Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:47, статья
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений.
Различные движения корпуса (головы, рук и ног) + произнесение звуков (слогов, слов и фраз)
Фонетическая ритмика направлена на:
нормализацию речевого дыхания
правильное произнесение звуков, в слогах, словах, словосочетаниях и фразах в заданном темпе
соединение работы речевого и слухового анализаторов с развитием общей моторики
Фонетическая ритмика входит в работу по формированию звукопроизношения.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений.
Различные движения корпуса (головы, рук и ног) + произнесение звуков (слогов, слов и фраз)
Фонетическая ритмика направлена на:
нормализацию речевого дыхания
правильное произнесение звуков, в слогах, словах, словосочетаниях и фразах в заданном темпе
соединение работы речевого и слухового анализаторов с развитием общей моторики
Фонетическая ритмика входит в работу по формированию звукопроизношения.
Посмотрите фрагмент занятия с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи, дизартрией.
Данные упражнения направлены на произнесение в определенных последовательности и темпе гласных звуков (начальный этап). Все упражнения проводятся по подражанию.
Исторически под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). На современном этапе развития науки фонетическая ритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности.
Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:
1. развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
2. формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
3. развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.
Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».
Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.
Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:
нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
формирование умений изменять силу и высоту голоса;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
различение и воспроизведение ритмов;
выражение эмоций простыми интонационными средствами.
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.
Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».
Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».
Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).
1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.
Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.