Естественнонаучное обоснование нравственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:28, доклад

Краткое описание

В предыстории человека никакие особенно высокоразвитые механизмы для предотвращения внезапного убийства не были нужны: такое убийство было попросту невозможно. Когда же изобретение искусственного оружия открыло новые возможности убийства – прежнее равновесие между сравнительно слабыми запретами агрессии и такими же слабыми возможностями убийства оказалось нарушено.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 14.85 Кб (Скачать)

Естественнонаучное  обоснование нравственности

 

Рождение нравственности – важный этап антропогенеза –  становления человека.

Лоренц наблюдал триумфальный крик диких гусей напоминаемый любовь, которая сильнее смерти; наблюдал бои между крысиными  стаями напоминаемые кровную месть  и войну на уничтожение. Чем больше развивается этология, тем справедливее становится вывод: как много все-таки у человека и близкого животным. Но и многое явно социальное в человеке тоже досталось ему как компенсация  за какие-то биологические недостатки или чрезмерные преимущества перед  другими видами. Таковой является и нравственность.

У опасных хищников (волки) есть селективные механизмы, запрещающие убивать представителя  своего вида. У неопасных животных (шимпанзе) таких механизмов нет. У  человека тоже нет, так как он не имеет натуры хищника и у него нет естественного оружия, принадлежащего его телу, которым он мог бы убивать крупное животное. Именно потому у него нет и тех механизмов безопасности, возникших в процессе эволюции, которые удерживают всех «профессиональных» хищников от применения оружия против сородичей. (1; 172).

В предыстории человека никакие особенно высокоразвитые механизмы  для предотвращения внезапного убийства не были нужны: такое убийство было попросту невозможно. Когда же изобретение  искусственного оружия открыло новые  возможности убийства – прежнее  равновесие между сравнительно слабыми  запретами агрессии и такими же слабыми  возможностями убийства оказалось  нарушено.

Пагубные проявления человеческого агрессивного инстинкта, для объяснения которых Зигмунд  Фрейд предложил особый инстинкт смерти, основанный просто-напросто на том, что внутривидовой отбор  в далекой древности снабдил  человека определенной мерой агрессивности, для которой он не находит адекватного  выхода при современной организации  общества.

Можно сделать вывод, что первая функция, которую выполняла  ответственная мораль в истории  человечества, состояла в том, что, чтобы  восстановить утраченное равновесие между  вооруженностью и врожденным запретом убийства. Все проповеди аскетизма  предостерегали от того, чтобы отпускать  узду инстинктивных побуждений, учение о первородном грехе утверждало, что человек от рождения порочен, - все это имеет общее рациональное зерно: понимание того, что человек  не смеет слепо следовать своим  врожденным наклонностям, а должен учиться властвовать над ними и ответственно контролировать их проявления.

Моральные требования будут расти, но «при всем желании  не видно каких-либо селективных  преимуществ, которые хоть один человек  сегодня мог бы извлечь из обостренного чувства ответственности или  из добрых естественных наклонностей. Следует серьезно опасаться, что  нынешняя коммерческая организация  общества своим дьявольским влиянием соперничества между людьми направляет отбор в прямо противоположную  сторону. (1; 173).

Естественных механизмов убийства себе подобных у человека нет и поэтому нет инстинкта, запрещающего убийство представителя  своего вида. Но человек выработал  искусственные средства уничтожения  себе подобного и параллельно развились в нем как средство самосохранения искусственные механизм, запрещающие убийство представителя своего вида. Это и есть нравственность, которая является социальным эволюционным механизмом.

Первой ступенью нравственности является социальная этика. Человек создал искусственные средства, позволяющие ему уничтожать всю  планету. Если человек будет продолжать истреблять населяющие Землю виды животных и растений, то в соответствии с  основным законом экологии – науки  о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой – уменьшение разнообразия в биосфере приведет к  ослаблению ее устойчивости и в конечном счете гибели самого человека, который не может существовать вне биосферы. Поэтому нравственность должна подняться на новый уровень, распространяясь на всю природу, т.е. должна стать экологической этикой, запрещающей уничтожение природы.

Такой процесс можно  назвать углублением нравственности. Во-первых, критерием нравственности является совесть, которая находится  в глубине человеческой души, и, стараясь прислушаться к этому внутреннему  голосу, человек как бы погружается  в самого себя. Во-вторых, появляется понятие «глубинная экология», которая  призывает человека к более бережному  отношению к природе с позиций  экологической этики, распространяющей моральные принципы на взаимоотношения  человека с природой.

Экология углубляется  в область нравственного. Модель «расширяющего сознания» имеет экологическое значение, что позволило говорить о расширении сознания «в глубинной экологии». От расширяющейся Вселенной к расширяющемуся сознанию и углубляющейся нравственности. Это не случайные параллели. Развитие Вселенной ведет к социальным изменениям – это один из этических выводов из современных концепций естествознания.


Информация о работе Естественнонаучное обоснование нравственности