Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 13:50, курсовая работа
Тема курсовой работы актуальна потому, что гендерное неравенство является одной из самых популярных тем социально-экономических исследований. Об этом свидетельствует огромное количество индивидуальных работ и публикаций, а также множество отчетов, выполненных известными международными исследовательскими организациями (ILO, UNDP, OECD, World Bank и т.д.) для разных стран. Бóльшая часть этих исследований посвящена анализу положения мужчин и женщин на рынке труда, так как большинство мужчин и женщин являются наемными работниками, для которых трудовой доход наряду с возможностью трудоустройства во многом определяет их экономическое положение.
ВВЕДЕНИЕ С.5
1 ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ С.5
1.1 Понятие «гендер». Гендерные социальные роли С.5
1.2 Типологии гендерной дискриминации С.7
1.3 Последствия и решения гендерной дискриминации в сфере труда С.15
2 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ С.20
2.1 Преодоление гендерной дискриминации в Российской Федерации С.20
2.2 Безработица в гендерном измерении С.22
2.3 Предложения по снижению гендерного неравенства на рынке труда С.27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С.31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ С.33
В соответствии с этими обязательствами перед государством встает задача разработки и принятия специального антидискриминационного закона, с помощью которого оно могло бы успешно выявлять массовую гендерную дискриминацию, бороться с её причинами и предотвращать новые её проявления. В этой связи во многих странах были разработаны и приняты специальные законы о государственных гарантиях для обеспечения равного доступа к правам человека и другим правам всех членов общества, независимо от пола. Сформированное в течение последних лет законодательство Российской Федерации в области политики и экономики направлено на создание основы для развития гендерно-ориентированной и гендерно-сбалансированной политики.
Основными целями такой политики в России являются:
Для реализации указанных целей необходима регулярная, детальная и достоверная информация.
В целях достижения равноправия мужчин и женщин в социально-трудовых отношениях работодатель (руководитель государственного органа, организации независимо от формы собственности) обеспечивает:
• равные возможности для женщин и мужчин при найме на работу;
• равный доступ женщин и мужчин к вакантным рабочим местам;
• равные возможности для повышения квалификации, осуществления переподготовки, продвижения по службе;
• благоприятные условия труда для беременных женщин и женщин имеющих детей грудного возраста;
• безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья как женщин, так и мужчин8.
Безработным, применительно к стандартам Международной организации труда (МОТ), относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период одновременно удовлетворяли следующим критериям:
- не имели работы (доходного занятия);
- занимались поиском работы,
т.е. обращались в государственную
или коммерческую службу
- были готовы приступить
к работе в течение
Обучающиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней9.
Безработные вместе с занятыми составляют часть населения, которая обеспечивает в рассматриваемый период предложение рабочей силы на рынке труда, поэтому и те и другие относятся к категории экономически активного населения. Лица, которые в данный отрезок времени не считаются занятыми или безработными, составляют экономически неактивное население. Предполагается, что они не претендуют на рабочие места. Для гендерного анализа представляет интерес не только соотношение мужчин и женщин в этих группах населения, но также причины и факторы социальной мобильности, ведущие к подобному соотношению.
Рисунок 4 - Распределение населения в возрасте 15-72 года по экономической активности в 2013 г.
На данном рисунке можно заметить, что экономически активное население преобладает. Если рассматривать соотношение между мужчинами и женщинами в занятости, то там преобладают мужчины. Из данного рисунка можно заметить, что занятых и безработных мужчин больше, чем женщин. Экономически неактивное население можно разделить на четыре группы: обучающиеся, пенсионеры, ведущие домашнее хозяйство и другие. Соотношение между мужчинами и женщинами в группах обучающиеся и другие, женщин меньше чем мужчин на 0,8-0,9%. А в остальных группах больше: пенсионеры на 8%, ведущие домашнее хозяйство на 5%. Преобладание женщин над мужчинами в группе пенсионеры можно объяснить тем, что продолжительность жизни у мужчин меньше, чем у женщин.
К безработным, зарегистрированным в государственных учреждениях службы занятости населения, относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в службе занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Безработица остается одной из главных социально-экономических проблем современного общества. По мировой статистике, трудоустроиться сложнее женщинам, нежели мужчинам.
Женщина вышла за рамки частной семейной сферы, органично вписавшись в трудовую и общественную жизнь, а достигнутые ею автономия и независимость повлияли на сущность отношений «мужчина - женщина» в обществе. Безработица и рост занятости в неформальном секторе экономики являются проблемами российского рынка труда. Одна из особенностей безработицы в России – её гендерная структура. Доля женщин среди зарегистрированных безработных в 2006 году составляла 65%10. Финансово-экономический кризис привел к усилению тендерной конкуренции на рынке труда и повышению дискриминации женщин на регистрируемом рынке.
Рисунок 5 – Доля безработных мужчин и женщин в 2009, 2011 гг.
Из диаграммы следует, что на протяжении данного периода безработица среди мужчин выросла на 1 процентный пункт, а женская на 2,8 %. Мужская безработица выше женской в среднем на 1,2 процентных пунктов. Можно заключить, что проблема мужской, а не женской безработицы является в России более острой и актуальной. При этом можно заметить что, между мужской и женской безработицей в России имеются качественные различия: большинство безработных мужчин достаточно быстро находят работу, в то время как основная масса женщин вытесненных из общественного производства, теряют её практически навсегда. Ограничения, которые мешают приступить к работе и активно искать ее, у женщин обусловлены большими обязанностями, связанными с детьми и семьей и здесь понадобится больше двух недель, чтобы освободиться от них для работы.
Безработица одинаково сложна как для женщин, так и для мужчин. Прежде всего это лишение права на труд, обеспечивающего работающему и членам его семьи достойное существование.
Для достижения фактического гендерного равноправия закон должен налагать на различные организации и различных лиц обязанность развития равноправия.
Рисунок 6 – Учреждения развивающие гендерное равноправие.
Государственные учреждения и учреждения местного самоуправления обязаны в своей деятельности систематически и целенаправленно развивать гендерное равноправие и сводить к нулю дискриминация по признаку пола. Уже при планировании политических шагов и своей деятельности они обязаны учитывать разные потребности женщин и мужчин и их разный общественный статус.
Государству для преодоления гендерной дискриминации необходимо:
- ужесточить соблюдение
антидискриминационного
- проводить гендерную
экспертизу демографической и
социальной политики для
- внедрить «отцовский отпуск» по уходу за ребенком
- устранение трудовой дискриминации женщин (принцип материальной автономии и самостоятельности всех женщин, независимо от семейного положения и наличия детей)
- меры по пресечению
увольнений или понижений в
должности как следствие
Как известно в Российской Федерации женщины и мужчины имеют равные права на образование. Обучающие и образовательные учреждения должны обеспечивать равное обращение для мужчин и женщин в сфере профессиональной ориентации и при получении образования, а так же при переподготовке и специальном самоусовершенствовании. Содержание обучения влияет на то, какой женщины и мужчины видят свою роль в обществе, какие жизненные цели они ставят перед собой и что считают важным. Выборы в профессиональном обучении или при соискании ученой степени, влекут за собой распределение профессий на рынке труда на «женские» и «мужские». Для примера сравним участие мужчин и женщин занятых руководством и педагогической работой в общеобразовательных организациях
Рисунок 7 – Занятость мужчин и женщин в общеобразовательных организациях.
По данным Минобрнауки России педагогической деятельностью занято большее количество женщин (74-89%), чем мужчин (11-26%). Численность мужчин – преподавателей образовательных учреждений значительно мала, так как традиционно сложилось гендерное распределение ролей, и при выборе изучаемой профессии молодые люди уже подсознательно выбирают работу, связанную с физическим трудом, вредным и опасным производством11.
Для снижения женской дискриминации в трудовой сфере необходимо разработать систему мер по борьбе с заниженной оценкой женских рабочих мест:
- в бюджетном секторе
провести гендерную ревизию
- для частного сектора
разработать систему
- усовершенствовать систему
стандартизации рабочих мест
для лучшего понимания
- усилить целенаправленную
подготовку на уровне
Проблема гендерной дискриминации должна решаться не только на государственном уровне, уровне местного самоуправления и организации, а также на международном уровне. Так, например, в сентябре 2010 года Европейская комиссия приняла Стратегию Европейского союза о области обеспечения равенства между женщинами и мужчинами (2010-2015 гг.). Предлагаемые меры основаны на двойственном подходе, включающем гендерное равноправие и принятие конкретных мер. Шесты приоритетных областей охватывают:
Необходимые меры включают содействие развитию женского предпринимательства и самозанятости; оценку остающихся пробелов в осуществлении права на отпуск по семейным обстоятельствам; содействие гендерному равенству во всех инициативах в отношении иммигрантов и интеграции мигрантов; изучение возможных путей с целью повышения степени сокращения разрыва оплаты труда, более глубокого понимания воздействия на равную оплату труда таких видов занятости, как работа неполный рабочий день и работа по срочным контрактам, и поддержки инициатив в отношении равной оплаты труда на рабочих местах, таких как эмблемы о равенстве, а также разработки инструментальных средств для работодателей с целью корректировки необоснованных гендерно дифференцированных различий в оплате труда. Будут также предприняты меры по улучшению гендерного баланса в области принятия решений.
Заключение
В данной работе была рассмотрена проблема гендерной дискриминации в трудовой сфере. Были раскрыты такие вопросы как: определение понятия гендерной дискриминации ее виды и последствия, а так же пути решения данной проблемы начиная с уровня работодателя и заканчивая международными положениями. На основании изученных материалов можно сделать ряд выводов. Гендерная дискриминация в трудовой сфере все еще остается актуальной проблемой.