Функционализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:39, доклад

Краткое описание

Герберт Спенсер писал: “Все виды существ подобны настолько, насколько каждый их них осуществляет взаимодействие своих составных частей ради пользы целого, и эта черта, присущая всем им, является также общей чертой обществ”. Идея изучения социальной жизни под углом социальных функций тоже была важной в начале 20-го столетия в британской социальной антропологии.

Файлы: 1 файл

Функционализм.docx

— 14.29 Кб (Скачать)

Функционализм

(functionalism) — теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение  социальных учреждений, прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность  или явление путем изучения его последствий для функционирования какой-либо другой  социальной активности, учреждения либо общества в целом. Современные функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей. В 19-м столетии социальные мыслители расценивали общество  сточки зрения органической аналогии. Герберт Спенсер писал: “Все виды существ подобны настолько, насколько каждый их них осуществляет взаимодействие  своих составных частей ради пользы целого, и эта черта, присущая всем им, является также общей чертой обществ”. Идея изучения социальной жизни под углом социальных функций тоже была важной в начале 20-го столетия в британской социальной антропологии. Радклифф-Браун  и Малиновский использовали понятие  функции, утверждая, что общество можно осмыслить как состоящее из взаимозависимых частей, которые действуют совместно для удовлетворения различных социальных потребностей. В 1950-х — начале 1960-х гг. “структурный функционализм”  стал доминирующей теоретической перспективой в североамериканской социологии. В 50-х гг. функционалистский подход  применялся в теории систем (см. также Структурный функционализм) , сформулированной Толкоттом Парсонсом в Гарвардском университете.  Теория  Парсонса пользовалась большим влиянием,  хотя и критиковалась другими функционалистами (см Мертон) и нефункционалистами (см. Миллс). В 1970—80-х гг. звезда функционализма угасла, отчасти в результате внутренних теоретических слабостей, отчасти из-за изменений в политическом климате (см. Гоулднер). Одна из центральных сфер дебатов касалась характера функционалистского объяснения, другая — его подхода к социальным порядку, конфликту  и изменению. Вопрос состоял в том, что функционалистская перспектива  пренебрегает независимой “волей” индивидуальных социальных акторов, имея тенденцию взаимодействовать со “сверхсоциализированной концепцией” человеческого субъекта (см. Сверхсоциализированная концепция человека) , например, расценивая людей как “культурных остолопов” (см. Этнометодология) . Социальные роли скорее предписаны нормами и статическими ожиданиями поведения, а не “принимаются” активно и не восстанавливаются путем интеракции с другими (ср. Символический интеракционизм) . Кроме того, с подобной позиции трудно объяснить социальные конфликты и нестабильность. Вся эта критика имеет определенное основание, но в некотором роде преувеличена. Парсонс, в частности, стремился сочетать “сферу компетенции действия” с системой и социальными функциями. Несмотря на частое выделение условий “социального порядка” (включая функции социального конфликта) в историческом плане  (например, в отношении Спенсера), и в своем позднем творчестве функционализм Парсонса также стремился сочетать анализ  социального порядка с эволюционной теорией социального изменения, то есть с моделью  растущей социальной дифференциации и с возрастающей функциональной адаптацией общества (см. также Эволюционная социология;  Эволюционные всеобщности) . В свою очередь, эти модели тоже широко критиковались (см. Модернизация;  Теория зависимости) , но их существование показывает, что скорее частная модель, чем теория, пренебрегает изменением,  которое должен обсуждать функционализм. Невзирая на сильную критику, термин  ”функция”  и функционалистская перспектива сохраняют широко распространенное значение  в социологии, поскольку относятся к определяющим проблемам  взаимосвязи частей и целого в человеческом обществе, отношения между социальной структурой и человеческой волей, состояния социального порядка и социального изменения.


Информация о работе Функционализм