Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 07:23, контрольная работа
Демография (от греч. demos – народ и ...графия) – наука о населении, изучающая при помощи статистических методов его статику и динамику. Статика (распределение населения по полу, возрасту, семейному положению, занятиям и другим признакам) населения – численность и состав населения на определенный территории на какой-то период времени (год, век). Динамика (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, бракосочетание, миграцию и эмиграцию и т.д.) населения - изменение численности населения за какой-то период времени.
Введение
1. Развитие науки демография. Отрасли демографии. История становления демографии
1.1 Развитие науки демография
1.2 Отрасли и разделы демографии
1.3 История становления науки демография
2. Теория демографического перехода. Факторы рождаемости. Методы и анализ рождаемости
2.1 Теория демографического перехода
2.2 Факторы рождаемости. Методы анализа рождаемости
2.2.1 Факторы рождаемости
2.2.2 Методы анализа рождаемости
Заключение
Список литературы
В соответствии с одной
из главных характеристик
В соответствии с другой
важной характеристикой рождаемости
- очередностью рождения следует выделить
такое понятие, как календарь
рождений, представляющий собой распределение
рождений во времени в течение
детородного периода или
В связи с супружеством выделяют брачную рождаемость (на нее во многих странах, в том числе до недавнего времени и в России, приходилась основная масса рождений) и внебрачную рождаемость (в 2002 г. в России доля детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, составляла 29,5%, в 1980 г. - 11%).
Следует выделить и такое
понятие, как естественная рождаемость.
Это рождаемость (гипотетическая), которая
имела бы место при отсутствии
сознательного ограничения
С биологической точки
зрения, как уже говорилось, существует
довольно устойчивое соотношение числа
родившихся девочек и мальчиков:
на 100 девочек рождается 105 - 106 мальчиков
(в годы потрясений, например, войн это
число может возрасти до 110 - 111 мальчиков).
Поэтому в демографическом
Сведения о рождениях основаны на ежегодной статистической разработке данных, содержащихся в актах гражданского состояния о рождении, составляемых органами ЗАГС. В число родившихся включаются только родившиеся живыми.
2.2.2 Методы анализа рождаемости
Методы количественного анализа рождаемости
Основой для анализа тенденций рождаемости являются данные двоякого рода. Во-первых, это абсолютные числа родившихся с распределением по возрасту матери, порядковому номеру рождения (очередности рождения) и брачному статусу матери. Во-вторых, это абсолютные численности групп населения (всего населения в целом, женщин репродуктивного возраста, отдельных возрастных групп женщин в рамках ре продуктивного периода), с которыми эти числа соотносятся. На основе этой информации разворачивается вся система показателей, измеряющих уровень рождаемости. В зависимости от исходной информации, методов ее обработки различают продольный и поперечный анализ, или, иначе говоря, методы реальных и условных (гипотетических) поколений.
Метод реальных поколений
Под реальными поколениями
понимают либо женщин одного года (нескольких
смежных лет) рождения, т.е. ровесниц
(в терминах диаграммы Лексиса
— совокупности живущих I рода), либо
женщин, вступивших в брак в один
и тот же период времени. Метод
продольного анализа
Основными показателями рождаемости
реальных поколений являются два. Первый - это
число детей, рожденных женщинами данного
поколения к определенному возрасту. Соответственно,
обобщающим показателем, объединяющим
возрастные показатели, является число
детей, рожденных в среднем одной женщиной
данного поколения к возрасту завершения
репродуктивной деятельности (условно
— к 50 го дам, хотя реально процесс деторождения
может охватывать и больший период времени).
Вторым показателем
является ожидаемое число детей, т.е. то
число детей, которое индивид намерен
иметь в семье с учетом имеющихся репродуктивных
установок и конкретной жизненной ситуации
(как на данный момент, так ив перспективе).
В США и других странах вместо термина
«ожидаемое число детей» используется
термин «планируемое число детей», чем
подчеркивается, что данный показатель
характеризует индивидуальный план деторождения.
Главная ценность показателя состоит
в возможности использования его усредненных
значений для прогнозирования итоговой
рождаемости отдельных поколений. Предполагается,
что «иметь» ребенка автоматически означает
«родить» его, т.е. из стратегии формирования
семьи исключаются случаи усыновления
(удочерения). Применение данного показателя
имеет смысл только для населения, в котором
распространено внутрисемейное регулирование
деторождения.
Традиционно вопрос об ожидаемом числе
детей формулируется следующим образом:
«Сколько всего детей вы собираетесь иметь
в своей семье?», «Сколько всего детей
с учетом уже имеющихся вы собираетесь
иметь в своей семье?», «Сколько еще детей
вы собираетесь иметь в своей семье?».
Вопросы, как правило, адресуются замужним
женщинам ре продуктивного возраста (15—49
лет). В специальных выборочных обследованиях
рождаемости для получения более точной
информации о репродуктивных ожиданиях
женщин разных возрастов вопрос об ожидаемом
числе детей часто дополняется вопросами
типа: «Собираетесь ли вы родить ребенка
в ближайшие 2—3 года?» — что позволяет
оценить устойчивость ре продуктивных
планов, особенно у женщин старше 35 лет.
Впервые данные об ожидаемом числе детей
получены в 1955 г. в США при обследовании
перспектив роста американских семей.
Каждой опрошенной женщине было предложено
спрогнозировать развитие своей семьи.
На основе этих индивидуальных прогнозов
впервые была предпринята по пытка описать
демографическое будущее страны. В настоящее
время данный показатель постоянно используется
в практике демографического прогнозирования
Бюро цензов США.
Данные об ожидаемом числе детей играют важную роль для оценки перспектив изменения демографической ситуации в целом, динамики и дифференциации рождаемости в зависимости от этнической принадлежности, возраста, типа поселения, территории и т.п. В силу этого интерпретация характеристик ожидаемого числа детей связана с их использованием в прогнозировании числа рождений в реальной когорте по году рождения или в реальной брачной когорте. Предполагается, что разность между ожидаемым и уже имеющимся числом детей и есть то число детей, которое в среднем намерены иметь все представительницы данной когорты на всем отрезке их репродуктивной деятельности вплоть до ее завершения. При стабильных условиях жизнедеятельности эти намерения выполняются достаточно точно. Однако в условиях полной завершенности демографического перехода и незначительной межпоколенной вариации установок детности и, соответственно, репродуктивных ожиданий прогнозирование трендов рождаемости может осуществляться менее трудоемким способом - на основе показателей рождаемости для условных поколений (текущих уровней рождаемости за отдельные календарные годы).
Метод условных поколений при анализе рождаемости продолжает оставаться основным в силу доступности статистической информации. Для оценки уровня рождаемости в этом случае достаточно данных за один год. Данный метод опирается на стандартные данные текущего статистического учета — числа родившихся и численности женщин, фиксируемые в определенный момент времени. При этом совокупность женщин репродуктивного возраста представляет собой условное поколение, состоящее из женщин разных годов рождения, но живущих в одно и то же время. Иными словами, если в отношении реальных поколений применяется понятие «ровесницы», для условного поколения применимо понятие «современницы». Очевидно, что женщины разных возрастов, входящие в условное поколение, имеют различный жизненный опыт, установки детности и т.п.
Заключение
Если всмотреться в основное направление политики государства сосредоточенную на повышение уровня рождаемости, а, следовательно, и переход в другое, благоприятное состояние социально-экономической и экономической сферах жизни населения, потребует огромное привлечение финансовых, человеческих и прочих ресурсов, которыми, к сожалению, Российская Федерация не располагает, на данном уровне развития, либо располагает, но нет возможности их задействовать.
Всё выше упомянутое носит материальную часть проблемы, но не следует забывать и о психологическом факторе, который тоже оказывает огромное влияние. Менталитет русского человека построен таким образом что он решает проблему в момент ее появления, а не в предпосылке, данная ситуация еще раз это подтверждает. Поэтому для внедрение концепции развития России нужно помимо выше перечисленного ответственно подойти и внедрять данную программу учитывая быт, культуру и менталитет граждан Российской федерации. И я не сомневаюсь в том, что если подойти к решению проблемы со всех сторон, то мы сможем в скором времени решить проблему демографии и построить действительно социальное правовое государство, т.е. то в котором конституционные принципы блюдутся всеми, и равна для всех не на словах, а на деле показывающее свой статус, прописанный в Конституции РФ.
Список литературы