Демографическая и семейная политика в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:25, реферат

Краткое описание

Под демографической политикой понимается целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранять или изменять тенденции динамики численности, структуры, расселения и качества населения. Она рассматривается как органическая часть социальной политики, специфическая по своим целям и отчасти по методам их достижения, но согласованная с другими сферами, такими, как регулирование условий занятости и труда, а также уровня жизни и социального обеспечения населения, образования, здравоохранения и т.д.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..…... 3
1. Развитие демографической и семейной политики
в зарубежных странах …...………………………………………...………......... 5
2. Демографическая и семейная политика в странах Европы ………..……......... 8
3. Демографическая и семейная политика в США …………….…..……………. 17
4. Демографическая и семейная политика в развивающихся странах …………. 20
Заключение ……………………………………………………………………….... 23
Список используемой литературы ………………………………………….…..... 25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 160.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  курсу: Демография

на  тему: «Демографическая и семейная политика в зарубежных странах» 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 

Москва  – 2011

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………..…... 3

1. Развитие  демографической и семейной политики

    в зарубежных странах …...………………………………………...………......... 5

2. Демографическая  и семейная политика в странах  Европы ………..……......... 8

3. Демографическая  и семейная политика в США …………….…..……………. 17

4. Демографическая  и семейная политика в развивающихся странах …………. 20

Заключение  ……………………………………………………………………….... 23

Список  используемой литературы ………………………………………….…..... 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Под демографической политикой понимается целенаправленная деятельность государственных  органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранять или изменять тенденции динамики численности, структуры, расселения и качества населения. Она рассматривается как органическая часть социальной политики, специфическая по своим целям и отчасти по методам их достижения, но согласованная с другими сферами, такими, как регулирование условий занятости и труда, а также уровня жизни и социального обеспечения населения, образования, здравоохранения и т.д.

    В широком смысле демографическая политика отождествляется с политикой народонаселения, в узком смысле – рассматривается как одна из ее составляющих, наряду с регулированием условий труда трудоспособного населения и условий жизни всего населения.

    Основными элементами политики народонаселения являются: 

    - влияние на условия труда (определение  границ трудоспособного возраста, масштабов занятости работоспособной  части населения, продолжительность  рабочего дня и рабочей недели, забота об охране труда, квалификационная и специальная подготовка, профориентация и др.);

    - улучшение жизненных условий  всех слоев населения (повышение  реальной заработной платы или  уровня доходов, улучшение жилищных  условий, обеспечение возможности пользоваться бытовыми услугами и достижениями культуры, медицинским обслуживанием; увеличение свободного времени и др.);

    - воздействие на воспроизводство  населения (естественное возобновление  поколений, миграционная подвижность,  социальная мобильность).

    Последний элемент трактуется как демографическая  политика. В совокупности мероприятий, воздействующих на демографические процессы, предлагалось выделять два основных направления:

    - изменение характера процессов  естественного возобновления поколений  (рождаемости, брачности, разводимости, возрастной структуры, смертности) в их тесной взаимосвязи;

    - влияние на миграцию населения  (миграция, иммиграция, эмиграция, географическое распределение, плотность населения и т.д.); проводимая государством миграционная политика органически связывалась с политикой в области расселения населения по территории страны.

    Семейную  политику можно определить как целенаправленную деятельность государственных органов  и иных социальных институтов, призванную создавать оптимальные условия  для выполнения семьей ее функций, гармонизировать  отношения между личностью, семьей и обществом.

    Практически все аспекты социальной и демографической  политики затрагивают интересы семьи. В семейную политику включаются меры как общесоциальной, так и демографической направленности.

    Демографическая и семейная политика призвана  воздействовать  на  формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Развитие  демографической  и семейной политики в

зарубежных странах

    Демографическая политика обычно основывается на комплексе  различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских. К числу экономических мер, направленных на стимулирование рождаемости, относятся оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи – по прогрессивной шкале, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и так далее; на снижение рождаемости направлены меры, создающие преимущества для малодетных семей. Административно-правовые меры включают законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и применению контрацептивов, имущественное положение матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих женщин и др. Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи (внутрисемейное регулирование деторождения), к половому воспитанию и образованию молодежи и др.1

    История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов – в зависимости от фазы демографического перехода – была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А.Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.

    Наибольшее  развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине ХХ века, что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой – демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и его ускорения – во втором случае.

    Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 году (Рим), в 1965 году (Белград), в 1974 году (Бухарест), в 1984 году (Мехико), в 1994 году (Каир). В 1967 году был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 году они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 году «Всемирный план действий в области народонаселения», содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. Затем на конференциях в Мехико и в особенности в Каире он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений.

    Однако  для того чтобы сделать демографическую  политику по-настоящему эффективной  и действенной, всех этих постановлений  было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления. Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50-х и 60-х годов, когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления – гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали. Все это привело к тому, что в 60-х годах в мире произошла настоящая сексуальная революция. Здесь уместно вспомнить слова американского писателя Эптона Синклера о том, что «контроль над рождаемостью является высшим достижением человеческого разума, равноценным открытию огня и изобретению печатания»2.

    Сексуальная революция вызвала к жизни  острейшие противоречия во взглядах и соответственно полемику и борьбу мнений. В первую очередь, пожалуй, они коснулись отношения к абортам. В христианском мире против искусственного прерывания беременности категорически выступила католическая церковь. Еще в 1987 году Ватикан издал специальную «Инструкцию» по этому поводу, а на Каирской конференции 1994 года снова высказался столь же резко. Против абортов и вообще планирования семьи выступает и большинство мусульманских стран. В протестантских и православных странах отношение к ним гораздо терпимее. Всего же в мире ежегодно совершается примерно 60 млн. абортов.

    Сведения  о распространении демографической  политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70% женщин репродуктивного возраста, в развивающихся – 50%. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 год число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн. до 400 млн.), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 году в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн., в Южной Азии – 100 млн., в Латинской Америке – 75 млн. семей. Как видим, трудно определить, в какой мере эти сведения соответствуют или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах.

2. Демографическая и семейная политика в странах Европы

    В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

    Озабоченность демографическими тенденциями стала  все больше проявляться в 30–40-х годах, а во Франции в Силу исторических условий ее развития резкое падение рождаемости началось еще в первые десятилетия XIX века. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения демографической политики в государственном масштабе. В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. Среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) – 1,8–1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3–0,4%. Но в последние годы правительство Франции обеспокоено снижением уровня рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% основной зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, отпуск по беременности оплачивается в размере 90% зарплаты. Предоставляются ссуды на обзаведение домашним хозяйством и жилищные льготы, 90% которых погашаются при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции стала своеобразным эталоном в Западном мире. По этому пути идут правительства Великобритании, Австрии, Италии, Швеции и других европейских стран3.

    Особенно  активную демографическую политику до конца 80-х годов проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка – по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.

    В странах Западной Европы система  мер демографической политики в  общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот.

    Определенным  эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения.

Информация о работе Демографическая и семейная политика в зарубежных странах