Информация и её роль в обеспечении социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Следовательно, избегать управленческих ошибок, которые дорого обходятся обществу, можно только опираясь на теорию управления, общие законы, принципы и функции науки. Её основы складываются со времен античности по настоящее время. Сегодня существует множество авторских подходов к пониманию сущности социального управления, его структуры, что плодотворно в исследовательском плане.

Оглавление

Введение
1. Социальное управление - цели, задачи, функции
2. Информация и её роль в обеспечении социального управления
2.1. Классификация информационного обеспечения
2.2. Технические средства обработки информации
2.3. Решение задач социального характера
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Информационное обеспечение социального управления.docx

— 48.92 Кб (Скачать)

Информатизация общества неизбежно затрагивает не только материальное производство и коммуникации, но и социальные отношения, культуру, интеллектуальную деятельность во всех ее многообразных проявлениях.

Вполне очевидно, что информатизация общества накладывает свой отпечаток  и непосредственно на деятельность людей, работающих в сфере организации  и управления. Перед ними открываются  несравненно более широкие возможности  в получении, хранении, обработке, передаче, оформлении самой разнообразной  по своему содержанию и форме представления  информации о различных сторонах жизни общества.

Например, в начале 60-х  годов XX-го столетия перед парламентом, правительством и народом Японии встал вопрос, по какому пути направить  развитие страны. По пути материального  благосостояния или информационно-интеллектуального  развития, информатизации общества, наращивания  информационных ресурсов и технологий, то есть по материальному или по информационному пути?

Начиная с 1964 г. Япония выбрала  второй путь, предпочла материальному  богатству - богатство информации и  её ресурсов. С этого времени ведет  отсчет мировая история информатизации общества, информационных ресурсов и  технологий.

Соединенные Штаты Америки, располагая мощными приемами сбора  информации, с конца 60-х и начала 70-х годов приняли на вооружение японскую информационную систему развития.

СССР в конце 60-х также  прошлого века стал заниматься аналогичными проблемами информатизации. Однако общественное информационное сознание развитых стран  не стало всеобщим информационным достоянием советского общества в силу целого ряда причин.

В настоящее время все  страны мира идут по пути информационного  прогресса. Информация стала безальтернативным  источником развития и благосостояния многих народов; информационные ресурсы  и технологии подняли науку и  технический прогресс на беспрецедентный  уровень по сравнению с тем, что  обеспечили в прошлом физика, механика, химия и электродинамика, вместе взятые.

Именно поэтому Международная  академия информатизации придает большое  значение пропаганде идей информатизации, просветительской и образовательной  работе в области информации, информационной безопасности, информационных ресурсов и технологий.

Трудно найти сферу  или область человеческой деятельности, где бы информация не играла важной роли, ибо она обеспечивает самоорганизацию не только человека, но и всего животного и растительного мира.

Поэтому появилась новая  отрасль научного знания, информациология - наука фундаментального исследования всех процессов и явлений микро- и макромиров вселенной, обобщения практического и теоретического материала физико-химических, астрофизических, ядерных, биологических, космических и других исследований с единой информационной точки зрения. Юзвишин И.И. Информациология. - М.: Дрофа, 2003.

Успешное применение компьютерной техники возможно лишь при условиях:

- экономичности, то есть  достижения большего эффекта  по сравнению с применением  обычных вычислительных средств;

- точного определения  пригодности первичной информации  для обработки и анализа компьютерными  средствами;

- соответствия системы  управления возможностям успешного  применения компьютеров;

- соответствия документации  принципам вычислительной техники;

- наличия соответствующих  специалистов.

Благодаря тому, что компьютерная техника действует автоматически, по заранее составленным человеком  программам, всю фактическую работу по переработке и анализу информации они выполняют без непосредственного  участия человека; в результате скорость работы этих машин не ограничивается его физиологическими возможностями. Она определяется быстродействием  физических элементов, из которых они  состоят. Физические устройства, которыми обладают современные устройства, позволяют  запоминать и хранить практически  неограниченные объемы информации.

Таким образом, компьютерная техника как орудие переработки  и анализа информации открывает  принципиально новые возможности  для оперативной обработки больших  объемов информации, позволяющих  достаточно глубоко и полно вскрывать  тенденции и закономерности развития общества и тем самым успешно  решать управленческие задачи.

Например, в 80-е и 90-е годы быстрое развитие микроэлектроники снизило стоимость и уменьшило  размеры компьютеров в такой  степени, что была получена возможность  пользоваться ими на каждом рабочем  месте.

Это привело к дальнейшему  изменению технического оснащения  аппарата управления. Движущей силой  в процессе его преобразования в  электронный является микрокомпьютер. Преобразуя информацию по сложной программе, он воплощает примитивную форму  «интеллекта», меняет содержание, а  не форму или расположение поступающей  в него информации, как это делалось «информационной техникой» предыдущего  периода.

Изобретение микропроцессора  в такой степени снизило стоимость  электронного вычисления, что электронный  «интеллект» стал применяться в  самых широких сферах и устанавливаться  при измененных затратах именно в  тех местах, где он был нужен, а  не со значительными расходами в  отдаленном центре.

Теперь развивающееся  техническое оснащение деятельности аппарата управления может включать в себя:

- оргтехнические блоки,  оснащенные микрокомпьютерами, расположенными  на рабочих местах практически  каждого управляющего;

- программы, обеспечивающие  взаимодействие человека и машины, включают необходимые средства  для обработки информации и  отражают накопленный опыт аппарата  управления;

- коммуникационные сети, связывающие оргтехнические блоки  между собой и с центральными  процессорами, а также с внешними  источниками информации;

- устройства совместного  пользования, такие, как электронные  файлы, печатающие и сканирующие  устройства, доступные всем оргтехническим  блокам через линии связи.

Изменения в содержании, организации и технике управления под влиянием информационных технологий и автоматизированных офисов происходят по следующим направлениям.

Во-первых, в корне меняются организация и техника информационного  обеспечения руководителя. Особое значение приобретает массовое внедрение  мини - и микрокомпьютеров, персональных компьютеров как составных частей информационных систем, связанных с сетью банков данных. При этом работа по сбору, обработке, распространению информации осуществляется интерфейсами «человек - машина», не требующими специальной подготовки.

Существенно меняется также  техника хранения и обработки  информации, не допускается неполная информация, дублирование, информация, рассчитанная на другие уровни управления.

Во-вторых, осуществляется определенная автоматизация функций руководителя. Выросло количество эффективно функционирующих  автоматизированных систем, охватывающих производство, хозяйственную деятельность, организационно-технологические процессы.

Все большая часть работы при составлении планов передается компьютеру. При этом существенно  повышается качество планов, разработанных  с использованием микрокомпьютеров на более низком уровне управления. Кроме того, четко согласуются  планы для отдельных подсистем  управления.

Усовершенствовались системы  контроля, в том числе такие, которые  дают возможность обнаружить отклонения от запланированного уровня и обеспечивают нахождение вероятных причин возникновения  таких отклонений.

В-третьих, существенно изменились и средства коммуникации, не считая обмена сообщениями через сеть микропроцессоров.

Особое значение приобретает  система телекоммуникаций, которая  дает возможность проведения заочных  совещаний, конференций между отдаленными  пунктами, быстрого получения информации исполнителями. Соответственно меняются методы и техника коммуникационных отношений руководителей с подчиненными и с вышестоящими органами.

2.3. Решение задач  социального характера

Информационная революция  предъявляет новые требования к  деловым качествам руководителя. Среди них можно назвать следующие  умения и навыки:

- пользоваться сложной  техникой управления;

- определять стратегию  развития информационных систем;

- разрабатывать программные  продукты для машинных носителей  информации, что позволяет в управлении  своевременно обнаруживать и  разрешать конфликты;

- быстро ориентироваться  при возникновении проблемных  ситуаций;

- чётко обосновывать принятые  решения, своевременно доводить  их до исполнителей и др.

Творческий  подход к решению управленческих задач, развитие стратегического мышления в процессе подготовки и переподготовки руководителей все более тесно связывают теперь с использованием новой информационной технологии, с широкими возможностями автоматизированных систем. Страссман П. Информация в век электроники. Проблемы управления. / Пер. с англ. - М., 1997.

В целом информационные технологии коренным образом преобразуют интеллектуальный потенциал управления.

Важно заметить, что в  основе информатизации и технологизации социального пространства лежат  методология и принципы социального  проектирования, которые неразрывно связаны между собой и составляют суть инновационного метода освоения социальной действительности на основе применения достижений научной мысли  как технической, так и гуманитарной, в их интегральном качестве.

Разработка социальных моделей, программ и адекватных им технологий - это прерогатива гуманитарных наук, но роль их в информатизации и технологизации социального пространства принижена.

Этот вид научного знания пока не выполняет своих прямых функций - аналитической, информационной, технологической, экспертной, что отрицательно сказывается  на выборе путей общественного развития.

Гуманитарная наука пока выключена из механизма нормального  функционирования общества и не имеет  в нем независимого статуса.

Перед обществом стоит  задача огромной значимости - убрать все  бюрократические фильтры на пути научных идей, обеспечить их свободную  циркуляцию, включить науку в цивилизованный механизм выработки и реализации ответственных решений, максимально  исключить политиканский диктат в науке и сложившийся в  коридорах власти стереотип, указывающий, кому должны служить научный поиск  и полученная наукой информация.

Наука служит обществу в  целом, его социальному обустройству, а тем самым управлению в интересах  общества. Поэтому необходима универсальная  технология современного включения  науки в механизм управления обществом, концепция и технология поддержки  самой науки, ее приоритетных направлений. Без этого невозможно обеспечить управление современными информационными  технологиями, роль которых непрерывно возрастает.

Именно информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать мировые, национальные и  региональные информационные ресурсы  общества, которые сегодня становятся таким же стратегически важным фактором развития цивилизации, как полезные ископаемые, энергия, материальные и людские ресурсы.

Они помогают оптимизировать, а во многих случаях - и автоматизировать, разнообразные информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в различных  сферах жизнедеятельности общества.

Развитие цивилизации  происходит в направлении становления  информационного общества, в котором  объектами и результатами труда  большинства занятого населения  будут не материальные ценности, а  главным образом информация и  научные знания.

Уже сегодня в развитых странах значительная часть занятого населения в своей деятельности тесно связана с процессами обработки  и передачи различного рода информации и поэтому вынуждена осваивать  и использовать соответствующие  информационные технологии, повышающие производительность труда.

Быстрое развитие информационной сферы общества существенным образом  видоизменяет структуру занятости  населения, приводит к появлению  новых профессий и рабочих  мест и поэтому требует соответствующей  ориентации системы образования. При  этом они, как правило, реализуют  наиболее ответственные «интеллектуальные» функции технологических решений.

Характерными примерами  этого являются системы автоматизированного  проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы  управления технологическими процессами, моделирующие комплексы для проведения испытаний сложных технических  систем, различного рода экспертные системы  и т. п.

Информационные технологии играют сегодня исключительно важную роль в обеспечении информационного  взаимодействия между людьми, а также  в системах подготовки и распространения  массовой информации.

Сегодня в дополнение к  традиционным для индустриального  общества средствам информационной коммуникации (таким, как телефон, телеграф, радио и телевидение) в различных  сферах социальной активности все более  широко используются системы электронных  телекоммуникаций: электронная почта, факсимильная передача информации и  т. п.

Важно отметить, что уровень  развития и распространения современных  информационных технологий определяет сегодня возможности вхождения  той или иной страны в информационное пространство мирового сообщества, в  частности посредством международной  компьютерной сети Internet. Это является важнейшим условием эффективного развития не только экономики страны, но и  науки, образования и культуры.

Информация о работе Информация и её роль в обеспечении социального управления