Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 18:23, курсовая работа
На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей? В
Введение --------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Выбор Профессии – как самоопределение личности --------------------5
1.1 Понятие профессии и ее истоки -----------------------------------------------------5
1.2 Отношение подростка к будущей профессии ------------------------------------8
1.3 Профессиональное самоопределение как процесс -----------------------------10
Глава 2. Поиск смысловых опор личности на переломах профессионального
выбора ---------------------------------------------------------------------------------------14
2.1 «Восемь углов выбора профессии» - управление выбором профессии ----14
2.2 Самопознание в выборе профессии -----------------------------------------------18
2.3 Роль самооценки в профессиональном самоопределении --------------------29
Заключение -------------------------
У старшеклассников самооценка служит двум целям:
- самовоспитанию;
- прогнозированию будущей профессии. [3]
Выбирая профессию старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.
Подростки же слабо апеллируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирает профессию, не прибегая к самооценке, а если и делает это, то весьма поверхностно. Представления подростков о самих себе неглубоки, приблизительны, планы и намерения динамичны.
Сама проблема выбора профессии серьезно их не волнует. Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам. [8].
Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии в конце концов приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.
Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки [3]:
1) Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.
2) Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.
3) Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно. [8]. Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты.
Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из задач профессиональной ориентации. В 9-11 классах предметом внимания учащихся должны быть профессионально значимые качества. Необходимо практиковать в школе активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности, темперамент, черты характера. Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – все это будет способствовать формированию объективной самооценки.
Заключение
Проблемам профессионального самоопределения, и, в частности, выбору профессии, посвящены научные труды социологической, педагогической, психологической и иной направленности. Однако некоторые теоретические вопросы так и не получили однозначных ответов исследователей, а их решение и практическая реализация по-прежнему вызывают затруднения у выпускников школы, их родителей и педагогов.
В качестве основного «продукта» социализации, играющего значимую роль в выборе профессии, следует выделить самосознание индивида, его Я-концепцию. Общий уровень сформированности самосознания отражается в ситуации выбора профессии и во многом определяет его специфику, а также становление профессионального самосознания.
В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание подразумевает проекцию всех структурных компонентов на более узкую сферу деятельности – профессиональную. На наш взгляд, молодой человек, осуществляющий выбор профессии, не обладает сформированным профессиональным самосознанием, полноценное становление и развитие такого сознания происходит несколько позже, когда профессиональная деятельность становится ведущей, а полученные ранее знания и умения дополняются, совершенствуются и реализуются в профессиональной практике.
В контексте профессионального самоопределения следует рассматривать и другие факторы социализации, непосредственно связанные со структурой самосознания, в частности, идентичность личности.
Исследования в рамках социально-психологической проблематики рассматривают идентичность как самоопределение в социально-групповом пространстве относительно многообразных общностей, осознание и переживание принадлежности к ним.
Применительно к процессу выбора профессии социальная идентичность рассматривается многими учеными как социально-профессиональная идентичность, в качестве механизма которой выступает профессиональная идентификация [5]. В таком понимании идентичность выступает либо как соотнесенность с представителями конкретной профессии, либо как соотнесенность с определенной социально-профессиональной группой. В первом случае речь идет о понимании специфики деятельности профессии, т.е. ее функциональном содержании. Во втором случае профессия оказывается скорее тем средством, которое позволяет занять определенное социальное положение, приобрести статус, способствующий обретению некоторых благ. И первый, и второй типы присутствуют в ситуации выбора профессии, определяя содержательную и оценочную стороны этого выбора.
В окончательном устойчивом варианте профессиональная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и личностной зрелости, выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионализации [4].
Профессиональная идентичность определяется во многом когнитивными процессами, в частности, знаниями человека об окружающем мире и самом себе.
В процессе выбора профессии, помимо когнитивного аспекта, важную роль играет аффективный компонент личностной структуры, обусловленный самооценкой личности. Самооценка выступает внутренним регулятором и в значительной мере определяет уровень притязаний личности, в том числе, и на уровень профессиональных притязаний. Решение о выборе профессии всегда отражает то, на что личность претендует (уровень притязаний), и как она оценивает свои способности и возможности. Завышенные самооценка и соответствующий уровень притязаний приводят к выбору, который не соответствует имеющимся возможностям, заниженные – инициируют отказ от применения активных видов профориентационной деятельности и стратегий выбора.
В выборе профессии могут реализоваться профессиональные установки. Некоторые ученые рассматривают реализацию профессиональных установок в процессе выбора профессии с позиции ситуационного поведения, обусловленного, в том числе, и умением принимать профессионально важные решения. Установки характеризуются готовностью личности не только решать предъявляемые ей задачи, но и активно выбирать эти задачи и модифицировать в соответствии с ними собственное поведение. Таким образом, в профессиональных установках индивида аккумулирован весь опыт решения им жизненных задач на уже ранее пройденных этапах психического развития [3].
Таким образом, в русле социальной психологии выбор профессии обусловлен предшествующим процессом социализации личности, результатом которого выступает специфическая структура ее самосознания. Вместе с тем, выбор профессии и последующее профессиональное развитие во многом определяют специфику дальнейшей социализации личности. Оптимальный профессиональный выбор способствует формированию профессионального самосознания, включающего когнитивный, аффективный и поведенческий аспекты. Профессиональное самосознание связано с системой профессиональных установок, высший уровень данной системы составляют ценностные ориентации личности.
Библиография