Cоциальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей? В

Оглавление

Введение --------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Выбор Профессии – как самоопределение личности --------------------5
1.1 Понятие профессии и ее истоки -----------------------------------------------------5
1.2 Отношение подростка к будущей профессии ------------------------------------8
1.3 Профессиональное самоопределение как процесс -----------------------------10
Глава 2. Поиск смысловых опор личности на переломах профессионального
выбора ---------------------------------------------------------------------------------------14
2.1 «Восемь углов выбора профессии» - управление выбором профессии ----14
2.2 Самопознание в выборе профессии -----------------------------------------------18
2.3 Роль самооценки в профессиональном самоопределении --------------------29
Заключение -------------------------

Файлы: 1 файл

курсовая соц. психология.docx

— 44.18 Кб (Скачать)

 

 

У старшеклассников самооценка служит двум целям:

- самовоспитанию;

- прогнозированию будущей профессии. [3]

Выбирая профессию старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.

Подростки же слабо апеллируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирает профессию, не прибегая к самооценке, а если и делает это, то весьма поверхностно. Представления подростков о самих себе неглубоки, приблизительны, планы и намерения динамичны.

Сама проблема выбора профессии серьезно их не волнует. Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам. [8].

Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии в конце концов приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки [3]:

1) Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.

2) Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.

3) Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно. [8]. Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты.

Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из задач профессиональной ориентации. В 9-11 классах предметом внимания учащихся должны быть профессионально значимые качества. Необходимо практиковать в школе активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности, темперамент, черты характера. Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – все это будет способствовать формированию объективной самооценки.

   

Заключение

 

Проблемам профессионального самоопределения, и, в частности, выбору профессии, посвящены научные труды социологической, педагогической, психологической и иной направленности. Однако некоторые теоретические вопросы так и не получили однозначных ответов исследователей, а их решение и практическая реализация по-прежнему вызывают затруднения у выпускников школы, их родителей и педагогов.

В качестве основного «продукта» социализации, играющего значимую роль в выборе профессии, следует выделить самосознание индивида, его Я-концепцию. Общий уровень сформированности самосознания отражается в ситуации выбора профессии и во многом определяет его специфику, а также становление профессионального самосознания.

В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание подразумевает проекцию всех структурных компонентов на более узкую сферу деятельности – профессиональную. На наш взгляд, молодой человек, осуществляющий выбор профессии, не обладает сформированным профессиональным самосознанием, полноценное становление и развитие такого сознания происходит несколько позже, когда профессиональная деятельность становится ведущей, а полученные ранее знания и умения дополняются, совершенствуются и реализуются в профессиональной практике.

В контексте профессионального самоопределения следует рассматривать и другие факторы социализации, непосредственно связанные со структурой самосознания, в частности, идентичность личности.

Исследования в рамках социально-психологической проблематики рассматривают идентичность как самоопределение в социально-групповом пространстве относительно многообразных общностей, осознание и переживание принадлежности к ним.

Применительно к процессу выбора профессии социальная идентичность рассматривается многими учеными как социально-профессиональная идентичность, в качестве механизма которой выступает профессиональная идентификация [5]. В таком понимании идентичность выступает либо как соотнесенность с представителями конкретной профессии, либо как соотнесенность с определенной социально-профессиональной группой. В первом случае речь идет о понимании специфики деятельности профессии, т.е. ее функциональном содержании. Во втором случае профессия оказывается скорее тем средством, которое позволяет занять определенное социальное положение, приобрести статус, способствующий обретению некоторых благ.  И первый, и второй типы присутствуют в ситуации выбора профессии, определяя содержательную и оценочную стороны этого выбора.

В окончательном устойчивом варианте профессиональная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и личностной зрелости, выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионализации [4].

Профессиональная идентичность определяется во многом когнитивными процессами, в частности, знаниями человека об окружающем мире и самом себе.

В процессе выбора профессии, помимо когнитивного аспекта, важную роль играет аффективный компонент личностной структуры, обусловленный самооценкой личности. Самооценка выступает внутренним регулятором и в значительной мере определяет уровень притязаний личности, в том числе, и на уровень профессиональных притязаний. Решение о выборе профессии всегда отражает то, на что личность претендует (уровень притязаний), и как она оценивает свои способности и возможности. Завышенные самооценка и соответствующий уровень притязаний приводят к выбору, который не соответствует имеющимся возможностям, заниженные – инициируют отказ от применения активных видов профориентационной деятельности и стратегий выбора.

В выборе профессии могут реализоваться профессиональные установки. Некоторые ученые рассматривают реализацию профессиональных установок в процессе выбора профессии с позиции ситуационного поведения, обусловленного, в том числе, и умением принимать профессионально важные решения. Установки характеризуются готовностью личности не только решать предъявляемые ей задачи, но и активно выбирать эти задачи и модифицировать в соответствии с ними собственное поведение. Таким образом, в профессиональных установках индивида аккумулирован весь опыт решения им жизненных задач на уже ранее пройденных этапах психического развития [3].

Таким образом, в русле социальной психологии выбор профессии обусловлен предшествующим процессом социализации личности, результатом которого выступает специфическая структура ее самосознания. Вместе с тем, выбор профессии и последующее профессиональное развитие во многом определяют специфику дальнейшей социализации личности. Оптимальный профессиональный выбор способствует формированию профессионального самосознания, включающего когнитивный, аффективный и поведенческий аспекты. Профессиональное самосознание связано с системой профессиональных установок, высший уровень данной системы составляют ценностные ориентации личности.

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1.      Агеев Д.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М. 2012. - 112 с.
  2. Андреев В. И. Саморазвитие культуры разрешения кофликтов/ Хрестоматия по социальной психологии. - M.: Международная педагогическая академия, 1994 – 87с.
  3. Андреева Г. М., "Социальная психология. " М., 1997 – 201 с.
  4. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. 2011 – 78 с.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. М., 2008 – 228 с.
  6. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Технология соперничества и противоборства. Белгород. 1993 – 120 с.
  7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии 3 издание – 62 с.
  8. Интернет-источник «ПСИ-ФАКТОР» - Центр практической психологии, http://psyfactor.org/lib/sherif2.htm.
  9. Интернет-источник «Электронная библиотека научно-образовательной, финансовой и художественной литературы», http://bo0k.net/index.php?p=chapter&bid=3413&chapter=20
  10. Корнелиyс Х., Фейр Ш. Знакомство с понятием конфликт/ Хрестоматия по социальной психологии. - M.: Международная педагогическая академия, 1994 – 321 с.
  11. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. 82 Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001 – 76с.
  12. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2006 – 128с.
  13. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Психология.- Москва: "Просвещение", "Владос". 1995. - 573c.
  14. Общественное животное. Исследования. Под ред. Э. Аронсона. — М. 2003 – 48 с.
  15. Семиченко В.А. Психология общения. Киев: "Магистр", 1997 – 150 с.
  16. Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат, 1991 – 200 с.
  17. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М. 1990 – 178 с.
  18. Чумиков А.Н. Регулирование социально-политических конфликтов в постсоветской России. // Власть. 2010 – 156 с.
  19. Шрагина Л.И., Меерович М.И. Основы культуры мышления. М.: Школьные технологии. 1997. N5. - 200с.
  20. McNeil M., Sherif M., 1976. Norm change over subject generations as a fiction of arbitarities of prescribed norm// J. Personality and Social Psychology. Vol.34. – 773 p.
  21. Sherif, M. Experiments in Group Conflict. Scientific American, Vol. 195, No 5, 1956 – 198 p.
  22. Sherif M., 1936. The Psychology of social norms. NY: Harper and Brothers (Harper Torchbook edition, 1966)  - 249 p.

 

 

 

 

 


Информация о работе Cоциальная психология