0сновные периоды
развития семьи и функции членов
семьи
Стадии
семьи |
Основные
функции семьи |
Родительские
функции |
Функции
ребенка |
I.
Этап формирования семьи |
Осознание партнерских
отношении, укрепление взаимоотношений
между супругами; создание сексуальных
отношении, удовлетворяющих обоих; развитие
взаимопонимания, которое позволяет каждому
свободно проявлять свои чувства; налаживание
отношении с родителями и другими родственниками,
удовлетворяющих обе стороны; распределение
времени между домом и работой; выработка
порядка принятия решений, удовлетворяющих
обе стороны; беседы между супругами о
будущем семьи |
|
II.
Семья, ждущая ребенка, семья с младенцем |
Привыкание
к мысли о беременности и рождении
ребенка; подготовка к материнству и отцовству,
привыкание к роли отца и матери; привыкание
к новой жизни, связанной с появлением
ребенка; создание в семье атмосферы, благоприятной
и для семьи, и для ребенка; забота о потребностях
ребенка; распределение обязанностей
по дому и уходу за ребенком, не перегружающее
ни одного из родителей |
Ребенок зависим
от матери и начинает доверять ей; появление
привязанностей; овладение навыками простейшего
социального взаимодействия; приспособление
к ожиданиям других людей; развитие координации
движений рук и глаз; нахождение удобного
ритма смены покоя и действия; овладение
словами, короткими фразами, речью |
III.
Семья с ребенком дошкольного возраста |
Развитие интересов
и потребности ребенка; преодоление
чувства пресыщения материнством (отцовством)
и раздражения по поводу хронической нехватки
времени для собственных нужд; поиск квартиры,
соответствующей потребностям семьи;
привыкание к чрезвычайно возросшим с
появлением в доме ребенка материальным
затратам; распределение обязанностей
и ответственности между родителями в
постоянно меняющихся ситуациях; поддержка
сексуальных отношений, удовлетворяющих
обоих, и беседы о будущих детях; дальнейшее
развитие взаимоотношений в семье - открытых,
позволяющих супругам говорить на самые
разные темы; развитие отношении с родителями
в связи с появлением ребенка и выполнением
ими новой роли; сохранение прежнего круга
друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости
от возможностей семьи); выработка образа
жизни семьи, формирование семейных традиций,
беседы родителей о воспитании детей |
Преодоление противоречия
между желанием быть всегда с объектом
своей привязанности и невозможностью
этого; привыкание к самостоятельности;
выполнение требований взрослого по соблюдению
чистоты (опрятность во время еды, гигиена
половых органов); проявление интереса
к товарищам по играм; стремление быть
как мама или как папа |
IV.
Семья школьника |
Воспитать у
детей интерес к научным и
практическим знаниям; поддержка увлечений
ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений
в семье (открытость, откровенность); забота
о супружеских отношениях и личной жизни
родителей;
сотрудничество
с родителями других школьников |
Получение навыков,
необходимых для школьного образования;
стремление быть полноправным и готовым
к сотрудничеству членом семьи; постепенный
отход от родителей, осознание себя как
личности, которую любят и уважают;
включение
в группу сверстников, совместная с
ними деятельность; знакомство с правилами
поведения и моралью группы; расширение
словарного запаса и развитие речи, позволяющие
четко излагать свои мысли; осознание
значения причинно-следственных связей
и формирование научной картины мира |
V.
Семья с ребенком старшего школьного возраста |
Передача ответственности
и свободы действии ребенку по мере
взросления и развития его самостоятельности;
подготовка
к новому периоду жизни семьи; определение
функций семьи, распределение обязанностей
и разделение ответственности между членами
семьи; поддержка открытости во взаимоотношениях
между разными поколениями в семье; воспитание
взрослеющих детей на достойных образцах,
на собственном примере - взрослого мужчины,
любящего супруга, но знающего меру отца
(взрослой женщины, жены, матери); понимание
и принятие индивидуальности ребенка,
доверие и уважение к нему как к уникальной
личности |
Положительное
отношение к собственному полу и
происходящим физиологическим изменениям;
прояснение для себя роли мужчины и женщины;
ощущение принадлежности к своему поколению;
достижение эмоциональной независимости,
отход от родителей; выбор профессии, стремление
к материальной независимости; подготовка
к дружбе со сверстником противоположного
пола, браку, созданию семьи; постепенное
формирование собственного мировоззрения |
VI.
Семья со взрослы ребенком, входящим в
мир. |
Отрыв от взрослеющего
ребенка, способность отказаться от прежней
власти над ним; внушение ребенку, что
в любых жизненных ситуациях он всегда
получит утешение и помощь под родительским
кровом; создание благожелательной -обстановки
для новых членов семьи, пришедших в нее
через брачные связи; забота о супружеских
отношениях при новой структуре семьи;
спокойное
вступление в новую стадию брака и подготовка
к выполнению роли бабушки и дедушки; создание
хороших отношений между собственной
семьей и семьей взрослого ребенка; уважение
самостоятельности и индивидуальности
обеих семей |
|
Партнерские
функции |
VII.
Семья среднего возраста («пустое гнездо») |
Обновление
супружеских отношений; приспособление
к возрастным физиологическим изменениям;
творческое, радостное использование
большого количества свободного времени;
укрепление взаимоотношений с родственниками
и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки) |
|
VIII.
Постаревшая семья |
Осознание собственного
отношения к смерти и одиночеству; изменение
дома в соответствии с потребностями пожилых
людей; приспособление к жизни на пенсии;
воспитание готовности по мере уменьшения
собственных сил принять помощь других
людей; -подчинение своих увлечений и дел
своему возрасту; подготовление к неизбежному
концу жизни, обретение веры, которая поможет
спокойно дожить годы и спокойно умереть |
Наряду с
функциями по развитию собственной
семейной жизни проявление заботы о престарелых
родителях; помощь им, если это необходимо,
материальная и духовная; подготовка к
окончательному уходу родителей; подготовка
своих детей к потере бабушки (дедушки) |
|
Анализируя
таблицу, можно сделать вывод, что
в различные периоды становления и
развития семьи функции ее членов меняются.
Изменения
происходят и в отношениях мужчин
и женщин в семье. Их взаимоотношения,
а также отношения разных поколений, степеней
родства, родителей и детей разного пола
и возраста не заданы жестко их положением
в семейном клане. Теперь трудно выделить,
кто кого «главнее» и в семье. Изменяется
сам тип зависимости в семье людей друг
от друга. Социологи говорят о том, что
мужские и женские роли сейчас тяготеют
к симметрии, меняются представления о
том, как должны вести себя муж и жена.
Социолог В. Голофаст отмечает следующую
тенденцию развития отношений в семье:
от «иерархической» логики различий между
полами к логике индивидуальных особенностей
и способностей, к учету реального соотношения
семейных и внесемейных ролей женщины,
мужчины и ребенка. Автор утверждает, что
относительная автономия каждого в семье,
общее признание его права на личные интересы
скрепляют семью.
Социологи
отмечают тот факт, что семья особо
чувствительна ко всякого рода реформаторским
изменениям государственного масштаба,
например безработице, росту цен и т. д.
Так, по данным Госкомстата РФ на начало
1996 года 63% населения имели доходы ниже
среднего уровня. В настоящее время эти
цифры имеют тенденцию к росту. И. Ф. Дементьева
говорит о возникновении новых нетипичных
проблем воспитательного характера вследствие
различных материальных и психологических
трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные
в себе родители перестают быть авторитетом
и образцом для подражания у своих детей.
Авторитет матери меняется в зависимости
от сферы ее деятельности.
Подростки
порой выполняют непрестижную, неквалифицированную
работу, но выгодную в денежном отношении
и их заработок может приближаться к заработку
родителей или даже превышать его. Это
один из факторов, способствующих падению
авторитета родителей в глазах подростка.
У детей происходит смещение в системе
жизненных ценностей. Подобная тенденция
не только сокращает воспитательные возможности
семьи, но и приводит к снижению интеллектуального
потенциала общества.
Помимо
падения рождаемости отмечается
и такой негативный: факт в институте
семьи, как увеличение числа разводов.
В ряде работ рассматриваются отрицательные
последствия разводов: ухудшение
воспитания детей, увеличение случаев
их психических заболеваний, алкоголизм
родителей, разрушение кровнородственных
связей, ухудшение материального положения,
дисгармония воспроизводства населения
(Н. Я. Соловьев, В. А. Сысенко и др.).
Влияние
распада семьи на детей дошкольного
возраста изучалось в частности Т. П. Гавриловой.
Она выявила, что при нарушении контактов
с родителями у детей возникают наиболее
острые переживания, поскольку для ребенка
распад семьи - это ломка устойчивой семейной
структуры, привычных отношений с родителями,
конфликт между привязанностью, к отцу
и матери. Развод ставит перед ребенком
непосильные для его возраста задачи:
ориентацию в новой ролевой структуре
без ее прежней определенности, принятие
новых отношений с разведенными родителями.
Дети 2, 5-3 лет реагируют на распад семьи
плачем, агрессивностью, нарушениями памяти,
внимания, расстройством сна. Этот вывод
подтверждается и зарубежными исследователями:
эмоциональное здоровье детей самым непосредственным
образом связано сосуществованием постоянно
действующего общения ребенка с обоими
родителями (3. Матейчек, А. Николи). Развод
порождает у ребенка чувство одиночества,
ощущение собственной неполноценности.
Снижение
рождаемости и высокий уровень
разводов - показатели кризиса семьи.
Причины этого раскрываются в Конвенции
ООН о правах ребенка (1992), а также в Докладе
государств-участников в соответствии
со ст. 44 конвенции—добавление по РФ, в
работах социологов, демографов; К ним
относятся: кризисное состояние социально-экономической
сферы и неблагоприятные изменения состава
населения, что связано с демографическим
«эхом» войны. Институт семьи пострадал
от войн, репрессий.
Заключение.
В различные
периоды становления и развития семьи
функции ее членов меняются.
В 80-е
годы в СССР была создана «Служба
семьи» -система учреждений и общественных
организаций, направленная на создание
благоприятных условий для совершенствования,
развития и укрепления семьи, наиболее
полной реализации ее целей и задач. Появляются
новые подразделения «Службы семьи»: особое
внимание уделяется семьям беженцев, мигрантов,
безработных; создаются центры социальной
адаптации и реабилитации для детей с
недостатками психического и физического
развития.
Намечаются
различные пути оказания помощи семье,
поскольку семья - уникальное явление,
она играет особую роль в жизни
общества, выполняет одну из важнейших
функций - воспитательную.
Список
литературы:
- Гаспарян
Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические
проблемы) – Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис»,
1999. – 320 с. (стр. 13, 55-57).
- Зверева О.Л.,
Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее
воспитание: Учебное пособие для студентов
средних педагогических учебных заведений.
– М.: Изд. цент «Академия», 1999. – 160 с. (стр.
7-14).
- Комаров М.С.
Введение в социологию: Учебник для высших
учебных заведений. – М.: Наука, 1994. – 317
с. (стр. 207-210).
- Маркович
Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е
переработанное и дополненное / перевод
с сербского. – М.: Гуманитарный изд. центр
ВЛАДОС, 1998. – 432 с. (стр. 239-247).
- Радугин А.А.,
Радугин К.А. Социология: курс лекций. –
3-е изд., переработанное и дополненное.
– М.: Центр, 2000. – 244 с. (стр. 150-159).
- Гребенников
И. В. Основы семейной жизни: Учебн. пособие.
М. : Просвещение, 1991.
- Шнейдер Л. Б. Семейная
психология: учебное пособие для вузов
/ Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический
Проспект; Екатеринбург: Деловая книга,
2007.