Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:58, контрольная работа
Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Оно относится к числу тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.
Введение…………………………………………………………………………………….……2
1. Общественное мнение как социальная категория. Формирование общественного
мнения ……………………………………………………………………………………………3
2. Этапы проведения исследования по изучению общественного мнения (общественного сознания, общественного настроения)………………...……………………………………….5
Заключение……………………………………………………………………………………….8
Список литературы………………………………………………………………………………9
а) да .
б) нет
3) кто на вас
оказывает положительное
а) семья
б) Друзья
в) художественная и церковная литература
г) прочее
4) как вы относитесь к загадочным явлениям природа (землетрясение, бури, "летающие тарелки, гипноз, чародейская сила и тд, Что это по вашему мнению?
а) научно объяснимые явления
б) сотворение "бога"
в) прочие явления
Этот метод
предполагает жестко фиксированный
порядок, содержание и форму вопросов,
ясное указание способов ответа, причем
они регистрируются опрашиваемым либо
наедине с собой (заочный опрос), либо в
присутствии анкетера (прямой опрос).
Анкетные опросы
классифицируют прежде всего по содержанию
и конструкции задаваемых вопросов.
Различают открытые опросы, когда
респонденты высказываются в свободной
форме. В закрытом опросном листе все варианты
ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые
анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный
или экспресс - опрос применяется в обследованиях
общественного мнения и содержит всего
3-4 пункта основной информации плюс несколько
пунктов, связанных с демографическими
и социальными характеристиками опрашиваемых.
Такие анкеты напоминают листы всенародных
референдумов. Опрос по почте отличают
от анкетирования на месте: в первом случае
ожидается возвращение опросного листа
по заранее оплаченному почтовому отправлению,
во втором - анкетер сам собирает заполненные
листы. Групповое анкетирование отличается
от индивидуального. В первом случае анкетируют
сразу до 30-40 человек: анкетер собирает
опрашиваемых, инструктирует их и оставляет
для заполнения анкет, во втором - он обращается
индивидуально к каждому респонденту.
Организация “раздаточного” анкетирования,
включая опросы по месту жительства, естественно,
более трудоемка, чем, например, опросы
через прессу, также широко используемые
в нашей и зарубежной практике. Однако
последние непредставительны в отношении
многих групп населения, так что скорее
могут быть отнесены к приемам изучения
общественного мнения читателей данных
изданий.
Наконец, при классификации
анкет, используют также многочисленные
критерии, связанные с темой опросов: событийные
анкеты, анкеты на выяснение ценностных
ориентаций, статистические анкеты (в
переписях населения), хронометражи суточных
бюджетов времени и т.д.
При проведении
опросов не надо забывать, что с их помощью
выявляются субъективные мнения и оценки,
которые подвержены колебаниям, воздействиям
условий опроса и других обстоятельств.
Чтобы минимизировать искажение данных,
связанное с этими факторами, любую разновидность
опросных методов следует проводить в
сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос
на долгое время, так как к концу опроса
могут измениться внешние обстоятельства,
а информация о его проведении будет передаваться
опрашиваемыми друг другу с какими-либо
комментариями, и эти суждения станут
влиять на характер ответов тех, кто позже
попадет в состав респондентов.
Независимо от
того, прибегаем ли мы к интервью
или анкетному опросу, большинство
проблем, связанных с надежностью
информации, оказываются для них
общими.
Опросы - незаменимый
прием получения информации о субъективном
мире людей, их склонностях, мотивах деятельности,
мнениях.
Опрос - почти
универсальный метод. при соблюдении
надлежащих предосторожностей позволяет
получить не менее надежную информацию,
чем при исследовании документов или наблюдении.
Причем эта информация может быть о чем
угодно. Даже о том что нельзя увидеть
или прочитать.
Впервые официальные
опросы появились в Англии в конце
XVIII века, а в начале XIX века в США.
Во Франции и Германии первые опросы
были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869
гг. И далее начали активно распространятся.
Искусство использования
этого метода состоит в том, чтобы
знать, о чем спрашивать, как спрашивать,
какие задавать вопросы и, наконец,
как убедиться в том, что можно верить,
полученным ответам.
Для исследователя
надо в первую очередь уяснить, что
в опросе участвует не “средний
респондент”, а живой, реальный человек
одаренный сознанием и
Респонденты не
беспристрастные регистраторы своих
знаний и мнений, а живые люди,
которым не чужды какие-то симпатии,
предпочтения, опасения и т.п. Поэтому,
воспринимая вопросы, они на одни
из них не могут ответить из-за недостатка
знаний, на другие - не хотят отвечать или
отвечают неискренне.
5) Обработка
анкет, подготовка выводов,
6) Принятие конкретных
мер.
7) Последующие
проверки правильности решений
и результатов принятия мер
(отслеживание).
Заключение
ВЫВОД: не любое
групповое, коллективное мнение становится
или является общественным, а лишь
то, что соответствует критериям
- социальный интерес, дискуссионность,
компетентность. А его выразители - классы,
социальные слои, содружество классов,
народ. Значит, мнение можно классифицировать
как индивидуальное; групповое, или общее;
мнение общественности, или общественное.
Общественное мнение
не может существовать вне системы экономических,
социально-политических, идейно-нравственных
отношений. Оценочные суждения, содержащиеся
в этом феномене, имеют социальный характер.
Еще Г.В. Плеханов в «Очерках по истории
материализма» писал, что «общественное
мнение» имеет свои корни в социальной
среде и в конечном счете в экономических
отношениях; это не противоречит тому,
что всякое данное «общественное мнение»
начинает стареть, как только начинает
стареть вызывающий его способ производства».)
Список литературы
1) Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современность общественного мнения. . М., 1988.
2) Общественное мнение: методологические рекомендации для проведения социологических опросов/Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 1980.
3) Лямцев В.Н , Тарутин В.А. Общественное мнение и идейно-воспитательная работа. Киев. 1988.
4) Укледов А.К. общественное мнение и пропаганда. М, 1980.
5) Общественное мнение: роль, воз-ти, пути и методики изучения и формирования. Барнаул. 1989.
6) Лавриненко В.Н. Социология. М. 1998.