Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:29, реферат
Зарождение социологии в России началось в середине XIX в. Не смотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание России от Запада, а так же то, что данная наука пришла к нам с Запада, отечественная социология к концу XIX в. достигла уровня не уступающего европейскому. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории. Российская социологическая мысль имела прекрасную возможность опираться на достижение европейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляды О.Конта, Э.Дюркгейма, и М.Вебера. ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.
Введение ………………………………………………………………………3
Основные причины развития социологии в России……………………..4
2. Этапы развития социологии в России……………………………………..5
3. Отечественная социология после Октябрьской революции…………….11
Заключение…………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………19
3. Отечественная социология после Октябрьской революции.
Период времени с 1917 по 1990-е гг. в России характеризовался упадком социологического знания в сравнении как с дореволюционным периодом, так и с бурным развитием социологии на Западе. Однако и в рамках этого периода можно выделить различающиеся в этом плане временные отрезки. Так, 20-е гг. XX в. характеризовались всплеском исследовательской активности в области социально-политических и социально-экономических проблем. Среди наиболее значительных социологических работ, вошедших в этот период, можно назвать следующие: Тахтарев К.М. «Наука об общественной жизни, ее явлениях, их отношениях и закономерностях. Опыт изучения общественной жизни и построения социологии» (П., 1919); Кареев Н.И. «Общие основы социологии» (П., 1919); Фарфоровский С.В., Кочергин М.В. «Социология. Курс-справочник второй ступени трудовой школы рабочих университетов и самообразования» (Казань, 1920); Хвостов В.М. «Основы социологии» (М., 1920); «Вперед. Сборник статей памяти П.Л. Лаврова» (П., 1920); Сорокин П.А. «Система социологии. Т. 1-2» (П., 1920); Первушин Н.В. 2Наука социология» (Казань, 1921); Бехтерев В.М. «Коллективная рефлексология. Т. 1-2» (П., 1921); Сорокин П.А. «Голод как фактор» (П., 1021); Тахтарев К.М. «Общество и его механизмы» (П., 1921); Богданов А.А. «Очерк всеобщей организационной науки» (П., 1922); Сорокин П.А. «Основные проблемы социологии»; Энгель Е.А. «Очерки материалистической социологии» (П., 1923); Гредескул Н.А. «Происхождение и развитие общественной жизни» (Л., 1925); Богданов А.А. «Всеобщая организационная наука. Кн. III» (Л., М., 1929); Оранский С.А. «Основные вопросы марксистской социологии» (Л., 1929. Т. 1). 7
В это
время происходил процесс
Профессиональное
изучение социологических
Этот процесс вышел не только за чисто теоретические, но и за организационные рамки, когда к научным оппонентам официально принятой точки зрения стали применяться репрессивные методы воздействия. В контексте становления культа личности И.В. Сталина и сопутствующих этому социально-политических явлений теоретическая социология за краткий срок превратилась в «неугодную», «классовую чуждую» науку.
Лучше
дело обстояло с развитием
прикладной социологии, которая
в отличие от теоретической
рассматривалась как
Успешно
исследовались проблемы
В 1930-е гг., тем не менее, всякое развитие социологии в стране прекратилось. Ее практическое уничтожение стало лишь одной из составляющих широкомасштабного процесса институционального наступления на обществоведческую мысль, начавшегося с выхода в 1931 г. работы Сталина «Основные вопросы марксистской социологии». В ней формулировались основы официальной социологической доктрины сталинизма, которая должна была стать единственной «социологической» теорией в пределах страны. Все социологические исследовательские центры были закрыты. В развитии социологии наступил вынужденный длительный перерыв. Она была изъята даже из вузовских программ. Не готовили в стране и профессиональных социологов.
Возрождение
социологии как науки на
Хотя до начала 90-х гг. XX в. социология в нашей стране развивалась преимущественно как вспомогательная эмпирическая дисциплина, уже в это время были созданы интересные работы по методологии и технике социологических исследований (А.Г. Здравомыслов, Г.В. Осипов, В.А. Ядов, Г.А. Пруденский), по социологии науки (А.А. Зворыкин, Г.Н. Волков), социологии труда (Ж.Т.Т ощенко, А.И.Кравченко и др.), социология молодежи (В.Т. Лисовский, В.И. Чупров и другие). Открылись по всей стране социологические лаборатории, издавались учебные пособия и читались вузовские курсы по прикладной социологии.
Большим
вкладом в развитие
В настоящее
время курс общей социологии
читается студентам всех
Одновременно
идет развитие отечественной
социологической мысли. На
Этот
далеко не полный список
Заключение.
Востребованность
национальной русской
Особое значение для развития российской социологической мысли имеет проведение Всероссийских социологических конгрессов, на которые съежаются все знаменитые социологи России, а также начинающие молодые ученые для того, чтобы обменяться своими мнениями, позициями и, тем самым, обогатить российскую социологию новым знанием, апробированным в жаркой полемике круглых столов, секционных заседаний. 21-24 октября 2008 г. в Москве проходил III Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия», участие в котором приняли 1 286 социологов страны из 77 субъектов РФ. Российские социологи подвергли анализу и обсуждению многочисленные проблемы теоретической и практической социологии, ее развитие в современной России и адекватности современным реалиям функционирования российского и мирового сообщества. Свое мнение в виде тезисов научных докладов выразили более 2 500 российских социологов.9
Список использованной литературы.
1 Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология: Курс лекций.- М.: ИНФА-М, 2001. – 144с. – (Серия «Высшее образование»). См. стр. 37
2 Социология: Учебник для вузов. А.И.Кравченко, В.Ф.Анурин.- СПб.: Питер, 2010. см. стр. 64.
3 Социология: учебник для вузов. А.И Кравченко, В.Ф Анурин.- СПб.: Питер, 2010.- см. стр. 66
4 Патологический ( от греч. Pathos – страдание + logos – слово, учение) –(1) болезненный, нездоровый; (2) болезненно ненормальный, с отклонениями от нормы.
5 Куликов Л.М. основы социологии и политологии: учеб. пособ. – финансы и статистика, 1999. см. стр. 27
6 Кравченко А.И. социология: учеб. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. см. стр. 38
7 Волков Ю.Г. Социология : учебник\ Ростов н\Д: Феникс, 2012. – 667, [1] с. – (высшее образование).
8 Социология : учебник / Ю.Г. Волков –Ростов н/Д : Феникс, 2012.-667, [1] с. – (Высшее образование).
9 http//www/isras/ru
Информация о работе Формирование и развитие социологии в России