Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:39, доклад
Герберт Спенсер писал: “Все виды существ подобны настолько, насколько каждый их них осуществляет взаимодействие своих составных частей ради пользы целого, и эта черта, присущая всем им, является также общей чертой обществ”. Идея изучения социальной жизни под углом социальных функций тоже была важной в начале 20-го столетия в британской социальной антропологии.
Функционализм
(functionalism) — теории
в социологии и социальной антропологии,
направленные на объяснение социальных
учреждений, прежде всего с точки зрения
выполняемых ими функций. Чтобы говорить
о функции чего-либо, необходимо объяснить
социальную активность или явление путем
изучения его последствий для функционирования
какой-либо другой социальной активности,
учреждения либо общества в целом. Современные
функционалисты рассматривают общества
как системы взаимодействующих и саморегулирующихся
частей. В 19-м столетии социальные мыслители
расценивали общество сточки зрения органической
аналогии. Герберт Спенсер писал: “Все
виды существ подобны настолько, насколько
каждый их них осуществляет взаимодействие
своих составных частей ради пользы целого,
и эта черта, присущая всем им, является
также общей чертой обществ”. Идея изучения
социальной жизни под углом социальных
функций тоже была важной в начале 20-го
столетия в британской социальной антропологии.
Радклифф-Браун и Малиновский использовали
понятие функции, утверждая, что общество
можно осмыслить как состоящее из взаимозависимых
частей, которые действуют совместно для
удовлетворения различных социальных
потребностей. В 1950-х — начале 1960-х гг.
“структурный функционализм” стал доминирующей
теоретической перспективой в североамериканской
социологии. В 50-х гг. функционалистский
подход применялся в теории систем (см.
также Структурный функционализм) , сформулированной
Толкоттом Парсонсом в Гарвардском университете.
Теория Парсонса пользовалась большим
влиянием, хотя и критиковалась другими
функционалистами (см Мертон) и нефункционалистами
(см. Миллс). В 1970—80-х гг. звезда функционализма
угасла, отчасти в результате внутренних
теоретических слабостей, отчасти из-за
изменений в политическом климате (см.
Гоулднер). Одна из центральных сфер дебатов
касалась характера функционалистского
объяснения, другая — его подхода к социальным
порядку, конфликту и изменению. Вопрос
состоял в том, что функционалистская
перспектива пренебрегает независимой
“волей” индивидуальных социальных акторов,
имея тенденцию взаимодействовать со
“сверхсоциализированной концепцией”
человеческого субъекта (см. Сверхсоциализированная