Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 18:34, реферат

Краткое описание

Термин “девиантное поведение ” означает поведение индивида или группы, несоответствующее общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.
Во все времена общество настороженно относилось к девиации и пыталось устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Девиантное поведение всегда привлекало интерес ученых. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

Оглавление

Понятие девиантного поведения 3
Понятие социальной нормы и отклонения (девиации) 6
Структура и функции социальных норм 11
Девиантное поведение: природа, источники,
причины, типы, критерии 15
Девиантное поведение в современных условиях 19
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение.docx

— 43.88 Кб (Скачать)

Из сказанного следует, что социологию интересуют, помимо других, два аспекта в изучении социальных норм и отклонений: статистический (количественный) и социокультурный (качественный). И если первый соотносится с социальной статистикой, то второй обусловливает существование особой социологической дисциплины – социологии норм и отклонений. Рассмотрим в рамках этой дисциплины следующие вопросы:

  1. Структура и функции социальных норм;
  2. Природа и источники социальных отклонений.
 
 
 
 
 
 
 

Структура и функции социальных норм 

Вышеназванная качественная особенность – связь  с общественным сознанием – зафиксирована  в самой природе социальных норм, что и нашло выражение в  их структуре. Любую социальную норму, независимо от вида, составляют диспозиция и императив.

В социологии понятие диспозиции используется в  достаточно широком смысловом спектре  многими зарубежными и отечественными исследователями. В частности, под  диспозицией понимается предрасположенность  личности к определённому поведению. В современной юриспруденции  под диспозицией подразумевается  структурный компонент правовой нормы, в котором раскрывается содержание юридически значимого поведения  субъекта права, при этом подчёркивается, что диспозиция представляет собой  ядро нормы, ибо в ней содержится указание на действия, непосредственно влекущие правовые последствия. Говор о диспозиции как структурном компоненте социальной нормы, мы будем понимать под нею «указание к действию». Социальная норма со свойственной ей диспозицией в полном смысле слова предписывает каждому индивиду, каждой группе людей, каждому социальному объединению как себя вести.

Принудительно-предписывающий характер социальных норм выражается в их императиве. И если выше мы говорили о диспозиции как о содержании социальной нормы, то императив при  таком подходе придаёт этому  содержанию, то есть диспозиции, повелительную  форму закона. Важно понять, что  в обществе, где взаимодействуют  люди, наделённые сознанием и волей, иного средства выражения необходимости, в отличие от природы, где последняя  слита воедино с самими законами, действующими стихийно, «вслепую», просто нет. Иначе говоря, проявление и действие необходимости, присущей вообще любым  законам, в обществе опосредовано человеческим сознанием. Это – познанная необходимость, если говорить словами великого философа Спинозы.

И тут  нельзя не обратить внимания ещё на ряд важных обстоятельств. Необходимость, выраженная в форме императива, в  отличие от необходимости, воплощённой  в законах природы, отличается адресностью – она адресована определённому субъекту. Кроме того, будучи органично связана с человеческой психикой и сознанием, необходимость в форме императива непременно культурно - исторически обусловлена.  Императив – не просто «веление», «принуждение», а веление, принуждение, обретающие силу только при определённых культурных и исторических условиях.

Как уже  было сказано, бытие социальных норм – функциональное. Это означает, что существование и действие социальных норм проявляется исключительно  в выполняемых функциях. Функции  же, как известно, - системная категория. Говорить и рассматривать их можно  и следует только в связи с  системными процессами и закономерностями.

В числе  наиболее важных функций, выполняемых  социальными нормами, - системосозидание и управление человеческими взаимоотношениями и поведением. Причём системосозидание является сущностной функцией социальных норм. Они призваны, иными словами, обеспечить сохранность, устойчивость и само существование общества как системы, как данной системы. Это происходит посредством актуализации социальных норм в человеческом поведении. В реальности всё выглядит следующим образом.

Субъект, следуя той или иной социальной норме, воспроизводит в своём поведении  структуру общественных отношений, записанную и, если говорить на языке  теории информации, закодированную в  диспозиции нормы. Воспроизведение  нормы в реальных человеческих взаимоотношениях и поведении в массовых масштабах  означает повторение, тиражирование  структуры общественных отношений, записано в диспозиции нормы, что  и ведёт к установлению некоторого тождества системной организации общества. Иначе говоря, системная организация всё время восстанавливается, будучи воспроизведена в актах человеческого поведения.

Это хорошо видно на простых житейских примерах. Согласно гигиеническим нормам, мы каждый раз моем руки перед едой, и такой отдельный фрагмент организации нашей жизни повторяется из года в год, из десятилетия в десятилетие, из поколения в поколение. Языковые нормы, которые тоже являются социальными, будучи воспроизведены в речевом поведении, в конечном счёте обеспечивают как сам процесс системосозидания, так и самосохранение данной языковой системы. Из истории хорошо известны случаи, когда социальные нормы по традиции обеспечивали неизменность той или иной социальной системы на протяжение веков и даже тысячелетий. И системным механизмом здесь служит само человеческое поведение в согласии с предписанием нормы, то есть в данном случае хорошо знакомый миллионам людей обычай.

Из сказанного видно, что соблюдение социальных норм в субъективном поведении, которое  соответственно получило название нормативного поведения, является «изобретением  самой природы». И вызвано оно, это «изобретение», потребностью самой  социальной системы в самосохранении.  Соблюдение социальных норм, следование их предписаниям имеет, таким образом, для человеческого общества судьбоносное (экзистенциальное) значение.

Вместе  с тем, соблюдая требования, зафиксированные  в социальных нормах, как отдельные  индивиды, так и целые группы людей  обретают возможность «жить в  обществе». Понятие социальной жизни  в его строгом и собственном  смысле означает способность жить в  связи с обществом, вести себя адексатно в определённой социальной среде. Социальная жизнь – это процесс отождествления с некоторой культурной системой. А это возможно, лишь соблюдая законы социальной организации, которые и воплощаются в социальных нормах – нормах права, нравственности, технологических, гигиенических и др.

И хорошо известно, какие трудности возникают  перед иммигрантами в первые годы их пребывания на новом месте жительства в силу незнания обычаев и традиций, норм общежития, законодательства, требований культурной среды. Можно определённо сказать, что знание и соблюдение норм соответствующего общежития является важнейшим условием человеческой жизни в её социальной сущности, то есть в целом социальной экзистенции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Девиантное поведение: природа, источники, причины, типы,  критерии 

При обсуждении этого очень важного в социальной жизни вопроса следует учитывать  возможность двух подходов. Один –  общий, граничащий с философским  рассмотрением, второй – сугубо социологический, но тесно связанный с первым. Именно поэтому мы должны первоначально  разобраться в онтологических основаниях отклонений, что поможет нам составить  правильное представление об их общей  природе, источниках и, главное, - действительном месте, которое они занимают в  человеческом обществе.

Как было сказано, источником отклонений  в  статистических системах-процессах, к  которым причисляется общество, выступает  случайность. Благодаря случайности  появляется нечто новое и осуществляется сам процесс изменения; случайность  выполняет творчески-созидательную  функцию в системогенезе. Отсюда следует, что отклонения не только неизбежны, но и необходимы в системных процессах, причём точно так же, как и в природе, так и в обществе. И тут, переходя к социологическому рассмотрению интересующих нас проблем, следует указать на три общих источника отклонений в социальных системных связях и процессах. Во-первых, отклонения в обществе вызываются наличием индивидуумов, вступающих друг с другом в общественные отношения, образующих в конечном итоге субстанцию социальных систем. Ведь каждый из них неповторимо - уникален. И это вносит в системные связи процессы элементы беспорядка, несообразности, дисгармонии,  бессвязности. В этой связи очень важно заметить, что именно социальные нормы призваны блокировать ту дезорганизацию, которая порождается принципиально асистемной природой индивидуальности, которая отличает каждую человеческую личность. Без социальных норм ни о каком системном порядке и, следовательно, самом обществе говорить было бы нельзя.

Во-вторых, источником отклонений  в системных  связях и процессах в обществе выступает фактор, отличающий исключительно  человеческую жизнедеятельность –  фактор свободы. Только человек, только люди наделены этой способностью, которая, однако, ведёт не только к позитивным, но и к негативным последствиям. Только люди могут выбирать способ своего поведения. Каждый имеет возможность  выбора, разумеется, в определённых и весьма относительных пределах, которые, в конечном счёте, устанавливают само общество, культура, жизненные обстоятельства и условия.

В-третьих, источником отклонений, девиантного поведения в обществе является человеческая универсальность. Во всём мире человек, и только человек – существо, способное, как говорится «на всё». Только человек может отклоняться от нормы, только человек способен на отклоняющееся поведение в его бесконечно разнообразных формах.

В-четвёртых,  источником девиантного поведения является опять-таки только человеку присущая и тесно связанная с предыдущим человеческим  качеством – универсальностью – способность к творчеству, созиданию того, чего ранее не было ни в самой природе, ни в самом человеческом обществе и вообще в человеческом бытии. Всякий творческий процесс, в какой бы области человеческой жизни он ни осуществлялся, сопряжён со случайностью и представляет собой отклонение от уже имеющего место, от состоявшегося, от распространённого, обычного, привычного.

Из сказанного следует, что в обществе в связи  с человеческим универсализмом и  именно по этой причине отклонения имеют чрезвычайно многообразный  характер. И если вышеназванные источники  отклонений отличаются тотальностью (они  действуют и проявляются во все  времена и во всех культурах), то наряду с ними следует указать  на многочисленные социокультурные  причины девиантого поведения. Но прежде подчеркнём, что необходимо разделять социальные девиации на позитивные и негативные.

В рамках каждой культурной системы и исторической эпохи осознано или неосознанно  формируется и становится адекватным определённый стандарт личности/социума. Можно смело сказать, что такой стандарт имеет место в каждой культуре и вообще является её важнейшей составляющей, разумеется, наряду с другими важными составляющими. Этот стандарт, представляющий собой некую образ-норму, мы можем назвать эталоном. В тех случаях, когда индивидуальное или групповое поведение полностью согласуется с этим эталоном, мы имеем дело с «нормальным поведением». Нормальное, то есть адекватное данной культуре или субкультуре поведение не только положительно оценивается, но и поощряется соответствующими социальными принятыми в данной культуре/субкультуре мерами и средствами. Напротив, если поведение не соответствует принятому социокультурному стандарту и, более того, деформирует, нарушает его, действует деструктивным образом на сложившуюся социокультурную организацию, оно объективно является девиантным в негативном смысле.

Если  в решении вопросов отрицательной  девиации в социологии не возникает  принципиальных затруднений, то в отношении  положительных форм девиантного поведения этого сказать нельзя. С учётом такого положения и исходя из принципиального признания факта существования позитивной девиации, обратимся к очень важной в контексте наших рассуждений проблеме критериев оценки человеческого поведения в связи с интересующим нас предметом.

И первое, что здесь привлекает к себе внимание, - это весьма внушительное многообразие критериев от социально принятых и узаконенных, в частности, в  системах нравственности, до сугубо индивидуальных, порою весьма субъективных и произвольных. Важно иметь в виду, что все эти критерии имеют социокультурную природу.

Решение вопроса о позитивных формах девиации, точно так же, как и в случаях  с негативными, обусловлено содержанием  культуры и особенностями проживаемой  эпохи. О позитивных девиациях, как  видно, опять же судят в соответствии с критериями (оценками), сформировавшимися  в данной культурной системе. В рамках каждой отдельной культуры и в  каждую историческую эпоху в общественном сознании формируются определённые идеалы, выполняющие функцию регулирования  и организации индивидуальной социализации. Близость этим идеалам, их реализация в большей или меньшей степени  в поведении отдельных индивидов  или социальных групп и расценивается  как положительная девиация.

Наряду  с вышеотмеченными преходящими  социокультурными историческими нормами и отклонениями в обществе существуют отклонения, которые мы назовём экзистенциальными, ибо они связаны с самими основами человеческого бытия. При всех условиях эти отклонения являются положительными, поскольку благодаря им осуществляется развитие общества как специфической социальной системы. Эти отклонения обеспечивают в целом общественный прогресс, так как выполняют креативные (созидательно-творческие) функции. Без творчества, без человеческого гения ни о каком историческом движении общества, ни о каком социальном прогрессе говорить не приходится. 
 
 
 
 
 

Девиантное поведение в современных условиях 

Стоит ли говорить, насколько опасно для  общества распространение преступной идеологии, ведущей к эрозии моральных ценностей и нравственной деградации значительных слоев населения. Формируются неписаные нормы общественной безнравственности, оправдывающие нетрудовые доходы, воровство, насилие и т.п. Размытость нынешних, внедряемых свыше современными реформаторами норм, их неубедительность, делают проблему определения девиации чрезвычайно сложной. Всё труднее и теоретикам и практикам становится ответить на вопрос: В чем  и от чего происходит отклонение?

Информация о работе Девиантное поведение