Гражданское общество: понятие, отличие от политического общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:14, лекция

Краткое описание

Гражданское общество — это один из феноменов современного мира, некий идеал, к которому стремятся индивидуумы, мыслящие категориями демократии, верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина. Гражданское общество представляет собой общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами.
Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен Гегелем в его работе «Философия права». Гегель предложил рассматривать общество в рамках трех уровней: семья, гражданское общество, государство.

Файлы: 1 файл

8.docx

— 20.94 Кб (Скачать)

Гражданское общество —  это один из феноменов современного мира, некий идеал, к которому стремятся  индивидуумы, мыслящие категориями  демократии, верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина. Гражданское общество представляет собой общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами.

 

Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен Гегелем в его работе «Философия права». Гегель предложил рассматривать  общество в рамках трех уровней: семья, гражданское общество, государство.

 

В соответствии с Гегелем  гражданское общество есть множество  свободных индивидов, взаимодействующих  между собой с целью удовлетворения своего общего интереса (общий интерес  по Руссо).

 

Одно из общепризнанных определений  гражданского общества: гражданское  общество есть объединение людей  для удовлетворения своих потребностей вне государства.

 

Институтами гражданского общества можно считать все негосударственные  организации: политические партии, профсоюзы, общественные неправительственые организации, прессу и т. д. Разумеется, это не относится к тоталитарному обществу, где все упомянутые институты носят государственный характер, и гражданское общество подменено государством.

 

Гражданское общество взаимодействует  с государством. Именно оно и образует естественный фундамент демократии, без которого последняя просто невозможна или неэффективна.

 

Элементы и ценности гражданского общества по сути сложились в Европе уже в XVIII веке. В них входили такие представления о нормах индивидуального существования, как:

требование личной безопасности;

принцип равенства всех перед  законом;

право на частную собственность;

право на частную жизнь;

признание индивидуальных различий, уважение к другому человеку.

 

Определяющим моментом становления  гражданского общества является социальная ответственность. Её роль заключается  в том, что ответственность как  социальный феномен определяет пределы  допустимой деятельности отдельных  индивидов, групп, организаций в  обществе. Это особенно важно в  российских условиях, где крайне сложно проходит процесс разграничения  общественного, государственного и  личного. Основной принцип такого общества: государство для человека, а не человек для государства. Правовая регуляция взаимоотношений правового государство и гражданского общества осуществляется по принципам: для власти – запрещено все, что не разрешено законом; для граждан - разрешено все, что не запрещено законом. Гражданское общество, в отличие от политического с его вертикальными структурами иерархических взаимоотношений, с необходимостью предполагает наличие  горизонтальных, невластных связей, глубинной подосновой которых является производство и воспроизводство материальной жизни, поддержание жизнедеятельности общества.

 

Функции гражданского общества выполняются его структурными элементами - самодеятельными и добровольными  гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях «вызревает» гражданская активная личность.

 

Гражданское общество невозможно без признания свободы в качестве абсолютной ценности в жизни человека. Только свободное государство может  обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан и получить перспективу  динамичного развития в XXI веке. Свобода  не может сохраниться в обществе, не стремящемся к справедливости. Такое общество обречено на раскол между теми, чья свобода подкреплена  материальным благополучием, и теми, для кого она - синоним изнурительной  бедности. Исходом этого раскола  могут стать либо социальные потрясения, либо диктатура привилегированного меньшинства. Справедливость требует  стремиться не только к равенству  прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное  существование тем, кто их лишен. Политическое общество в отличие от гражданского представляет собой совокупность не естественных, а искусственных форм общественной и личной жизнедеятельности людей, призванных главным образом государственными и политическими методами побуждать индивидов выполнять соответствующие роли в нем. Его основные аспекты таковы.

  1. Политическое общество  — управляющее общество. Ведущую  роль в нем играют институты  и учреждения политической власти. Главным из них является государство,  потому что именно оно претендует прежде всего на официальное выражение гражданского общества. Это объясняется тем, что государство объединяет всех людей, проживающих на его территории. Оно выступает в качестве той формы, в которой составляющие общество индивиды выражают себя как некое коллективное целое. Для осуществления своих функций государство как своеобразный коллективный орган располагает не только особым аппаратом управления, но и особой системой социальных норм — правовых норм, имеющих общеобязательное значение. Важная роль в политическом обществе принадлежит также политическим партиям, которые, выступая от имени тех или иных слоев и социальных групп гражданского общества, ведут борьбу за обладание государственной властью, стремясь таким путем сделать свои интересы всеобщими.

  2. Поскольку в политическом  обществе индивидуальному разуму  и индивидуальному сознанию обязательно  противостоят как внешняя сила  коллективный разум и коллективное  сознание в виде государства,  политических партий и других  искусственных формирований, постольку  суверенитет личности, социальной  группы, класса, нации и этнического  образования в нем носит ограниченный  характер. Другими словами, политическое  общество - это такое общество, в  котором неизбежно сохраняется  определенная степень несвободы,  неравенства и несправедливости. Причем степень несвободы, неравенства  и несправедливости может быть  тем большей, чем более огосударствленной становится сама общественная жизнь.

  3. В политическом обществе  человек теряет свои естественные  качества, превращаясь в искусственного  человека, юридическое лицо. Сказанное  объясняется тем, что политическое  общество есть не что иное, как официальное выражение гражданского  общества. Политическое общество - та  оболочка, которая прикрывает подлинный  характер человеческих связей, взаимоотношений  индивидов между собой и окружающим  миром в целом.

  4. В политическом обществе  в отличие от гражданского  общества своеобразный характер  приобретает и сама власть. Отличительными  признаками этой власти являются:

  - публичность (всеобщность), т.е. способность проникать в различные сферы общества, а также обращаться от имени всего общества ко всем членам общества;

  - верховенство, т.е. обязательность  ее решений для всякой иной  власти, в том числе экономической,  социальной и духовно-идеологической;

  - узаконенное право  на возможность использования  самых разных, в том числе принудительно-силовых,  средств в процессе осуществления своей деятельности на территории всей страны;

  - моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. На уровне высшей власти этот центр включает в себя парламент, правительство и президента, Конституционный и Верховный суды. Соответственно этому на региональном уровне такого рода центр представляет собой единую систему представительных, исполнительных и судебных органов местного значения;

  - многообразие ресурсов, т.е. тех средств, с помощью  которых эта власть обеспечивает  свое влияние на объект. Указанные  ресурсы подразделяются на утилитарные, принудительные и нормативные. Под утилитарными ресурсами понимаются материальные и другие общественные блага, которые используются как для поощрения, так и для наказания людей. Принудительные ресурсы — это меры административного и судебного наказания, которые используются тогда, когда не срабатывают утилитарные ресурсы. Нормативные ресурсы включают в себя средства нравственно-правового и политико­психологического воздействия на внутренний мир человека, его ценностные ориентации и нормы поведения. Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового.

Признаки гражданского общества

Наличие в обществе свободных  владельцев средств производства;

Развитая демократия;

Правовая защищённость граждан;

Определённый уровень  гражданской культуры.

высокий образовательный  уровень населения;

наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека;

самоуправление;

конкуренция образующих его  структур и различных групп людей;

свободно формирующиеся  общественные мнения и плюрализм;

сильная социальная политика государства

многоукладная экономика

большой удельный вес в  обществе среднего класса.

В общественных науках выделяют следующие основные подходы к  определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как  комплекс общественных отношений, противоположных  государству; как конкретный феномен  западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

 

Т. Гоббс, английский философ:

 

Гражданское общество —  это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены  обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над  гражданским обществом.

 

Дж. Локк, английский философ:

 

Гражданское общество —  это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство  имеет свои интересы.

 

Ш. Монтескье, французский  философ:

 

Гражданское общество —  это общество вражды людей друг с  другом, которое для ее прекращения  преобразуется в государство.

 

Т. Пейн, американский просветитель:

 

Гражданское общество —  благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское  общество, тем менее оно нуждается  в регулировании со стороны государства.

 

Г. Гегель, немецкий философ:

 

Гражданское общество —  сфера реализации особенно частных  целей и интересов отдельной  личности. Подлинной свободы в  гражданском обществе нет, так как  в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.

 

К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкие экономисты и социологи:

 

Гражданское общество —  сфера материальной, экономической  жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению  к государству, гражданская жизнь  как сумма разнообразных интересов  скрепляет государство.


Информация о работе Гражданское общество: понятие, отличие от политического общества