Истина. Политическая культура. Социальное взаимодействие

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 11:25, контрольная работа

Краткое описание

Раскрыты три вопроса.

Оглавление

Вопрос №1. Истина - непосредственная цель познания. Критерии истины.
1. Что есть истина?...............................................................стр.1-2
2. Виды и формы истины………………………………….стр.2-3
3. Теоретическое осмысление истины…………………...стр.3-4
4. Критерии истины……………………………………….стр.5-7
Вопрос №2. Уровни и типология политической культуры. Описание политической культуры и демократии.
2.1 Уровни политической культуры………………………стр.7-8
2.2 Типология политической культуры…………………..стр. 8-11
2.3 Описание политической культуры……………………стр.11-12
2.4 Демократия……………………………………………..стр.12-13
Вопрос №3. Социальное взаимодействие.
1. Понятие и механизм взаимодействия…………………стр.13-15
3.2 Типология взаимодействий……………………………стр.15-17
3.3 Формы взаимодействия………………………………..стр.17-18
Список литературы…………………………………………..стр.19

Файлы: 1 файл

1.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Вопрос  №1. Истина - непосредственная цель познания. Критерии     истины.

    1. Что есть истина?...............................................................стр.1-2
    2. Виды и формы истины………………………………….стр.2-3
    3. Теоретическое осмысление истины…………………...стр.3-4
    4. Критерии истины……………………………………….стр.5-7

Вопрос  №2. Уровни и типология  политической культуры. Описание политической культуры и демократии.

   2.1 Уровни  политической культуры………………………стр.7-8

   2.2 Типология  политической культуры…………………..стр. 8-11

   2.3 Описание политической культуры……………………стр.11-12

   2.4 Демократия……………………………………………..стр.12-13

Вопрос  №3. Социальное взаимодействие.

    1. Понятие и механизм взаимодействия…………………стр.13-15

    3.2 Типология  взаимодействий……………………………стр.15-17

    3.3 Формы взаимодействия………………………………..стр.17-18

Список  литературы…………………………………………..стр.19 

Вопрос 1.

1.1 Что есть истина?

  Данный  вопрос - один из центральных в теории познания. Он занимал людей с самых  древних времен. К его разрешению обращались многие известные люди, такие как Платон и Аристотель, Маркс и Ленин, Рассел и Хайдеггер и другие. Философа отвечали по-разному на этот вопрос. Платон и Аристотель являются родоначальниками древнейшей, классической концепции истины - истина есть соответствие мыслей действительность(1). Есть еще очень много высказываний по поводу истины, к примеру, ещё Платону принадлежит следующая характеристика понятия истины “... тот, кто говорит о вещах в соответствии  с  тем,  каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них  иначе,  -  лжет...”. Аналогичным образом  характеризует  понятие  истины  и  Аристотель  в  своей работе “Метафизика”: “... говорить о сущем, что его  нет,  или  о  не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить о том, что сущее  есть  и не-сущее не есть, - значит говорить истинное” (2).

  Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Иначе говоря, это  верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или мышлении. Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно - художественной и др.). Каковы основные свойства, признаки истины ? Первый и исходный из них - объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей.

Истина не есть свойство материальных объектов, а  характеристика знаний о них.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.). Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.(3)

   Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе. Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте.

  Также необходимо выделить тезис о конкретности истины. Конкретность истины есть зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых знания существуют и развиваются. В содержание этого тезиса входит идея, которая была востребована в сравнительно позднее время при достижении понимания мира как динамичного целого, изменяющейся материальной системы.(4) 

1.2 Виды и формы истины.

  Абсолютная  истина (абсолютное в объективной истине) -это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему, это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны" и т.д. - это вечные истины.

  Движение  к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин.

  Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) трудно достижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда.

  Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философией.

  Необходимая истина — знание, достигнутое в результате совокупности связанных внутренней последовательностью действий.

  Случайная истина — знание, полученное вне зависимости от целенаправленных действий познающего субъекта.

  Аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое объекту свойство содержится в самом его понятии с необходимостью.

  Синтетическая истина — это познавательная ситуация, в рамках которой раскрытие некоторого свойства требует внесения дополнительной (зачастую случайной) информации об исследуемом объекте в понятие об этом объекте.

  А также истины обусловленные видами познавательной деятельности:

  - научная;

  - обыденная;

  - нравственная.

  Существуют  и разные формы истины:

  - экзистенциальная (понимание  духовного   мира);

  -  предметная  (знание  о материальных системах);

  - концептуальная.(5) 

1.3 Теоретическое осмысление истины

  Все теории можно разделить на дающие реальное определение истине и устанавливающие  правила употребления слова «истина».

1. Теории истины (концепции истины), дающие определение истине:

    1.1 Классическая линия понимания истины:

      1.1.1 Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Гегель); способы установления соответствия мысли и действительности:

      1.1.2 Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)

      1.1.3 Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано, Э. Гуссерль)

      1.1.4 Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик)

      1.1.5 Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский)

    1.2 Неклассические концепции:

      1.2.1 Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения (А. Пуанкаре, Т.Кун)

      1.2.2 Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э.Мах)

      1.2.3 Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс)

2. Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при разворачивании исследований:

    2.1 Дефляционная теория (концепция избыточности (redundancy)): слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: если делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание (А.Айер, М.Даммит и др.)

    2.2 Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в рамках теории речевых актов (П. Ф. Стросон) (4) 
     
     

    1.4 Критерии истины

  Вопрос  о том, можно ли отграничить истину от заблуждения, и если можно, то каким  именно образом, всегда интересовал познающую мысль. Это и есть вопрос о критериях истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на этот счет: “…критерии истинных знаний является их ясность и отчетливость…” Фейербах такой критерий искал в чувственных данных (“там, где начинается чувственность, кончается всякий спор”). (2)

  В качестве критерии истины выдвигались общезначимость (то, что признается людьми); то, что является выгодным полезным, приводит к успеху - прагматизм (от греческого pragma - дело, действие); то, что соответствует условному соглашению - конвенционализм (от латинского convention договор, соглашение); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов и т.д.

  Только после установления критерия истины  обретают  смысл многие  категории,  с   которыми   человеку   приходится   так   или   иначе взаимодействовать. Среди них  я  выделила  две,  показавшиеся  мне  наиболее важными:

      1. Научная истина. Научная истина - это знание, которое отвечает двойному

требованию: во-первых, оно соответствует действительности;  во-вторых, оно  удовлетворяет  ряду  критериев  научности.   К   этим   критериям

относится: логическая стройность; эмпирическая  проверяемость,  в  том числе проверка временем;  возможность  предсказывать  на  основе  этих знаний новые факты; непротиворечивость тем знаниям, чья истинность уже достоверно установлена и прочее. Эти критерии, разумеется, не  следует рассматривать как нечто неизменное и раз навсегда данное. Они являются продуктом исторического развития науки и в будущем могут  пополняться. Такое понимание истины вообще необыкновенно важно для развития науки так  как,  если  данные,  полученные  с  помощью   конкретной   науки, соответствуют всем вышеперечисленным критериям, можно сделать вывод о полезности таких данных. То есть  появляется  стимул  для  дальнейшего развития науки.

      2. Истина в повседневной жизни. Проблема критерия  истины  имеет большую важность даже в повседневной жизни людей, так как является  одной из основ системы мировоззрения человека. Отвечая на вопрос о том, что  же      является  критерием  истины,  человек  во   многом   определяет   свое      собственное место в мире и свои идеалы и ценности. Для многих  понятие      «истинность» (как правосудие, справедливость и полнота  знаний)  тесно      связано  с   понятиями   «искренность,   спокойствие,    благополучие,      счастье». Таким образом эта так называемая повседневная истина  является высшей  социальной и личной ценностью (6).

  Разные  учёные  рассматривали  критерий  истины  по-разному,  во  многом   в зависимости от принадлежности к той или иной  научной  школе.  Я  хотела  бы

изложить  основные идеи некоторых, особо меня заинтересовавших философов.

  Сам термин "критерий" происходит от греческого kriterion, что означает

признак,  на  основании  которого  производится  оценка,   определение   или

классификация чего-либо, мерило. Критерий истины –  это то, что  удостоверяет

Информация о работе Истина. Политическая культура. Социальное взаимодействие