История формирования социальной психологии в России и зарубеом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:20, практическая работа

Краткое описание

Большое внимание уделялось социально-психологическим проблемам детских, ученических коллективов, социальной психологии труда, управления организациями.

Файлы: 1 файл

История формирования социальной психологии в России и зарубежом.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Красногорский филиал федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего  профессионального образования 

«Российская академия народного хозяйства  и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

История формирования социальной психологии в России и за рубежом

 

Практическое задание

 

 

Дисциплина: Социальная психология

Выполнила: 
Никитина П.В. («Менеджмент», 2 курс)

Преподаватель: 
Трядер И.В. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


История формирования социальной психологии в России

Период

Представители

Основные идеи и теории

Дореволюционный

 

Н.К. Михайловский (один из основателей

отечественной

социальной

психологии)

 

 

 

 

 

 

 

 

Действующими  силами развития являются герои и  толпа. «Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благородное или подлейшее, разумное или бессмысленное дело. Толпой будем называть массу, способную увлекаться примером…»

Общение: подражание, заражение, внушение, противопоставимость.

 

Г.В. Плеханов

Рассматривал «общественную психологию» как конкретно-историческое и классовое явление.

Период экспериментальной социальной психологии

(20-е года)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.М. Бехтерев, М.В. Ланге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Считая  объективные методы единственно  возможными при изучении психики,  Бехтерев способствовал использованию экспериментальных методов к явлениям социальной психологии. Он рассматривал групповую психику как совокупность условных рефлексов. Дал характеристику различных социальных групп, создал оригинальную классификацию коллективов. Законы психологии масс он сводил к физическим законам.

Эксперименты, проведенные Бехтеревым совместно с М.В. Ланге, показали существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов, выявили половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы. Было установлено, что группа может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и в то же самое время тормозящим образом влиять на других.




Период

 

 

Представители

 

Основные  мысли и теории

 

Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, Н.А. Витке и  др.

Большое внимание уделялось социально-психологическим  проблемам детских, ученических  коллективов, социальной психологии труда, управления организациями.

Период культурно-исторической теории развития психики (30 - 50-е гг.)

 

Л.С. Выготский

 

 

 

 

 

 

 

 

Его теория придерживалась мнения, что «в процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения – специфически культурные».

 

А.С. Макаренко

Считал главной целью воспитания формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над личностью. При этом одной из важных задач является воспитание потребностей «коллективиста».

Период Возрождения социальной психологии как науки в конце 50-х гг.

 

Б.Ф. Поршнев 

Впервые ставится вопрос о таких социально-психологических категориях, как «мы» и «они».

В 1962 г. была создана первая лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете (под руководством Е.С.Кузьмина). Проводились работы по эмпирическому исследованию фольклора, взаимоотношений в производственных бригадах, школьных классах.

В 1972 г. в Московском университете (под руководством Г.М. Андреевой) были открыты первые кафедры социальной психологии. Выходят в свет первые учебные пособия по социальной психологии, проводятся социально-психологические исследования.




 

История формирования социальной психологии за рубежом

Этапы

Представители

Основные мысли и теории

Описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.)

 

Платон

Социоцентризм – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) – развит у философов, сердце (мужество) – у воинов и живот (телесные вожделения) – у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.

 

Аристотель

Эгоцентризм – человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.

 

Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро

Теории «плохого» и «хорошего» человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых («реалистическое») придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества. Согласно другому учению («романтическому»), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты.

 

И. Бентам, А. Смит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выгоды. Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений, исходя из их полезности, для отдельного индивида. Благосостояние общества, по этой теории, должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере.

 

О.Конт

Методологии позитивизма – при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта,


 

Этапы

Представители

Основные мысли и теории

   

развивается только в обществе, и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.

Этап становления социально-психологического знания

 

Лацарус и Штейнталь,

В. Вундта

Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.

 

У. Баджот и Г. Тард, Г. Лебон, У. Джеймс, У. Макдугалл и У. Троттер, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль 

Теории доминирующего  фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание».

 

 

Г. Спенсер

Социальный дарвинизм делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов. Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

 

3. Фрейд

Психоаналитическая теория – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация «либидо» (сублимация).


 

Этапы

Представители

Основные мысли и теории

 

Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э. Росс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социокультурный подход – источники социального поведения людей присущи не отдельной личности, а социальной группе, социальное поведение объясняется влиянием больших социальных групп. Группа рассматривалась как своеобразная целостность, обладающая сознанием. В соответствии с современным социокультурным подходом считается, что убеждения, ценности и предрассудки человека обусловлены прежде всего факторами группового уровня (нация, социальный класс, нормы культуры);

 

У. Макдуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эволюционный подход – направлен на поиск причин социального поведения в физических и психических склонностях, помогавших нашим предкам выживать и производить потомство. Предполагается, что животные, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды, имеют больше шансов выжить и произвести на свет жизнеспособное потомство, передав ему по наследству соответствующие свойства. Эти свойства со временем заменяются новыми свойствами живых организмов, больше подходящими для определенной среды.

 

 

А. Бандур и Р. Уолтерс 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория социального  научения  – социальное поведение рассматривается как продукт прошлого опыта индивида и его научения в процессе получения вознаграждений и наказаний. Особая роль в развитии тех или иных поведенческих форм отводится подражанию. Так, например, дети могут научиться агрессии, наблюдая за различными формами агрессивного поведения взрослых. Важная роль в развитии индивидуального поведения отводится также убеждениям, ожиданиям, возможности выбора и самоподкреплению;

 


 

 

 

 

 

Этапы

 

Представители

 

Основные мысли и теории

 

 

 

К. Левин

Феноменологический подход – социальное поведение человека направляется его субъективной интерпретацией событий социального мира. Основным в системе взглядов Левина на социальное поведение человека является понятие «жизненного пространства», в которое входит вся сумма возможных событий, которые влияют на индивида из прошлого, настоящего и будущего, как это ему представляется. Поведение человека при этом рассматривается как его движение сквозь участки данного жизненного пространства, одни из которых привлекательны, а другие – нет. Интерпретация человеком той или иной ситуации, согласно Левину, связана с его целями в данный момент. Так, например, если фанат какой-нибудь футбольной команды желает ввязаться в драку с поклонниками «чужой» команды, он может интерпретировать случайный толчок как агрессивный выпад с другой стороны.

 

 

Социально-когнитивный  подход – сосредоточивается на ментальных процессах, участвующих в том, каким образом индивид обращает внимание на социальные события, интерпретирует их и сохраняет в памяти. Сторонники этого подхода считают, что психические процессы, связанные с тем, какие именно события привлекают внимание человека, как он интерпретирует эти события и хранит их в своей памяти, особым образом способны влиять на социальное поведение человека, направляя его вниманием к тому или иному аспекту ситуации. Они также могут оказывать влияние на понимание этой ситуации на основе возникших у него ассоциаций данного события с аналогичным опытом прошлого, сохранившимся в памяти.




 

Красногорск

2012


Информация о работе История формирования социальной психологии в России и зарубеом