Формирование и развитие социологии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:29, реферат

Краткое описание

Зарождение социологии в России началось в середине XIX в. Не смотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание России от Запада, а так же то, что данная наука пришла к нам с Запада, отечественная социология к концу XIX в. достигла уровня не уступающего европейскому. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории. Российская социологическая мысль имела прекрасную возможность опираться на достижение европейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляды О.Конта, Э.Дюркгейма, и М.Вебера. ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3
Основные причины развития социологии в России……………………..4
2. Этапы развития социологии в России……………………………………..5
3. Отечественная социология после Октябрьской революции…………….11
Заключение…………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………19

Файлы: 1 файл

реерат по социологиии.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

 

 

 

3. Отечественная социология после Октябрьской революции.

      Период  времени с 1917 по 1990-е гг. в России  характеризовался упадком социологического знания в сравнении как с дореволюционным периодом, так и с бурным развитием социологии на Западе. Однако и в рамках этого периода можно выделить различающиеся в этом плане временные отрезки. Так, 20-е гг. XX в. характеризовались всплеском исследовательской активности в области социально-политических и социально-экономических проблем. Среди  наиболее значительных социологических работ, вошедших в этот период, можно назвать следующие: Тахтарев К.М. «Наука об общественной жизни, ее явлениях, их отношениях и закономерностях. Опыт изучения общественной жизни и построения социологии» (П., 1919); Кареев Н.И. «Общие основы социологии» (П., 1919); Фарфоровский С.В., Кочергин М.В. «Социология. Курс-справочник второй ступени трудовой школы рабочих университетов и самообразования» (Казань, 1920); Хвостов В.М. «Основы социологии» (М., 1920); «Вперед. Сборник статей памяти П.Л. Лаврова» (П., 1920); Сорокин П.А. «Система социологии. Т. 1-2» (П., 1920); Первушин Н.В. 2Наука социология» (Казань, 1921); Бехтерев В.М. «Коллективная рефлексология. Т. 1-2» (П., 1921); Сорокин П.А. «Голод как фактор» (П., 1021); Тахтарев К.М. «Общество и его механизмы» (П., 1921); Богданов А.А. «Очерк всеобщей организационной науки» (П., 1922); Сорокин П.А. «Основные проблемы социологии»; Энгель Е.А. «Очерки материалистической социологии» (П., 1923); Гредескул Н.А. «Происхождение и развитие общественной жизни» (Л., 1925); Богданов А.А. «Всеобщая организационная наука. Кн. III» (Л., М., 1929); Оранский С.А. «Основные вопросы марксистской социологии» (Л., 1929. Т. 1). 7 

      В это  время происходил процесс взаимного  обогащения отечественной социологии  и смежных общественных и гуманитарных  наук.

      Профессиональное  изучение социологических дисциплин  осуществлялось на социологическом факультете Петроградского университета, открывшемся в 1919 году. В этот период в отечественной социологии господствовал плюрализм мнений, теоретических направлений и взглядов. Однако вскоре начался процесс стремительного вытеснения всех немарксистских направлений и опережающего развития обществознания, опирающегося на марксистскую методологию.

      Этот  процесс вышел не только за чисто теоретические, но и за организационные рамки, когда к научным оппонентам официально принятой точки зрения стали применяться репрессивные методы воздействия. В контексте становления культа личности И.В. Сталина и сопутствующих этому социально-политических явлений теоретическая социология за краткий срок превратилась в «неугодную», «классовую чуждую» науку.

      Лучше  дело обстояло с развитием  прикладной социологии, которая  в отличие от теоретической  рассматривалась как необходимая  для построения социализма область  знания. В этой области был  получен ряд достижений, в частности,  разработаны статистико-математические методы анализа социальной информации ( работы А.А. Чупрова); социально-прогностические методы (С.Г. Струмилин). 

      Успешно  исследовались проблемы социологии  управления, организации труда на  производстве (П.М. Керженцев, А.К.  Гастев). Социальные вопросы здравоохранения освещались в работах Н.А. Семашко, Б.Я. Смулевича и других. Исследования таких ученых, как А.И. Тодоровского, Е.О. Кабо и других были посвящены выявлению условий труда и быта различных слоев населения.

      В 1930-е  гг., тем не менее, всякое развитие социологии в стране прекратилось. Ее практическое уничтожение стало лишь одной из составляющих широкомасштабного процесса институционального наступления на обществоведческую мысль, начавшегося с выхода в 1931 г. работы Сталина «Основные вопросы марксистской социологии». В ней формулировались основы официальной социологической доктрины сталинизма, которая должна была стать единственной «социологической» теорией в пределах страны. Все социологические исследовательские центры были закрыты. В развитии социологии наступил вынужденный длительный перерыв. Она была изъята даже из вузовских программ. Не готовили в стране и профессиональных социологов.

      Возрождение  социологии как науки на российской  почве началось лишь после  смерти Сталина. В 60-е гг. XX в., с наступлением «хрущевской оттепели», постепенно возобновились прикладные социологические исследования. Здесь следует особо отметить работы А.Г. Харчева, Г.А. Пруденского и других. Кроме того, начинается и институциональное восстановление социологии: создается Институт конкретных социальных исследований, социологические центры в ряде областных городов – Воронеже, Ростове-на-Дону, Томске, Горьком и других.

      Хотя  до начала 90-х гг. XX в. социология в нашей стране развивалась преимущественно как вспомогательная эмпирическая дисциплина, уже в это время были созданы интересные работы по методологии и технике социологических исследований (А.Г. Здравомыслов, Г.В. Осипов, В.А. Ядов, Г.А. Пруденский), по социологии науки (А.А. Зворыкин, Г.Н. Волков), социологии труда (Ж.Т.Т ощенко, А.И.Кравченко и др.), социология молодежи (В.Т. Лисовский, В.И. Чупров и другие). Открылись по всей стране социологические лаборатории, издавались учебные пособия и читались вузовские курсы по прикладной социологии.

      Большим  вкладом в развитие социологической  науки стали работы Ю.А. Левады, Т.И. Заславской, Р.В. Рывкиной, А.Г.  Харчева, И.С. Кона.

      В настоящее  время курс общей социологии  читается студентам всех специальностей. Социология рассматривается как общеобразовательная учебная дисциплина. Что касается развития социологии как науки, то в настоящее время прикладная сфера уже не доминирует над теоретической. Отечественная социологическая наука осмысливает и развивает идеи крупнейших современных социологов, стремясь восполнить многолетние пробелы. Как подчеркивает В.П. Култыгин, в мире накоплены огромные интеллектуальные ресурсы в плане исследования социальных проблем. Отсюда необходимость осуществляемых в настоящее время широких издательских программ по переводу и распространению в России работ видных зарубежных социологов.

      Одновременно  идет развитие отечественной  социологической мысли. На этом  пути уже немало достигнуто. Достаточно  назвать имена наиболее известных  российских социологов, к числу которых относятся: Э.М. Андреев (основное направление научной деятельности – методология социально-политического реформирования), И.В. Бестужев-Лада (основатель московской научной школы социального прогнозирования), Н.М. Блинов (ведущий специалист по социологии в области социологии политики, труда методологии), З.Т. Голенкова (специалист в области истории социологии и социальной структуры сообщества), М.К. Горшков (сфера научных интересов – социология общественного мнения, методика проведения социологического исследования), А.В. Дмитриев (один из зачинателей отечественных исследований в области конфликтологии; к сфере его научных интересов относятся: общая теория конфликтов, проблемы этнических и межнациональных конфликтов, теория политической коммуникации, неформальная коммуникация), В.И. Добреньков (крупный специалист в области истории и теории социологии, философии религии), Л.М. Дробижева (основатель нового научного направления этносоциологии, специалист в области социологии межэтнических отношений, этнической идентичности, политики и социальной практики в мультикультурном обществе), Г.В. Дыльнов (научные интересы – проблемы государства, демократии, самоуправления; история отечественной социологии), Ю.А. Зубок (один из ведущих специалистов в социологии молодежи; известна в России и за рубежом как автор ряда теоретических направлений: социальной интеграции и социального исключения молодежи, рискологической концепции молодежи, концепции неопределенности в социальном развитии молодежи и т.д.), В.Н. Иванов (сфера научных интересов – вопросы федеративных отношений, социальной ситуации и межнациональной напряженности в регионах, характер взаимодействия центральной власти и субъектов РФ, социология СМИ, социология пропаганды), Ю.С. Колесников (научные интересы – теория региональных систем, прогнозирование и проектирование региональной динамики, этноэкономика и социология образования), В.Н. Кузнецов (специалист в области социологии безопасности, идеологии), В.П. Култыгин (сфера научных интересов – история и методология социологии, социальные проблемы глобализации, состояние современной мировой социологической теории), В.И. Курбатов (научные интересы – логика практических модальностей, теория аргументации, техника и методика делового общения, социология коммуникативной сферы), В.Ф. Левичева (один из ведущих экспертов по социологии в ВАКе; тематика исследований – социология молодежи, социология духовной жизни общества), А.Л. Маршак (сферой научных интересов является область социологии культуры, средств массовых коммуникаций, PR-кампаний социологии молодежи; консалтинговые услуги в изучении общественного мнения), Г.И. Осадчая (сфера научных интересов – теория и методология социологического анализа, социология социальной сферы общества), Г.В. Осипов (научно-исследовательская деятельность ученого ведется по следующим направлениям: теоретико-методологические проблемы социологии; предмет и структура социологического знания; методология и методика социологических исследований; применение математических методов в социологии; история социологии), А.В. Попов (разрабатывает два основных научных направления; социальные технологии управления экономическими процессами в регионе и проблемы правового обеспечения федеральных отношений и национальной безопасности), М.Н. Руткевич (сфера научных интересов – методология социального познания, проблемы социальной дифференциации и интеграции, социальная структура монографий), Н.Г. Скворцов (один из ведущих специалистов в области социальной/культурной антропологии, этнических исследований), Н.С. Слепцов (сфера научных интересов – миграционные процессы, управление регионом, конфликтология), Ж.Т. Тощенко (специалист в области теоретико-методологических проблем социологии, теоретических и прикладных вопросов политической социологии, социологических проблем труда и управления), Р.Д. Хунагов (сфера научных интересов – социология, политология и геоинформационные технологии; активно занимается проблемами эволюции социально-политических систем и теоретического моделирования кавказской культуры в контексте культурно-цивилизационных процессов), В.И. Чупров 9один из ведущих специалистов в области социологии молодежи; основоположник ряда научных направлений, связанных с методологией социального развития молодежи); В.А. Шаповалов (сфера научных интересов – социология образования), В.А. Ядов (основные направления научной деятельности – методология социологических исследований, социология и социальная психология личности, социология труда, социология науки, теория социальных изменений, общетеоретические тенденции в современной социологии). 8

      Этот  далеко не полный список выдающихся  отечественных социологов позволяет  с уверенностью говорить о  значительном вкладе русской  (российской) социологии в развитие  мировой социологической мысли. 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

      Востребованность  национальной русской социологии  объясняется прежде всего потребностью  исследования специфики культурно-исторического  развития российского общества  во всем его социокультурном  многообразии, определения основных  тенденций развития российского государства и прогнозирования на ближайшую историческую перспективу, даже с учетом того, что на уровне мирового социологического сообщества серьезное значение об отечественных реалиях скорее всего не будет иметь огромного научного резонанса.

      Особое значение для развития российской социологической мысли имеет проведение Всероссийских социологических конгрессов, на которые съежаются все знаменитые социологи России, а также начинающие молодые ученые для того, чтобы обменяться своими мнениями, позициями и, тем самым, обогатить российскую социологию новым знанием, апробированным в жаркой полемике круглых столов, секционных заседаний. 21-24 октября 2008 г. в Москве проходил III Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия», участие в котором приняли 1 286 социологов страны из 77 субъектов РФ. Российские социологи подвергли анализу и обсуждению многочисленные проблемы теоретической и практической социологии, ее развитие в современной России и адекватности современным реалиям функционирования российского и мирового сообщества. Свое мнение в виде тезисов научных докладов выразили более 2 500 российских социологов.9

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Социология: учебник для вузов / В.Ф. Анурин, А.И. Кравченко. – СПб.: Питер, 2010 – 432с.: ил.- (серия «Учебник для вузов»).
  2. Волков Ю.Г. Социология: учебник – Ростов н/Д: Феникс, 2012.- 667, [1] c. – (Высшее образование).
  3. Кравченко А.И. Социология: учеб. –М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 536 с.
  4. Куликов Л.М. «Основы социологии и политологии»: учеб. пособие – финансы и статистика, 1999 – 336 с.: ил.
  5. Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 144 с. – ( Серия «Высшее образование»).
  6. httr//www/isras/ru 

1 Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология: Курс лекций.- М.: ИНФА-М, 2001. – 144с. – (Серия «Высшее образование»). См. стр. 37

2 Социология: Учебник для вузов. А.И.Кравченко, В.Ф.Анурин.- СПб.: Питер, 2010. см. стр. 64.

3 Социология: учебник для вузов. А.И Кравченко, В.Ф Анурин.- СПб.: Питер, 2010.- см. стр. 66

4 Патологический ( от греч. Pathos – страдание + logos – слово, учение) –(1) болезненный, нездоровый; (2) болезненно ненормальный, с отклонениями от нормы.

5 Куликов Л.М. основы социологии и политологии: учеб. пособ. – финансы и статистика, 1999. см. стр. 27

6 Кравченко А.И. социология: учеб. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. см. стр. 38

7 Волков Ю.Г. Социология : учебник\  Ростов н\Д: Феникс, 2012. – 667, [1] с. – (высшее образование).

8 Социология : учебник / Ю.Г. Волков –Ростов н/Д : Феникс, 2012.-667, [1] с. – (Высшее образование).

9 http//www/isras/ru




Информация о работе Формирование и развитие социологии в России