень условны, относительно
и к тому же не всегда четко выражены.
В отличие
от расовых особенностей, этнические (греч.
– племя, народ) и национальные особенности
проявляются в социальных признаках и
характеризуют исторически сложившиеся
общности людей.
Вопросы
и учебные задания для самопроверки.
1. Раскройте
понятие «этнос, его основные признаки.
2. Какие
социальные процессы называются этническими?
3. Определите
этнический состав региона страны, в котором
Вы живете, учитесь.
4. Каковы
особенности межнациональных отношений
в России на современном этапе?
5. Что
такое «национализм»?
Раса
– исторически сложившиеся группы людей,
объединённых общностью происхождения
и общими наследственными физическими
признаками (цвет кожи и волос, форма головы,
рост и т.п.).
Иммигрант
– (вселяющийся) – иностранец, поселившийся
в какой-либо стране на постоянное жительство.
Шовинизм
– от имени Николы Шовена – агрессивного
новобранца, героя комедии 1830-х годов;
что его прообразом и однофамильцем был
реальный ветеран наполеоновских войн
за «величие Франции».
Джингоизм
– ура-патриотизм в сочетании с агрессивным
презрением к другим нациям.
Дискриминация
– ограничение или лишение прав определенной
категории граждан по половому, расовому,
национальному, религиозному, и другим
признакам.
Антисемитизм
– группа языков, в которую входит и древнееврейский
язык.
Геноцид
– истребление отдельных групп населения
по расовым, национальным и религиозным
мотивам.
Патриотизм
– любовь к родине, отечеству.
Империализм
– проводимая более сильным государством
политика ущемления самостоятельности
и независимости других государств и подчинения
их своей власти.
Фашизм
– политическое течение, проникнутое
идеями господства одних людей над другими
на основе насилия и всевластия государственной
машины в обществе.
Губерния
– высшая единица административного деления
и местного самоуправления в России, существовавшая
с 1708 до 1924-1929 гг.
Сепаратизм
– стремление к отделению, обособлению.
Ассимиляция
– слияние одного народа с другим с утратой
одним из них своего языка, культуры и
национального самосознания.
Интеграция
– объединение в целое каких-либо частей