Движущие силы развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:11, лекция

Краткое описание

Развитие личности реализуется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с самой референтной группой (или лицом),- определяющий, ведущий фактор развития личности. Как предпосылка и результат развития личности выступают потребности. Его движущей силой служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

Файлы: 1 файл

Движущие силы развития личночти.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

 С т.  зр. Роджерса, функционирование человека  предполагает наличие внутренних  тенденций к самоактуализации. Эти  тенденции могут блокироваться  различными превратностями социализации, однако их можно разблокировать  в тех случаях, когда отношение «терапевт—клиент» характеризуется безусловным положительным принятием, правильным эмпатическим пониманием, искренностью и полнотой. К. Роджерс, изучая процесс психотер. и наблюдая за вызванными ей изменениями личности клиента, развил понятие полноценно функционирующего чел. Он отметил 3 осн. признака полностью функционирующих людей: а) они открыты для собственного опыта; б) живут в соответствии с экзистенциальными принципами, опираясь на осознание своего непосредственного опыта; в) доверяют своему организмическому опыту как основе собственных решений и действий.

^ Активность  субъекта как движущая сила  развития личности в деятельностном  подходе (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

 Личность, как и все специфически человеческое  в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.

Принцип саморазвития в отечественных теориях (теория деятельности А.Н.Леонтьева, теория деятельности С.Л.Рубинштейна, субъектно-деятельностный подход А.В.Брушлинского, К.А.Абульхановой, комплексный и системный подход Б.Г.Ананьева, Б.Ф.Ломова).

Самодвижение, внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы, которое определяется её противоречиями, опосредствующими воздействие внешних факторов и условий. Диалектико-материалистическая концепция С. исходит из того, что источником С. являются внутренние причины. Это прежде всего противоречия, свойственные всем объектам с системным строением, либо иные силы — например, взаимодействие отдельных составляющих системы. Влияние внешних условий на конкретную самодвижущуюся систему осуществляется опосредованно, через внутренние источники. С., связанное с направлением, необратимым изменением, составляет особый тип С. — саморазвитие. В этом пункте концепция С. непосредственно смыкается с общей диалектической концепцией развития, в которой «... главное внимание устремляется именно на познание источника «само-движения».

 

- поведение  - это особая форма деятельности (Брушлинский, Абульханова)


Информация о работе Движущие силы развития личности