Формирование личности в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:08, контрольная работа

Краткое описание

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и спо¬собностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой ис¬торически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материаль¬ных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2-3
I. Понятие личности и основные факторы ее развития …………………3-5
II. Социализация личности ………………………………………………..5
2.1. Этапы социализации ………………………………………………5-6
2.2. Групповой опыт ……………………………………………………7-12
2.3. Уникальный индивидуальный опыт ……………………………...12-13
2.4. Социальные роли …………………………………………………..13-14
2.5. Процесс обучения ………………………………………………….14-16
2.6. Предписанные и достигаемые статусы и роли …………………..16-23
Заключение …………………………………………………………………23-24
Список используемой литературы ………………………………………..25

Файлы: 1 файл

развитие личности в современном обществе.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

    В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного «Я». Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники – все они, как и многие другие, составляют различные аудитории. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего «Я». Отец отчитывает детей, профессор читает лекцию, милиционер контролирует движение на трассе – каждый в определенном месте и в определенное время является актером, который дает представление ради того, чтобы произвести впечатление на аудиторию. 

    Заключение 

    Подводя итоги изложения темы, следует  отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я»-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

    Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

    Многочисленные  формы отклоняющегося поведения  свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997
  2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: 1997
  3. Социология. Словарь-справочник. – М.: 1990
  4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999
  5. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: 1998
  6. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. – Л., 1979

Информация о работе Формирование личности в современном обществе