«Эмоциональная» социология Л.И.Петражицкого

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:10, реферат

Краткое описание

Цели и задачи работы:
описать основные идеи общетеоретического значения
охарактеризовать основные черты теории государства и права
охарактеризовать роль эмоциональной психологии в социологии
охарактеризовать роль государства в обществе с точки зрения Л.И.Петражицкого
выяснить значение исследований Л.И.Петражицкого для социологии

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1. Творчество Л.И.Петражицкого…………………………………………….4
2. Методологические и философские основы теории………………………5
2.1 Элементы психики………………………………………………………...5
2.2Этические эмоции……………………………………………………....….7
3. Понятие права и его отличие от нравственности………………………..11
3.1 Виды права………………………………………………………………..11
3.2 Политика права как основная отрасли правоведения………………….14
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………...18

Файлы: 1 файл

эм.соц-я петражицкого.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Охарактеризованным выше двум видам обязанностей соответствуют две разновидности этических норм (императивов).

Нравственными нормами являются односторонне-обязательные, беспритязательные, чисто императивные нормы,  которые устанавливают свободные по отношению к другим обязанности, авторитетно предписывают нам известное поведение, но не дают другим никакого притязания на исполнение, никаких прав.  Таковы, например, нормы христианской этики,  согласно которой люди обязаны по отношению к ближним к весьма многому и даже трудно исполнимому, но притязаний на исполнение этого со стороны ближних нет и не должно быть.

К правовым или юридическим нормам правовед относит обязательно-притязательные, императивно-атрибутивные нормы, которые, устанавливая обязанности для одних, закрепляют эти обязанности за другими, дают им права, притязания, так что по этим нормам то, к чему обязаны одни, причитается, следует другим, как нечто им должное, авторитетно им предоставленное, за ними закрепленное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   3. Понятие права и его отличие от нравственности

 

Понятие права охватывает с позиции Л.И. Петражицкого:

1) все правовые нормы  - императивно-атрибутивные нормы  (т.н. объективное право),

2) все правовые обязанности  - долги одних, активно закрепленные  за другими (т.н. субъективное  право).

В своем труде правовед много времени уделяет разграничению понятий права и нравственности и выделяет их отличительные признаки:

1) Нормы права и  нормы нравственности представляются  обременяющими, но только нормы  права могут быть наделяющими. 

2) В нравственности  имеются только односторонние обязанности, в праве — правоотношения, представляющие для одних обязанности, для других права.

3) Сознание правового  долга, т. е. вместе с тем  и права другого, оказывает  более сильное давление на  поведение, вызывает более успешно  соответствующее поведение, нежели сознание чисто нравственного долга, без права для другого. Таким образом, оказывая более сильное и решительное давление на поведение, чем нравственность, право тем самым оказывает и сильное воспитательное действие на индивидуальную и массовую психику, чем нравственность[1].

 

          3.1 Виды права

 

Л.И. Петражицкий предлагал  выделять больше видов права, чем  современная ему юриспруденция.

1) Позитивное право 

________________________________

1. Марченко М.Н.Теория  права  и государства - М.:  Зеркало, 2001 г. - 297 с.

 

2) Интуитивное право 

Соотношение же позитивного  и интуитивного права проявляется, по мнению автора, в трех  областях:

1) сфера действия исключительно  позитивного права (например, в  распорядительной сфере государства);

2) сфера действия исключительно интуитивного права (человек выполнял вследствие возникшей двусторонней эмоции обязательства по отношению к другому человеку, которые не были зафиксированы ни в одной норме);

3) сфера параллельного  существования и действия обоих  видов права (сфера семьи).

Ставя вопрос о соотношении  позитивного и интуитивного права, Л.И. Петражицкий отмечал, что интуитивное  право, если оно приобретает массовое распространение, устойчивость, может  ограничивать позитивное право (законодательство). Если же интуитивное право проявляется достаточно редко, его значение и влияние на позитивное право снижается [1].

Интуитивное право, как  отмечал Петражицкий, содержит в  себе тенденцию к позитивации. «Этим  объясняется отчасти инстинктивное, отчасти сознательное, но повсеместно замечаемое стремление людей к выработке, признанию и уважению так называемого позитивного права, права, определяемого по однообразным для всех внешне распознаваемым признакам»[2].

Л.И. Петражицкий выделял  особый вид позитивного права - официальное право, к которому он относил нормативные акты, судебные решения. Автор называл официальное право самым эффективным видом права среди других разновидностей позитивного права.

________________________________

1,2. . Петражицкий  Л.И. Теория  государства  и  права  в  связи  с

теорией  нравственности - М.: Проспект, 1999 г. - 303 с.

 

Официальное право определяется Л.И. Петражицким как особый вид  позитивного права, посредством  которого государство влияет на эмоциональную  сферу в прогрессивную сторону.

Но есть также, по Петражицкому, и неофициальное право, появляющееся во всех сферах жизни людей, где в их сознании возникают императивно-атрибутивные переживания. Получается, что в каждой обособленной группе людей формируется свое право наряду с официальным правом. В качестве примера неофициального права правовед приводит «детское право», складывающееся в психике детей; «разбойное право», складывающееся в психике разбойников, и т.д.

Таким образом, под неофициальным, интуитивным правом  понимается существование таких обязанностей в поведении тех или иных лиц, которые не регламентируются непосредственно нормативными актами государства.

Официальное право, по Петражицкому, представляет собой «совершенно  микроскопическую величину» по сравнению  с тем необъятным множеством жизненных ситуаций, которые регулируются интуитивным правом. Л.И. Петражицкий приписывает интуитивному праву как явлению весьма подвижному, живому, гибко реагирующему на запросы времени все более возрастающую роль в жизни общества.

Очень актуальным представляется позиция автора о том, что для развития и процветания общества официальное право должно вобрать в себя прогрессивные положения интуитивного права, прежде всего, аксиомы интуитивного порядка, выраженные в понятии «справедливость»[1].

Именно «сознание справедливости оказывает давление на разработку, толкование и применение права и является (мирно или революционно

________________________________

1. Лейст О.Э. История политических  и правовых учений - М.: Зерцало-М, 2002 г. - 477 с.

 

действующим) фактором создания, разрушения и изменения позитивного права» в ходе неизбежного конфликта между позитивным правом и правом интуитивным. Отсюда следует вывод о том, что официальное право, нарушающее аксиомы интуитивного права, утрачивает справедливый и действенный характер и подлежит отмене[1].

 

3.2 Политика права как особая отрасль правоведения

 

Л.И. Петражицкий ввел понятие «политика права», которое актуально и по сегодняшний день. Под политикой плана он понимал план постепенных государственно-правовых реформ в сфере педагогики правовых эмоций, борьбу за право, высокую юридическую культуру чиновников и простых граждан[2].

Цель политики права - служить прогрессу и усовершенствованию правопорядка путем научной, методической и систематической разработки существующих проблем. Политика права – условие гармоничного развития общества.

Основную задачу политики права правовед видел, прежде всего,  в устранении «злокачественных»  видов как интуитивного, так и  позитивного права путем формирования «внешних авторитетов» - нормативных фактов: норм, видов социального поведения. Нормативные факты должны воздействовать на психику индивидов для создания в обществе желательной системы эмоций (права), вызывающих, в свою очередь, надлежащее поведение.

Чрезвычайно важна одна из проблем, поставленная Петражицким при разработке идеи политики права - вопрос о правовом воспитании, о правовой

________________________________

1. Петражицкий Л.И. Теория  государства и права в связи с

теорией  нравственности - М.: Проспект, 1999 г. - 364 с.

2. Нерсесянц В.С. История  политических  и  правовых  учений - М.: Инфра-М Норма, 1997 г. - 543 с.

педагогике. Л.И. Петражицкий  выдвинул принцип целостного формирования

личности начиная с  детского возраста. «Родители и воспитатели  должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии... Притом важно развитие, так сказать, обеих сторон права, внушение прав других и их святости, сильного уважения к ним, но точно так же и собственных воспитываемых прав и уважения к ним».

Л.И. Петражицкий уделял чрезвычайно важную роль семье в  области правового воспитания: «Если  в семье господствует правовой хаос, самодурство, произвол, в частности, никто и ничто не внушает ребенку  определенных и твердых правовых принципов, то и нет почвы для развития нормальной интуитивно-правовой психики, а получается состояние более или менее близкое к правовому идиотизму, и эвентуально, в будущем преступная психика и соответственное поведение»[1].

Воспитание посредством  подавления личности ребенка, при котором ему не выделяется хотя бы малая сфера его неприкосновенных прав, небезразлично по своим правовым результатам в будущем.

Таким образом, идея создания политики права в работах Петражицкого, без сомнения, носит новаторский  характер. Обоснование правовой политики как психологической и юридической науки в тесной связи с правовой педагогикой открыло новые рубежи в развитии этой дисциплины, в познании и использовании социальных функций права и не утратило своего значения и в наше время.

 

 

 

 

 

_________________________________

1. Петражицкий Л.И. Теория  государства и права в связи с

теорией  нравственности - М.: Проспект, 1999 г. - 379 с.                      

                                      Заключение

 

В какой-то степени концепция  Л.И. Петражицкого является продолжением традиций Запада. Это заключается в признании прав лица, индивидуализма в отрицательном смысле этого слова, когда закрепление прав лица и их уважение и соблюдение может вредить интересам других лиц и общества. В рамках традиций соборности, единства, гармонии личности с миром интерес к собственности, скрупулезное изучение прав одного лица в рамках учения Л.И. Петражицкого было несколько резким и несимпатичным сторонникам попыток облагородить право религиозными началами (Вл. Соловьевым, например). Обвинения Л.И. Петражицкого в индивидуализировании права и игнорировании им социальной природы права покоится на простом невнимании ученых и профессора Н.И. Палиенко, в частности, к соответствующей части учения психологического понимания права. Ведь именно из учения Л.И. Петражицкого выросла социология П.А. Сорокина. Понимание права Л.И. Петражицким было основано на понимании любви в традициях именно христианской религии.

И.В. Гессен как один из сторонников психологического понимания права, принял христианство в форме православия и развивал в своих трудах учение о праве, обществе, политике, делал анализ других теорий понимания права именно с точки зрения идеалов соборности, развития духовности личности.

Изучение положений  критики теории Л.И. Петражицкого, их анализ, попытки объяснить причины появления критики, дать ответ на неё – наверное, необходимый этап в познании любой из научных концепций, не только рассматриваемой теории. Интерес представляет даже упрек этой теории в ее не научности, отсутствии средств для познания действительности и логического построения. Смысл кроется в том, что этой оригинальной теорией не предусмотрено средств для сравнения ощущений и фактов. Рассмотрев в отдельности наиболее существенные моменты критики, можно сделать вывод, что психологическая теория обладает всеми признаками научности. Несмотря на обилие критики и отсутствие широкой поддержки в научной среде, психологическая теория права получила развитие на современном этапе, была интерпретирована правоведами и социологами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

             Список использованной литературы

 

1. Вилюнас М.  Психология эмоциональных явлений / М.Вилюнас - М.: Издательство МГУ, 1976 г. - 143 с.

2. Исаев И.А. Антология  мировой  правовой мысли в пяти  томах / И.А.Исаев. - М.:  Мысль,  1999 г. - 829 с.

3. Лейст О.Э. История политических и правовых учений / О.Э.Лейст - М.: Зерцало-М, 2002 г. - 688 с.

4. Марченко М.Н.Теория  права и государства / М.Н.Марченко - М.:  Зеркало, 2001 г. - 376 с.

5. Нерсесянц В.С. История  политических  и  правовых  учений /

В.С.Нерсесянц - М.: Инфра-М Норма, 1997 г. - 736 с.

6. Петражицкий Л.И. Теория  государства  и  права  в  связи  с

теорией  нравственности / Л.И.Петражицкий - М.: Проспект, 1999 г. - 424 с.

7. Пяткина С.А. История  русской  правовой  мысли / С.А.Пяткина - М.: Остожье , 1998 г. - 603 с.

 


Информация о работе «Эмоциональная» социология Л.И.Петражицкого