Информационное общество и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:21, контрольная работа

Краткое описание

Информационное общество - теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

Файлы: 1 файл

Информационное общество.docx

— 32.62 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Самарский государственный  экономический университет

Кафедра «Социологии и педагогики»

 

Контрольная  работа

 

по  курсу  «Социология»

 

тема: «Информационное общество и культура»

 

 

 

       Выполнила:      

                                                           Студентка 1 курса

                                                           Специальности «Управление персоналом»

                                                           факультета ВВиДО

                                                          

 

 

Самара 

Информационное общество - теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

Отличительные черты:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

В конце XX в. усилился интерес к  проблемам культуры и цивилизации. Обострение интереса к этим проблемам  всегда продиктовано определенной ситуацией.

В последней четверти XX в. человечество вступило в новую стадию своего развития — в эпоху информационного общества со всеми его достижениями, противоречиями и конфликтами. Идею информационного общества предложил еще в середине 40-х гг. ХХ в. японский исследователь Й. Масуда, и тогда эта идея не нашла особой поддержки. Но спустя несколько десятилетий человечество стало свидетелем информационной революции, естественным итогом которой стало формирование информационного общества и информационной культуры.

В 70-е гг. ХХ в. доктрина постиндустриального (информационного) общества стала одной  из господствующих в западной социологии. Термин «информационное общество», введенный в начале 60-х гг., фиксирует одну из важнейших характеристик формирующегося общества как объединенного единой информационной сетью. Развитие информационных технологий стало в 80-е гг. и особенно в 90-е гг. определять экономический потенциал любого государства.

Основу теории информационного  общества заложили Д. Белл, З. Бжезинский, Э. Тоффлер. Именно в их фундаментальных трудах, вышедших в 70-80-е гг., были сформулированы основные черты этого общества, которое Э. Тоффлер назвал «третьей волной». Информационное общество в трактовке Д. Белла обладает всеми основными характеристиками постиндустриального общества (экономика услуг, определяющая роль теоретического знания, ориентированность в будущее и обусловленное ею управление технологиями, развитие новой интеллектуальной технологии). Однако если в "Наступлении постиндустриального общества" электронно-вычислительная техника рассматривалась как одна из наукоемких отраслей и как необходимое средство для решения сложных задач (с применением системного анализа и теории игр), то в "Социальных рамках информационного общества" большое значение придается конвергенции электронно-вычислительной техники с техникой средств связи. "В наступающем столетии, - утверждает здесь Д. Белл, - решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях[1]. Так, Д. Белл основными признаками нового общества считает превращение теоретических знаний в источник инноваций и определяющий фактор политики. Это общество, в котором господствует сервисная экономика, причем быстрее растет число сервисных работников, связанных с системой здравоохранения, образования, управления. Р. Инглегарт замечает, что в «Соединенных Штатах, Канаде и Западной Европе значительная часть работников трудится сегодня вне фабричных стен. Большинство людей уже не живет в механистической среде, а проводит большинство своего производственного времени в общении с людьми и символами. Усилия человека все меньше оказываются сегодня сосредоточенными на производстве материальных товаров, вместо этого акцент делается на коммуникации и на обработке информации, причем в качестве важнейшей продукции выступают инновации и знания» [2].

По мнению Э. Тоффлера, новая инфосфера третьей волны создает новую интеллектуальную среду, благодаря быстрому распространению компьютерного интеллекта. Безусловно, это несет с собой определенные опасности. Но Тоффлер, будучи оптимистом, считает, что «у нас есть интеллект и воображение, которыми мы до сих пор ее не начали пользоваться». В конце концов наступит время, когда человек освоится в интеллектуальной среде и начнет легко и просто пользоваться компьютерами. Размышляя о последствиях компьютеризации, Тоффлер пишет, что компьютеры «помогут нам и не только нескольким «супертехнократам»— гораздо серьезнее думать о самих себе и о мире, в котором мы живем» [3].

У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

  • Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
  • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
  • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
  • Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует  принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном  западном обществе. По его словам, в  целом эта модель ориентирована  на будущее, но в развитых капиталистических  странах уже сейчас можно назвать  целый ряд вызванных информационными  технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:

  • структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
  • растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
  • широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
  • развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
  • поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.
  • широкое распространение - компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.

В свете этих изменений, как  считает Мартин, "информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так  же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.

Становление информационной культуры как самостоятельного научного направления  и образовательной практики в  России связано с осознанием фундаментальной  роли информации в общественном развитии; возрастанием объёмов информации; информатизацией  общества, развитием информационной техники и технологии; становлением информационного общества.

Сегодня всё большее число людей  оказываются вовлечёнными в информационное взаимодействие не только как пассивные  потребители информации, но и как  производители информационных ресурсов и услуг [4].

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного  мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как  традиционных, так и новых информационных технологий. Является также важнейшим  фактором успешной профессиональной и  непрофессиональной деятельности, а  также социальной защищённости личности в информационном обществе [5].

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры [6], которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых [7], информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических,  политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.

В настоящее время существует большое количество определений  информационной культуры. В данном случае целесообразно рассмотреть определение, данное в двух аспектах.

Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле слова это: оптимальные способы обращения  со знаками, данными, информацией и  представление их заинтересованному  потребителю для решения теоретических  и практических задач; механизмы  совершенствования технических  сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств  и информации.

Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании ИК играет открытое образование, которое должно формировать специалиста информационного сообщества, вырабатывая у него навыки и умения: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

Настроенность на постоянное потребление  информации вполне оправданно, так  как качество социализации определяется именно количеством получаемой информации. По мнению исследователей, картина  мира современного человека состоит  из знаний, приобретенных посредством  собственного опыта, лишь на 10-15 %. Основным же каналом получения информации, способом приобщения к миру и его  событиям, посредником в формировании культуры, а также важнейшим фактором, трансформирующим всю систему духовного  производства, являются именно средства массовой коммуникации, творящие некий  информационный мономир, особую «инфосферу», обладающую чертами глобальности, как  принципиально новую среду пребывания современного человека. Ее отличительными особенностями становятся универсальность  и тотальность распространения.

Однако специфическим качеством  самой информации (в отличие от знания) является ее избыточность и  фрагментарность. Обилие информации неизбежно  приводит к поверхностности —  сначала восприятия, затем — возможно, и мышления. Ощущение «потерянности» и «удрученности» охватывающее современного человека, имеющего доступ к многотомным  энциклопедическим изданиям — причем и в цифровом формате, ко всем художественным феноменам — пусть и в электронном  виде, П. Валери сравнивает с тем, которое  охватывает человека в музее. Здесь  «продукция бесчисленных часов, потраченных  столькими мастерам и на рисование  и живопись, обрушивается в несколько  мгновений на ваши разум и чувства». Под влиянием «этого бремени» «мы  становимся поверхностными. Или же делаемся эрудитами». Человек, вынужденный  постоянно осуществлять переходы из одной информационной системы в  другую, находится под угрозой  дезориентации — причем, как чисто  физической, так и ментальной. Утрата способности осуществления коммуникации с Другим в рамках реальности, с  миром, утрата самоидентичности — все  это симптомы «фундаментальной потери ориентации», когда бытие человека выступает как постоянная смена  в рамках коммуникативного пространства стратегий человека — приемника сообщения и его отправителя, человека — объекта коммуникации и создателя собственной субъективности. Этот новый субъект культуры лишен традиционных внутригрупповых связей, так как изменения в сфере коммуникаций умножают эффект объективных социальных сдвигов, в результате чего социум утрачивает возможность «сообщать личности свою специфическую групповую культуру»[8]. Подобный индивид, согласно П. Вирильо, отличается разорванностью между жизнью в реальных координатах «здесь-и-сейчас» и жизнью внутри особой матрицы, где время («сейчас») превалирует над пространством («здесь»).

Информация о работе Информационное общество и культура