Институт семьи и брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является изучение семьи и конфликтов возникающих в семейной жизни.
Задачи:
- рассмотреть социальный институт;
- рассмотреть институт семьи;
- выявить конфликты в семье, с помощью социального опроса;
- рассмотреть какие виды ролевых конфликтов встречаются в семьях;
- узнать какой % семей подвержены ролевому конфликту;
- выявить какие ролевые конфликты в семье встречаются чаще;

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

    Следует иметь в виду, что развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость — это, пожалуй, самый верный критерий зрелости общества, насколько оно способно надежно, устойчиво, на профессиональном уровне удовлетворять разнообразные потребности индивидов.

    Развитие  социальных институтов проявляется в двух основных вариантах.

    Во-первых, возникновение новых социальных институтов. Сегодня у многих народов бывшего СССР создаются такие важнейшие институты как армия, финансы, дипломатия и т.д. Не вызывает сомнения — мощное ускорение получают народы в результате организации таких социальных институтов как высшее образование, наука. Обогащение общества социальным институтом, конечно, если он рожден ни под чьим-то внешним давлением, во всех случаях становится элементом, повышающим динамизм общества, продвигающим его к качественно новому состоянию.

    Во-вторых, развитие, совершенствование уже  сложившихся социальных институтов.

    В сложившихся социальных институтах содержится значительно большая  потенция развития через внутреннюю дифференциацию, специализацию связей, функций, учреждений. Мы являемся свидетелями рождения новых институтов путем выделения, дифференциации старых, уже сложившихся. На наших глазах из недр общесудебной системы развился Конституционный суд как самостоятельный институт. Может быть выделено в самостоятельный правоохранительный институт следствие. Наркологическая служба в рамках института здравоохранения имеет тенденцию к превращению в самостоятельный институт. 

    1.3 Виды и функции социальных институтов

    Социальный  институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

    Помимо  деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

            Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)

            Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

    Первой  и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям,  заниматься решением духовных вопросов.

              Общество устроено так, что  ряд институтов выполняют несколько  функций одновременно и в то  же время на выполнение одной  функции могут специализироваться  сразу несколько институтов. К  примеру, функцию воспитания или  социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д.

                На заре своего возникновения государство выполняет узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д.

               Церковь создавалась ради решения  важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и др.), попечительством.

                  Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая "институциональная школа". Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет; Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

    1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим  эту функцию, является семья,  но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

    2) Социализация - передача индивидам  установленных в данном обществе  образцов поведения и способов  деятельности - институты семьи,  образования, религии и др.

    3) Производство и распределение. Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию

    Социальные  институты отличаются друг от друга  своими функциональными качествами:

    1) Экономическо-социальные институты собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

    2) Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

     3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

     4) Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

    5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

    6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений. Неосновные институты называют еще общественными практиками.  У каждого главного института  есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур.  Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка  труда работников, маркетинг, рынок и т.д.  Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д.

    Ч.Миллс  насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

    - экономические – институты, организующие хозяйственную деятельность;

    - политические – институты власти;

    - семейные – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

    - военный – институты, осуществляющие  защиту членов общества от  физической опасности;

    - религиозные – институты, организующие  коллективное почитание богов.

    Предназначение  социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

    - потребность в воспроизводстве  рода (институт семьи и брака).

    - потребность в безопасности и  социальном порядке (институт  государства и др. политические  институты).

    - потребность в добывании и  производстве средств существования  (экономические институты).

    - потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования).

    - потребности в решении духовных  проблем, смысла жизни (институт  религии). К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами,  судебной власти, президентства и т.д.

    Повседневные  практики, помогающие организовать согласованные  действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.

    1.4 Дисфункция и динамика

    Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в "символическую", ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

      Одним из явных выражений дисфункции  социального института является  персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

    Неудовлетворенная общественная потребность может  вызвать к жизни стихийное  появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой "теневой экономики", выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

    Исследователи выделяют две формы существования  социальных институтов: простую и  сложную. Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

      Функции управления и контроля  осуществляются через систему  социальных норм и предписаний,  реализующих соответствующие типы  поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

    Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:

    1. жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;
    2. функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;
    3. эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

Информация о работе Институт семьи и брака