Досуг молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Оглавление

Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Социальные условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно-досуговых центрах……………………………………………………...7
Принципы досуговой деятельности молодежи в культурных центрах…………28
Развитие молодежного досуга в республике Татарстан ..………………………32
Заключение………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение высшего.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

     Значение  данной потребности чрезвычайно  велико, ведь наличия только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего  развития человека. Надо, чтобы и  сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость. А  если он по натуре и мироощущению Обломов, если он не приучен ставить перед собой задачу, быть активным, самосовершенствоваться, то, сколько не строй для него, например, стадионов, спортивных площадок, он не пойдет заниматься физкультурой и спортом.

     Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Упор на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека – вот путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени.

     Второе  требование к организации молодежного  досуга состоит в том, что он, несомненно должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. С помощью каких же средств достигаются названные качества досуга? Разумеется, тут важны как содержание, так и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, органически восприниматься юношами и девушками. Единственный способ обеспечить именно такой досуг—это предоставить возможность каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

     Наиболее  удобные формы для этого уже  выработаны жизнью – любительские объединения и клубы по интересам. Чем привлекательны эти клубы? Они прежде всего многопрофильны: политические, спортивные, туристические, здоровья, любителей природы, научно-технического творчества, читателей, самодеятельной песни, коллекционеров, книголюбов, выходного дня, молодой семьи и др.

     Клуб  – сравнительно небольшое объединение  людей, охваченных общим интересом, занятием. Он является – школой учебы  воспитания и общения. В клуб приходят люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответствующие формы занятий.

     Клуб по интересам – это также искусный воспитатель. Может быть, в этом состоит главный критерий его деятельности. Дело в том, что каждый из членов этого объединения стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы научиться чему-то, а научась не хочет уходить, потому что по-настоящему сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности.

     Наблюдения  за работой клубных объединений  убеждают: чтобы досуг стал действительно  привлекательным для молодежи, необходимо строить работу обеспечивающих его учреждений и организаций на интересах каждого молодого человека. Надо не только хорошо знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них регулированием соответствующих форм и видов досуговых занятий.

     Сейчас  в практику работы многих учреждений культуры и спорта все больше входят социологические исследования, с  помощью которых они пытаются изучать досуговые запросы молодежи.

Журнала «Социс» провел исследования о предпочтениях городской молодежи.  

Таблица № 1

Предпочтения  молодежи по проведению досуга

  Виды досуга Доля 

опрошенных

1 2 3
Дома Чтение книг, журналов 54,0
  Просмотр телепередач, видеофильмов;

прослушивание радиопередач, аудиокассет

77,6
  Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание) 10,5
  Художественные  промыслы (рисование, лепка, фитодизайн, роспись по различным материалам и др.) 11,1
  Сочинение (стихи, проза) 9,7
  Компьютер (игры) 39,7
  Компьютер (программирование, отладка) 19,4
  Спорт, здоровый образ жизни 44,2
  Уход за домашними животными 28,2
  Общение с друзьями 73,6
  Другое 2,8
  Затруднились  ответить 1,2
Вне дома Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой песни, экологи, любители бега, футбола) 9,1
  Спортивные  секции 27,4
  Посещение катка, бассейна, спортплощадок самостоятельно 33,1
  Курсы иностранных  языков 19,6
  Секции и  кружки технического творчества 1,2
  Секции и  кружки народных промыслов 0,8
  Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п. 14,7
  Факультативы  при учебных заведениях 6,5
  Посещение библиотеки, читальных залов 14,5
  Посещение кинотеатров 30,0
  Посещение театров 32,3
  Дискотеки 57,3
  Посещение кафе-баров 40,9
  Дача, приусадебное хозяйство 24,2
  Массовые праздники, гулянья 37,1
  Профессиональная  ассоциация 3,6
  Политические  объединения 2,4
  Общение со сверстниками в клубах свободного посещения  46,4
  Другое 2,6
  Затруднились  ответить 2

     Данные  опроса свидетельствует о том, что  основная масса современной молодежи предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не значительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.

     Жизнь подсказывает, что досуг молодых  всегда был интересным и привлекательным  в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Там, где так и поступают, прежде всего добиваются преодоления потребительского отношения к досугу, присущего части молодежи, считающей, что содержательное проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то со стороны, только не она сама.

 

Принципы досуговой деятельности молодежи в культурных центрах.

     Переход к рыночной экономики вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.

     Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 29 лет, когда человек более менее  прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может  существенно сдвигаться, особенно в  сторону следующей за ней взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35-ти лет. Молодость – это, прежде всего, время создания семьи и устройство семейной жизни, время освоения выработанной профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы.

     В молодости наиболее доступны самые  сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей.

     Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой  я? К чему я стремлюсь?» молодой  человек формирует:

  • самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;
  • собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;
  • стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п.

   Молодежный  возраст представляет собой как  бы «третий мир», существующий между  детством и взрослостью, так как биологическое ~ физиологическое и половое — созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

   Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие  своего внутреннего мира —  восприятие своих эмоций не  как производные от внешних  событий, а как состояние своего  «Я», появляется чувство своей  особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);

2) появляется  осознание необратимости времени,  понимание конечности своего  существования. Именно понимание  неизбежности смерти заставляет  человека всерьез задуматься  о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, но часто недосягаемого образца начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана — важный элемент самосознания;

3) формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества. На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей, формируется самоуважение — обобщенное отношение к себе:

4) происходит  осознание и формируется отношение  к зарождающейся сексуальной чувственности.

     В молодости человек максимально  работоспособен, выдерживает наибольшее психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые выбранные профессии, знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, четкость и аккуратность и т.д.).

Таблица № 2

Периодизация  развития личности

Возраст Психологическое содержание возрастного периода
Юность

(18-23 года)

Порог взрослой жизни; поиск своего мета в обществе.

Личностное  и профессиональное самоопределение.

Молодость

(24-30 лет)

Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний.

Более конкретные представления о будущей  жизни.

Встреча с будущим супругом, брак, переход  к «оседлости».

Специализация в выбранной профессии.

Расцвет

(31-40 лет)

Время высокой  работоспособности и отдачи.

Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином.

     Таким образом, в молодости, помимо выбора спутника жизни и создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждает себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность.

Информация о работе Досуг молодежи