Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:12, реферат
Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В «Антидюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».
Диалектический материализм.
Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В «Антидюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».
Марксистская философия истории
Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии.
Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»). Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.
Все известные формации заключают
в себе противоречия в виде антагонизма,
поскольку в зависимости от отношений
к средствам производства члены
общества разделены на классы: рабовладельцы
и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия
Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.
Основным
трудом Маркса в экономической сфере
является «Капитал». Объектом критики
Маркса являются меркантилистская, кла
Карл Маркс
не использовал в своих работах
термин «социология», ассоциировавшийся
в то время с именем Огюста Конта.
Однако в современной научной практике
принято считать, что работы Маркса оказали
значительное влияние на развитие социологии.
Прежде всего, стоит сказать о материалистическом
понимании истории: в основе всех социальных
изменений лежат не идеи и прочие духовные
ценности, а сугубо экономические интересы
основных социальных групп общества. Так,
в результате конфликта классов по поводу
экономических ресурсов и свершаются
революции, обозначающие смену общественно-
Коммунизм
Коммунизм, по мнению Маркса, — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений.
Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.
По мнению ряда историков и экономистов попытки построить «справедливое общество» на основе классического марксизма не только не жизнеспособны и утопичны, но привели к напрасной гибели миллионов людей во всём мире.
Точка зрения о несостоятельности марксизма как науки о развитии общества имеет место и в современном экономическом образовании :
«В курсе, который предлагается избравшим его студентам, будет аргументировано, показано, почему эта теория за два века существования выявила свою полную несостоятельность. История развивалась совершенно не так, как то представлено в марксистской теории формаций, особенно в той её части, которой в свое время наиболее старательно занимался сам Маркс».
Понятие гражданского общества по Марксу
Проблему гражданского общества
не обошел в своих исследованиях
и Маркс, как известно, немало позаимствовавший
у Гегеля. Но если в ранних работах
он пользуется этим понятием в подлинном
его значении, то позже отходит
от него. Полагая, что «анатомию гражданского
общества следует искать в политической
экономии», и рассматривая его как совокупность
производственных отношений или как «определенный
общественный строй, определенную организацию
семьи, сословий или классов», Маркс фактически
отождествил гражданское общество с базисом.
А поскольку согласно марксовой модели
общества государство, право, мораль, искусство
и религия причисляются к надстройке,
понятие гражданского общества оказалось
расчлененным и утратило свое самостоятельное
значение (о чем предостерегал Гегель).
Не случайно впоследствии ортодоксальному
марксизму-ленинизму не было известно
понятие гражданского общества, как и
советскому гуманитарному знанию, что
вполне соответствовало задачам и целям
тоталитарного режима.
Игнорирование самостоятельного
значения гражданского общества во взаимосвязи
с государством означает игнорирование
его социальной ценности, что может иметь
пагубные последствия. Агрессивные атрибуты
советского тоталитаризма (приоритет
классовых интересов перед интересами
общества, классовая борьба, огосударствление
собственности, игнорирование самоценности
личности и т.д.) имели своим следствием
поглощение гражданского общества государством.
В результате человек как личность не
воспринимался, права и свободы утратили
значение естественных и неотчуждаемых,
ибо все было поглощено государством.
Человек в условиях тотальной регламентации,
лишенный возможности свободно выражать
свои склонности, страсти, мнения, свои
политические предпочтения, был превращен
в искусственно деполитизированного «подданного».
В отличие от тоталитарного в гражданском
обществе человек свободен в политическом
волеизъявлении и свободен реализовать
его посредством политического действия.