Естественные и исторические условия жизнедеятельности общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:12, доклад

Краткое описание

Обычно деятельность общества направлена на удовлетворения материальных и духовных потребностей. Средством удовлетворения таких потребностей является общественное производство, которое включает в себя не только материальное производство, но и производство материальных благ и услуг, таких как культура, искусство ,образование. Но такое общественное производство осуществляется под влиянием определенных условий : естественных и исторических.

Файлы: 1 файл

Estestvennye_i_istoricheskie_uslovia_zhiznedeyatel.docx

— 20.59 Кб (Скачать)

Естественные  и исторические условия жизнедеятельности  общества.

Обычно деятельность общества  направлена на удовлетворения материальных и духовных потребностей. Средством  удовлетворения таких  потребностей является общественное производство, которое включает в себя не только материальное производство, но и производство материальных благ и услуг, таких  как культура, искусство ,образование. Но такое общественное производство осуществляется под влиянием определенных условий : естественных и исторических.

Естественными условиями  являются :

Во-первых, природные факторы, т.е. природные условия, географическая среда, экология. Без сырьевых ресурсов, которые человек получает в процессе познания и использования бесконечного разнообразия свойств географической среды, никакое хозяйство - ни общественное, ни индивидуальное, - не было бы возможно. Человек постоянно взаимодействует с географической средой ,оказывая влияние на климат, почву, реки, животный и растительный мир, на рельеф местности, полезные ископаемые, атмосферу, космос .В то же время человек испытывает их влияние на себе и если человек не стремится сохранять экологические равновесие, то н должен быть готов к тому, что что такое отношение к природе может обернуться глобальными разрушениями, которые коснутся человечества.

Социальные  теории, которые решающее значение в развитии общества придают искусственно измененной человеком географической среде, получили название концепций  экологического детерминизма. Экологический детерминизм в лице своих представителей (США: А. Хаит, О. Дункан и др.) утверждает, что определяющим фактором общественного развития является характер взаимодействия человека с естественной экологической средой. Экологический, экономический, политический и моральный порядок располагаются сторонниками экологического детерминизма в виде иерархии и как бы образуют своего рода пирамиду, основание которой составляет экологический порядок, а вершину - моральный порядок, или общество.

Во-вторых, это демографические  факторы, а именно численность, плотность  населения, его качество. Рационально количественно регулируемое и гигиенически здоровое население есть важный фактор социального развития. Социальные теории, объявляющие численность и качество народонаселения важнейшей проблемой социального развития, обозначаются как "концепции демографического детерминизма". Основные положения демографического детерминизма в свое время сформулировал немецкий социальный философ О. Шпенглер, который утверждал, что в результате увеличения плотности населения (в определенных пределах) появляются механические изменения, способствующие росту населения. Часто увеличению его плотности сопутствует совершенствование коммуникаций, более полное использование экономического и социального капитала и накладных расходов, снижение транспортных и распределительных доходов и прежде всего интенсификации специализации и кооперации труда. 
Современные сторонники демографического детерминизма правомерно ставят вопрос о необходимости сбалансированного роста народонаселения и соответствующих материальных ресурсов, значительного улучшения качества народонаселения вследствие надлежащего социального и медицинского контроля. Иначе "демографический взрыв", сопровождаемый резким ухудшением качества народонаселения (необратимые психические и физические заболевания, возможность нарушения генетического кода человека под воздействием стихийного измененной экологии и проч.), может привести к таким же непредвиденным последствиям для общества, как и нарушение экологического равновесия.

 

Исторические условия  же формируются на основе естественных условий .Важным фактором является технологические факторы, к которым относятся технология ,техника, а так же средства труда. Социальная роль техники состоит в том, что она опосредствует взаимодействие природы и общества, природы и человека, является важнейшим элементом процесса труда. Процесс труда есть целесообразная деятельность человека для создания материальных и духовных ценностей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена между человеком и природой. 
В непосредственный процесс труда в качестве его необходимого составного элемента включается и система научных знаний, овеществленная в виде технических и материальных средств труда. Однако существует разрыв между прогрессом  техники и медленной адаптации человека к современному миру, что может привести к конфликту между природой и обществом.

 

 

 

 

 

Специфика исследования общества как социальной системы.

 

Учёные по-разному трактуют понятие  “общество“. Это во многом зависит  от той школы или направления  в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. 
 
Во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. 
 
Система – это определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. 
 
Таким образом, социальная система – это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. 
 
Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, т.е. общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений и постепенно включается в неё. 
 
Таким образом, общество – это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом? 
 
Признаки общества как социальной системы таковы: 
 
1)             Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества). 
 
2)             Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения. 
 
3)             Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями. 
 
4)             Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной. 
 
5)             У него есть собственное название и своя история. 
 
6)             Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом). 
 
7)             Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида. 
 
8)             Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой. 
               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы  социальных систем. 
 
Всё мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы. Несколько типов обществ, объединённых сходными признаками или критериями, составляют типологию. Принято выделять следующие типологии: 
 
•         по наличию письменности – дописьменные и письменные; 
 
•         по числу уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения) – простые и сложные; 
 
•         по способу производства, т.е. способу добывания средств существования, – охота и собирательство; скотоводчество и огородничество; земледельческое; индустриальное; постиндустриальное; 
 
•         по способу производства и форме собственности (К. Маркс и его учение об общественно-экономической формации) – первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое. 
 
Современная социология использует все типологии, объединяя их в своего рода синтезированную модель. Её автором считают американского социолога Даниела Белла (р. 1919). 
 
Он разделил всемирную историю на три стадии – доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доиндустриальное общество ещё называют традиционным. Здесь определяющим фактором выступает сельское хозяйство с церковью и армией как главными институтами, в индустриальном обществе – промышленность с корпорацией и фирмой во главе, в постиндустриальном – теоретическое знание с университетом как местом его производства и сосредоточения. 
 
Переход от индустриального общества к постиндустриальному сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую (превосходство сферы услуг над сферой производства). Изменяется социальная структура – классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет своё значение, решающим становится уровень образования и знания.

 


Информация о работе Естественные и исторические условия жизнедеятельности общества