0сновные периоды  
развития семьи и функции членов 
семьи
| 
| Стадии 
  семьи | Основные 
  функции семьи |  | Родительские 
  функции | Функции 
  ребенка |  | I. 
  Этап формирования семьи | Осознание партнерских 
  отношении, укрепление взаимоотношений 
  между супругами; создание сексуальных 
  отношении, удовлетворяющих обоих; развитие 
  взаимопонимания, которое позволяет каждому 
  свободно проявлять свои чувства; налаживание 
  отношении с родителями и другими родственниками, 
  удовлетворяющих обе стороны; распределение 
  времени между домом и работой; выработка 
  порядка принятия решений, удовлетворяющих 
  обе стороны; беседы между супругами о 
  будущем семьи | 
 |  | II. 
  Семья, ждущая ребенка, семья с младенцем | Привыкание 
  к мысли о беременности и рождении 
  ребенка; подготовка к материнству и отцовству, 
  привыкание к роли отца и матери; привыкание 
  к новой жизни, связанной с появлением 
  ребенка; создание в семье атмосферы, благоприятной 
  и для семьи, и для ребенка; забота о потребностях 
  ребенка; распределение обязанностей 
  по дому и уходу за ребенком, не перегружающее 
  ни одного из родителей | Ребенок зависим 
  от матери и начинает доверять ей; появление 
  привязанностей; овладение навыками простейшего 
  социального взаимодействия; приспособление 
  к ожиданиям других людей; развитие координации 
  движений рук и глаз; нахождение удобного 
  ритма смены покоя и действия; овладение 
  словами, короткими фразами, речью |  | III. 
  Семья с ребенком дошкольного возраста | Развитие интересов 
  и потребности ребенка; преодоление 
  чувства пресыщения материнством (отцовством) 
  и раздражения по поводу хронической нехватки 
  времени для собственных нужд; поиск квартиры, 
  соответствующей потребностям семьи; 
  привыкание к чрезвычайно возросшим с 
  появлением в доме ребенка материальным 
  затратам; распределение обязанностей 
  и ответственности между родителями в 
  постоянно меняющихся ситуациях; поддержка 
  сексуальных отношений, удовлетворяющих 
  обоих, и беседы о будущих детях; дальнейшее 
  развитие взаимоотношений в семье - открытых, 
  позволяющих супругам говорить на самые 
  разные темы; развитие отношении с родителями 
  в связи с появлением ребенка и выполнением 
  ими новой роли; сохранение прежнего круга 
  друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости 
  от возможностей семьи); выработка образа 
  жизни семьи, формирование семейных традиций, 
  беседы родителей о воспитании детей | Преодоление противоречия 
  между желанием быть всегда с объектом 
  своей привязанности и невозможностью 
  этого; привыкание к самостоятельности; 
  выполнение требований взрослого по соблюдению 
  чистоты (опрятность во время еды, гигиена 
  половых органов); проявление интереса 
  к товарищам по играм; стремление быть 
  как мама или как папа |  | IV. 
  Семья школьника | Воспитать у 
  детей интерес к научным и 
  практическим знаниям; поддержка увлечений 
  ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений 
  в семье (открытость, откровенность); забота 
  о супружеских отношениях и личной жизни 
  родителей; сотрудничество 
  с родителями других школьников | Получение навыков, 
  необходимых для школьного образования; 
  стремление быть полноправным и готовым 
  к сотрудничеству членом семьи; постепенный 
  отход от родителей, осознание себя как 
  личности, которую любят и уважают; включение 
  в группу сверстников, совместная с 
  ними деятельность; знакомство с правилами 
  поведения и моралью группы; расширение 
  словарного запаса и развитие речи, позволяющие 
  четко излагать свои мысли; осознание 
  значения причинно-следственных связей 
  и формирование научной картины мира |  | V. 
  Семья с ребенком старшего школьного возраста | Передача ответственности 
  и свободы действии ребенку по мере 
  взросления и развития его самостоятельности; подготовка 
  к новому периоду жизни семьи; определение 
  функций семьи, распределение обязанностей 
  и разделение ответственности между членами 
  семьи; поддержка открытости во взаимоотношениях 
  между разными поколениями в семье; воспитание 
  взрослеющих детей на достойных образцах, 
  на собственном примере - взрослого мужчины, 
  любящего супруга, но знающего меру отца 
  (взрослой женщины, жены, матери); понимание 
  и принятие индивидуальности ребенка, 
  доверие и уважение к нему как к уникальной 
  личности | Положительное 
  отношение к собственному полу и 
  происходящим физиологическим изменениям; 
  прояснение для себя роли мужчины и женщины; 
  ощущение принадлежности к своему поколению; 
  достижение эмоциональной независимости, 
  отход от родителей; выбор профессии, стремление 
  к материальной независимости; подготовка 
  к дружбе со сверстником противоположного 
  пола, браку, созданию семьи; постепенное 
  формирование собственного мировоззрения |  | VI. 
  Семья со взрослы ребенком, входящим в 
  мир. | Отрыв от взрослеющего 
  ребенка, способность отказаться от прежней 
  власти над ним; внушение ребенку, что 
  в любых жизненных ситуациях он всегда 
  получит утешение и помощь под родительским 
  кровом; создание благожелательной -обстановки 
  для новых членов семьи, пришедших в нее 
  через брачные связи; забота о супружеских 
  отношениях при новой структуре семьи; спокойное 
  вступление в новую стадию брака и подготовка 
  к выполнению роли бабушки и дедушки; создание 
  хороших отношений между собственной 
  семьей и семьей взрослого ребенка; уважение 
  самостоятельности и индивидуальности 
  обеих семей |  |  | Партнерские 
  функции |  | VII. 
  Семья среднего возраста («пустое гнездо») | Обновление 
  супружеских отношений; приспособление 
  к возрастным физиологическим изменениям; 
  творческое, радостное использование 
  большого количества свободного времени; 
  укрепление взаимоотношений с родственниками 
  и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки) | 
 |  | VIII. 
  Постаревшая семья | Осознание собственного 
  отношения к смерти и одиночеству; изменение 
  дома в соответствии с потребностями пожилых 
  людей; приспособление к жизни на пенсии; 
  воспитание готовности по мере уменьшения 
  собственных сил принять помощь других 
  людей; -подчинение своих увлечений и дел 
  своему возрасту; подготовление к неизбежному 
  концу жизни, обретение веры, которая поможет 
  спокойно дожить годы и спокойно умереть | Наряду с 
  функциями по развитию собственной 
  семейной жизни проявление заботы о престарелых 
  родителях; помощь им, если это необходимо, 
  материальная и духовная; подготовка к 
  окончательному уходу родителей; подготовка 
  своих детей к потере бабушки (дедушки) |  | 
 
Анализируя 
таблицу, можно сделать вывод, что 
в различные периоды становления и 
развития семьи функции ее членов меняются.
Изменения 
происходят и в отношениях мужчин 
и женщин в семье. Их взаимоотношения, 
а также отношения разных поколений, степеней 
родства, родителей и детей разного пола 
и возраста не заданы жестко их положением 
в семейном клане. Теперь трудно выделить, 
кто кого «главнее» и в семье. Изменяется 
сам тип зависимости в семье людей друг 
от друга. Социологи говорят о том, что 
мужские и женские роли сейчас тяготеют 
к симметрии, меняются представления о 
том, как должны вести себя муж и жена. 
Социолог В. Голофаст отмечает следующую 
тенденцию развития отношений в семье: 
от «иерархической» логики различий между 
полами к логике индивидуальных особенностей 
и способностей, к учету реального соотношения 
семейных и внесемейных ролей женщины, 
мужчины и ребенка. Автор утверждает, что 
относительная автономия каждого в семье, 
общее признание его права на личные интересы 
скрепляют семью.
Социологи 
отмечают тот факт, что семья особо 
чувствительна ко всякого рода реформаторским 
изменениям государственного масштаба, 
например безработице, росту цен и т. д. 
Так, по данным Госкомстата РФ на начало 
1996 года 63% населения имели доходы ниже 
среднего уровня. В настоящее время эти 
цифры имеют тенденцию к росту. И. Ф. Дементьева 
говорит о возникновении новых нетипичных 
проблем воспитательного характера вследствие 
различных материальных и психологических 
трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные 
в себе родители перестают быть авторитетом 
и образцом для подражания у своих детей. 
Авторитет матери меняется в зависимости 
от сферы ее деятельности.
 
 Подростки 
порой выполняют непрестижную, неквалифицированную 
работу, но выгодную в денежном отношении 
и их заработок может приближаться к заработку 
родителей или даже превышать его. Это 
один из факторов, способствующих падению 
авторитета родителей в глазах подростка. 
У детей происходит смещение в системе 
жизненных ценностей. Подобная тенденция 
не только сокращает воспитательные возможности 
семьи, но и приводит к снижению интеллектуального 
потенциала общества.
Помимо 
падения рождаемости отмечается 
и такой негативный: факт в институте 
семьи, как увеличение числа разводов. 
В ряде работ рассматриваются отрицательные 
последствия  разводов: ухудшение  
воспитания детей, увеличение случаев 
их психических заболеваний, алкоголизм  
родителей, разрушение кровнородственных 
связей, ухудшение материального положения, 
дисгармония воспроизводства населения 
(Н. Я. Соловьев, В. А. Сысенко и др.).
Влияние 
распада семьи на детей дошкольного 
возраста изучалось в частности Т. П. Гавриловой. 
Она выявила, что при нарушении контактов 
с родителями у детей возникают наиболее 
острые переживания, поскольку для ребенка 
распад семьи - это ломка устойчивой семейной 
структуры, привычных отношений с родителями, 
конфликт между привязанностью, к отцу 
и матери. Развод ставит перед ребенком 
непосильные для его возраста задачи: 
ориентацию в новой ролевой структуре 
без ее прежней определенности, принятие 
новых отношений с разведенными родителями. 
Дети 2, 5-3 лет реагируют на распад семьи 
плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, 
внимания, расстройством сна. Этот вывод 
подтверждается и зарубежными исследователями: 
эмоциональное здоровье детей самым непосредственным 
образом связано сосуществованием постоянно 
действующего общения ребенка с обоими 
родителями (3. Матейчек, А. Николи). Развод 
порождает у ребенка чувство одиночества, 
ощущение собственной неполноценности.
Снижение 
рождаемости и высокий уровень 
разводов - показатели кризиса семьи. 
Причины этого раскрываются в Конвенции 
ООН о правах ребенка (1992), а также в Докладе 
государств-участников в соответствии 
со ст. 44 конвенции—добавление по РФ, в 
работах социологов, демографов; К ним 
относятся: кризисное состояние социально-экономической 
сферы и неблагоприятные изменения состава 
населения, что связано с демографическим 
«эхом» войны. Институт семьи пострадал 
от войн, репрессий.
 
 
Заключение.
В различные 
периоды становления и развития семьи 
функции ее членов меняются.
В 80-е 
годы в СССР была создана «Служба 
семьи» -система учреждений и общественных 
организаций, направленная на создание 
благоприятных условий для совершенствования, 
развития и укрепления семьи, наиболее 
полной реализации ее целей и задач. Появляются 
новые подразделения «Службы семьи»: особое 
внимание уделяется семьям беженцев, мигрантов, 
безработных; создаются центры социальной 
адаптации и реабилитации для детей с 
недостатками психического и физического 
развития.
Намечаются 
различные пути оказания помощи семье, 
поскольку  семья - уникальное явление, 
она играет особую роль в жизни 
общества, выполняет одну из важнейших 
функций - воспитательную. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список 
литературы:
  - Гаспарян 
  Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические 
  проблемы) – Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 
  1999. – 320 с. (стр. 13, 55-57).
- Зверева О.Л., 
  Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее 
  воспитание: Учебное пособие для студентов 
  средних педагогических учебных заведений. 
  – М.: Изд. цент «Академия», 1999. – 160 с. (стр. 
  7-14).
- Комаров М.С. 
  Введение в социологию: Учебник для высших 
  учебных заведений. – М.: Наука, 1994. – 317 
  с. (стр. 207-210).
- Маркович 
  Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е 
  переработанное и дополненное / перевод 
  с сербского. – М.: Гуманитарный изд. центр 
  ВЛАДОС, 1998. – 432 с. (стр. 239-247).
- Радугин А.А., 
  Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 
  3-е изд., переработанное и дополненное. 
  – М.: Центр, 2000. – 244 с. (стр. 150-159).
- Гребенников 
  И. В. Основы семейной жизни: Учебн. пособие. 
  М. : Просвещение, 1991.
- Шнейдер Л. Б. Семейная 
  психология: учебное пособие для вузов 
  / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический 
  Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 
  2007.