Эмпирическая социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:16, реферат

Краткое описание

Целью данной семестровой работы является изучение и анализ понятия «Эмпирическая социология».
Задачи, которые ставятся в основу написания данной работы:
Изучение процесса появления и характерных черт эмпирической социологии
Анализ причин «американизации» эмпирической социологии
Раскрытие значения Чикагской школы в истории эмпирической социологии

Файлы: 1 файл

Социология семестр 1.docx

— 41.96 Кб (Скачать)

Быстрому прогрессу эмпирической социологии и "вживаемости" ее в ткань американского общества способствовало также сильное влияние идеологии и философии прагматизма и инструментализма, акцентировавших внимание на практической стороне любой деятельности, которая должна была привести к достижению полезных и измеряемых эффективных результатов. Именно это направление исследований и было характерно для эмпирической социологии.

Эмпирическая социология вступает в пору своего бурного развития. Оно проявилось в растущем интересе к методике, технике и процедуре  исследования. Социологам стало казаться, что они могут располагать  самыми надежными инструментами  для получения объективно истинного  знания. Распространению этой иллюзии  способствовала проблематика социологических  исследований 1920-х гг. Она касалась наиболее острых проблем жизни и  поведения социальных групп, связанных  с девиациями.

Об этом свидетельствуют  лишь некоторые перечисляемые ниже работы:

- "Шайка" Ф. Трешера (написана в 1927 г., посвящена описанию жизни молодых преступников);

- "Гетто" Л. Вирта (написана в 1928 г., в ней раскрываются особенности образа жизни населения в изолированных — для определенных, часто дискриминированных, национально-этнических групп — частях города; эмпирическое исследование было посвящено анализу судеб еврейских иммигрантов в Чикаго и проведено в еврейском гетто);

- "Бродяга" Н. Андерсона (написана в 1923 г., в ней характеризуются результаты эмпирических исследований среди бездомных, выражаясь современными отечественными терминами — бомжей);

- "Неприспособленная девушка" У. Томаса (год издания книги – 1923-й, в ней исследуются особенности поведения, профессиональные занятия, социальные отклонения, в том числе и проституция, молодых женщин, в основном иммигранток);

-"Золотой берег и трущоба" X. Зорбо (написана в 1929 г., в книге на материалах конкретных исследований показываются разительные контрасты между богатыми, расположенными в центральной части Чикаго, кварталами и нищенскими районами города).

Многие из этих исследований касались иммигрантов — не только поляков (как это уже показывалось на примере работы Томаса и Знанецкого), но и выходцев из Ирландии, Италии, Германии, Китая, Японии, Мексики, скандинавских государств, а также евреев, негров, мулатов, метисов из африканских и латиноамериканских стран и др. Перед всеми этими людьми стояли одни и те же проблемы — трудоустройства, иного, по сравнению с прежним, образа жизни, освоения новых социальных связей и отношений, социальной, культурной, языковой и иной адаптации. Над "плавильным котлом" американской нации клубился мощный пар, в котором пытались что-либо увидеть и понять исследователи.

Социологов волновали  вопросы городской жизни, социального  неравенства среди различных  слоев населения, усиливающихся  контрастов между богатством и бедностью, преступности, различного рода девиантного и делинквентного поведения, связанные зачастую именно с названными выше социальными и национально-этническими группами. С целью анализа и выявления способов решения, поставленных проблем и проводились эмпирические исследования. Государство некоторое время субсидировало такие работы, однако быстро свернуло их финансовую поддержку, увидев в разоблачающих материалах социологов определенную угрозу устоям общественного строя.

Но помешать развитию эмпирической социологии было уже нельзя. Социологи-эмпирики, получив ограниченные возможности  в области изучения девиантного (отклоняющегося) поведения, "перекинулись" в сферу исследования коллективного поведения, социальных и межличностных отношений в городах (сначала крупных, а затем средних и мелких), на промышленных предприятиях, а потом и в иных областях социальной жизни (образование, культура и т.д.).

1920—1930-е годы становятся  периодом быстрого и активного  распространения эмпирической социологии, популярность ее необыкновенно  возрастает. Эти два десятилетия  характеризует и начало институционализации  отраслевых социологии (социологии  города, индустриальной социологии, социологии труда, социологии  менеджмента, социологии культуры, социологии образования, социологии  знания, социологии медицины и  т.д.).

Что касается территориально-пространственного  аспекта эмпирической социологии, то в основном она развивалась в  США. В Европе активное распространение  эмпирических исследований падает на период после Второй мировой войны. Но что интересно и важно отметить, все (или почти все) американские социологи, прежде чем стать эмпириками, как правило, проходили серьезную школу философско-социологической теоретической подготовки в европейских университетах, чаще всего немецких, слушая лекционные курсы ведущих профессоров в Берлине, Геттингене, Гейдельберге и других городах. Поэтому есть достаточные основания утверждать, что американская эмпирическая социология, а именно она и была долгое время законодателем моды в этой области производства научного знания, испытала на себе серьезное влияние европейской теоретической социологии и социальной философии.

Почему эмпирические исследования становятся предметом самого пристального научного и практического интереса? С чем связана "экспансия" этих исследований? Эмпиризм в социологии распространяется в силу растущей потребности  в нем, причем потребности двух видов  — как социальной, так и собственно научной. В первом случае все больше ощущают необходимость в развитии эмпирической социологии промышленные предприятия, поскольку на них возникают  конкретные производственные и социальные проблемы, которые можно решать только с помощью эмпирических исследований. Во втором случае, в рамках сугубо внутренних потребностей самой социологической  науки, использование принципов  эмпиризма становится одним из важнейших  необходимых условий ее дальнейшего  развития, появления новых теорий и обоснованных гипотез. Степень  зрелости социологии как науки в  целом становится все более зависимой  от степени зрелости эмпирической социологии.

Итак, нужны были новые  теории с гипотезами, подлежащими  эмпирической проверке и, как отклик на них, соответствующие эмпирические исследования. Одной из первых откликнулась на возникшие потребности и общества, и социологии Чикагская школа.

 

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

 

Чикагская школа социологии —  одна из первых школ в социальных науках, которая занимала доминирующее положение в американской социологии. и оказала значительное влияние на развитие социологии.

Основными отличительными чертами  социологии Чикагской школы являются прежде всего органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы. Другой ее особенностью является широта теоретической ориентации, соединение различных подходов и методов, среди которых нет определенно доминирующих.

Исходный пункт социально-экологических  воззрений Чикагской школы —  представление об обществе как организме, обладающем не только социокультурным, но и биотическим уровнем. Последний составляет основу социального процесса и в конечном счете определяет социальную организацию общества. 

В деятельности школы принято выделять как минимум два этапа — подготовительный и этап активного функционирования, на который приходится пик творчества ее наиболее крупных представителей.

 

Подготовительный  этап деятельности Чикагской школы

 

Первый, подготовительный, этап охватывает период с 1892-го по 1915 г., т.е. с момента создания социологического факультета Чикагского университета до оформления центральных идей эмпирической социологии лидерами школы Р. Парком и Э. Бёрджессом на основном этапе ее деятельности. Несмотря на то, что на этом этапе не удалось создать единой исследовательской программы, без чего школы как таковой не существует, решались другие важные задачи ее формирования. Прежде всего, удалось собрать вокруг кафедры социологии и социологического факультета университета немало сторонников соединения теоретических и эмпирических исследований. Далее, начал выходить в свет с 1895 г. первый в мире социологический журнал ("American Journal of Sociology"), было создано в 1905 г. Американское социологическое общество (впоследствии Американская социологическая ассоциация). В 1894 г. А. Смолл и Дж. Винсент издали первый учебник по социологии в виде небольшой по объему брошюры

Руководящую роль на подготовительном этапе деятельности школы играли А. Смолл (основатель социологического факультета), Ч. Хендерсон, Дж. Винсент, У. Томас. Заслуга этих основателей школы заключалась в привлечении внимания американского общества к социологии, подготовке его к восприятию материалов эмпирических исследований, пропаганде возможностей и перспектив социологической науки. "Большая четверка" активно способствовала превращению либерализма и принципов свободы в основную идейную доктрину социологии в целом, социологического факультета Чикагского университета — в частности. На подготовительном этапе удалось решить проблему, институционализации социологии в США. Так, уже в самом начале XX в. курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах страны. Начали активно проводиться эмпирические исследования и пропагандироваться их результаты.

Основной этап деятельности Чикагской  школы

Второй этап развития Чикагской  школы (1916—1935), который можно назвать  основным, начинается с того времени, когда Р. Парк и Э. Бёрджесс постарались сформулировать центральные, принципиальные положения, касающиеся развития социологии и конкретных эмпирических исследований. Этап включает в себя проведение значительного количества исследований, публикацию десятков крупных работ, расширяющееся влияние на социологический мир в США и Европе. В это время создается мощное социологическое сообщество единомышленников во главе с признанными ими лидерами Парком и Бёрджессом. Этап завершается кризисом и распадом школы, прекращением ее глубокого влияния па развитие эмпирической социологии.

Содержательные стороны  развития Чикагской социологической  школы в период 1916—1935 гг. определялись проводившимися совместно преподавателями  и студентами исследованиями, которые  оказали сильное влияние на развитие социологической науки. Существовало относительное единство взглядов, равно  как и неформальное лидерство  группы ведущих социологов, в первую очередь Парка и Бёрджесса. Появились многочисленные ученики и последователи. ( рели которых наиболее значительными фигурами были, видимо, Маккензи и Вирт. Сформировалась единая исследовательская стратегия, связанная, прежде всего с развитием социальной экологии. В рамках этой стратегии были сформулированы принципы эмпирической социологии.

Одним из центральных среди  них стало признание необходимости  разработки для каждого исследования своей особой программы с целями, задачами, гипотезами, четко сформулированными  объектом и предметом изучения. То, что сегодня делается почти на "автомате" в любом исследовании и чему учат студентов — будущих  социологов, впервые было сформулировано, доказано, апробировано, реализовано  в ходе исследований Чикагской школы. Именно те методология эмпирического  исследования стала одним из основных факторов развития мировой социологии.

Отличительная особенность  подхода исследователей Чикагской  школы к социальным проблемам  состояла в том, что они стремились рассмотреть последние прежде всего с точки зрения физического местоположения социальных групп в структуре естественной среды (города). На этой методологической основе изучались социальные процессы и явления такого большого города, как Чикаго: урбанизация, социальная структура, политические движения, расовые отношения, социальные изменения, религия, семья и т. д. Причем социальные проблемы толковались как социальные отклонения, своего рода ненормальности капиталистического города, которые необходимо исправить. Отсюда особый интерес социологов Чикагской школы к исследованию таких явлений социальной патологии, как преступность, бродяжничество, алкоголизм и др.

Стремление объяснить  социальные проблемы средой, а также  рассмотрение социального процесса как движения от конфликта к согласию обусловили реформистскую направленность социально-экологических воззрений  социологов этой школы. В 20-е гг. Чикагская школа сыграла важную роль в утверждении эмпирических тенденций в американской социологии. Здесь начали разрабатываться и широко использоваться различные методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ документов, опрос (анкетный и интервью). Под влиянием Чикагской школы  в этот период возникают специальные исследовательские бюро, центры, институты, проводятся многочисленные эмпирические исследования.

Одним из центральных среди  них стало признание необходимости  разработки для каждого исследования своей особой программы с целями, задачами, гипотезами, четко сформулированными  объектом и предметом изучения. То, что сегодня делается почти на "автомате" в любом исследовании и чему учат студентов — будущих  социологов, впервые было сформулировано, доказано, апробировано, реализовано  в ходе исследований Чикагской школы. Именно се методология эмпирического  исследования стала одним из основных факторов развития мировой социологии.

Однако наибольшие достижения Чикагской школы связаны с  исследованием целого ряда актуальных для того времени социальных проблем. Некоторые из них не потеряли своего значения и сейчас. Это проблемы города, рассматриваемого в качестве социальной среды, причем как крупного, так и небольшого. Говоря об исследованиях  крупного города, отметим, что в их основу легли работы, проведенные  в самом Чикаго. Во главу угла этих исследований была положена концепция  города, базирующаяся на тесно связанных  трактовках социального взаимодействия, социального пространства, социальной мобильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Эмпирическое направление, возникшее в границах западной социологии в XX веке, явилось в известном смысле противопоставлением, теоретическим построением классической социологии XIX века. Становление эмпирической школы было связано с попытками преодоления избыточного теоретизирования, характерного для социальной философии XIX века, а также с необходимостью решения новых практических задач по управлению общественными процессами и разработке средств социального контроля и регулирования общественной жизни.  
В наиболее явном выражении эмпирическая социология формировалась как естественнонаучная ориентация в структуре социологического знания.

Информация о работе Эмпирическая социология