Что такое социология для предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:12, реферат

Краткое описание

В самой простой формулировке социология – это наука о сложных взаимоотношениях между людьми и обществом, изучение того, как люди создают и изменяют общество и как общество формирует поведение людей и их представления о себе. Предпринимательство – это самостоятельная, инициативная деятельность лиц, являющихся владельцами средств производства, направленная на производство товаров и услуг ради получения прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность (либо под имущественную ответственность юридического лица – предпринимателя).

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 19.52 Кб (Скачать)

В самой простой  формулировке социология – это наука  о сложных взаимоотношениях между  людьми и обществом, изучение того, как люди создают и изменяют общество и как общество формирует поведение  людей и их представления о  себе.

Предпринимательство – это  самостоятельная, инициативная деятельность лиц, являющихся владельцами средств  производства, направленная на производство товаров и услуг ради получения  прибыли или личного дохода и  осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную  ответственность (либо под имущественную  ответственность юридического лица – предпринимателя).

Поведение предпринимателей определяет характер их взаимодействия с потребителями, деловыми партнерами, конкурентами, государством, специфику  деятельности в целом. Оно вобрало  в себя особенности рыночных отношений, взаимосвязей между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

Социология предпринимательства - это междисциплинарная теория, она  прибывает на стыке нескольких наук. Наиболее четко проявляется ее связь  с социологией и экономикой.

Социология связанна с предпринимательством как с социальным феноменом. Изучает  его как нестандартное новаторское  поведение и деятельность больших  и малых социальных групп и  слоев населения.

Объектом социологии предпринимательства  является когорта предпринимателей, как специфическая функционально-статусная  социальная группа. Предмет же этой дисциплины можно определить как  особенности институционализации  предпринимательства в рамках современных  социальных процессов.

В социологии существует два основных подхода к изучению предпринимательства: функциональный и структурный.

Функциональный подход, основанный Йозефом Шумпетером, является наиболее предпочтительным при проведении прикладных социологических исследований и сегодня, хотя, как отмечает В. В. Радаев, довольно трудно реализуемым, поскольку предпринимательская функция в шумпетеровском понимании неустойчива и ограничена по времени. Поэтому с позиций функционального подхода говорить о существовании “социальной группы предпринимателей” неправомерно. Предпринимателей в социальной структуре нашего общества скорее можно определить как некую серийную группу -- постоянно обновляющуюся, текучую, беспредельно подвижную, состоящую из не связанных между собой, непрерывно меняющихся, изолированных единичных индивидов.

Другой возможный подход к анализу  группы предпринимателей -- структурный, который определяет место предпринимателей в социально-экономической структуре и в системе экономических институтов. Данный подход дает четкие критерии для построения выборки (статусные характеристики -- возраст, пол, образование, национальность, семейное положение; каналы регулирования предпринимательской группы; позиция предпринимателя на предприятии), не теоретической “чистоты” не обещает, поскольку человек, по статусу относящийся к предпринимательскому корпусу, может на протяжении всей своей трудовой жизни ни разу не осуществить предпринимательскую функцию.

Эти подходы выводят нас на один из важнейших вопросов социологии предпринимательства - кто есть предприниматель?

В социологическом аспекте предпринимателя  можно представить по-разному - это  не только человек, обладающий определенным социальным статусом и исполняющий  в обществе некую функцию, это  еще и вид социального поведения, тип личности, что обладает определенными  умениями и навыками, наконец, предпринимательство  есть определенная культурная форма.

Основные задачи социологии предпринимательства  видятся следующими:

  • анализ основных классических концепций теории предпринимательства;
  • определение границ бизнес слоя, его внутренней структуры, этапов становления и социальной базы;
  • рассмотрение феномена этнического предпринимательства;
  • показать роль религии и государства в становлении и развитии предпринимательства;
  • выявить специфику отечественного предпринимательства на основе сопоставления с опытом иных стран.

Экономическое поведение  предпринимателя характеризуется:

- энергичностью и инициативностью,  которые опираются на правовые  гарантии экономической свободы,  свободный выбор вида, форм и  сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления;

- компетентностью и умом; предпринимательская деятельность  дает возможность наиполной мерой реализовать творческий потенциал человека, она способна к принятию нестандартных решений, правильно оценивает ситуацию при значительном отсутствии информации;

- умением подбирать себе  «команду» и руководить ею, направлять  и организовывать эффективную  работу своих коллег, давать им  возможность обеспечить своим  трудом собственную независимость;  предприниматель подчиняет своих  товарищей высокой деловитостью  и динамизмом;

- умением рисковать; самостоятельно  принимая решение, предприниматель  материально отвечает за их  последствия; во всех своих  достижениях он обязан только  себе самому; взлеты и падения  в предпринимательской деятельности  неминуемы;

- стремлением к лидерству  и конкуренции; предприниматель  способен повести людей за  собой во имя дела и успеха; для достижения результата он  готов к полного изнеможению  в работе;

- направленности и инновации;  предприниматель – новатор, который  для достижения коммерческого  успеха при минимальных затратах  всегда ориентируется на внедрение  новинок техники и технологии  организации и регламентации  труда.

Именно типичные характеристики предпринимателя, как социального  слоя в современном обществе, составляют один из важнейших компонентов предметной области экономической социологии. Если свести воедино все эти характеристики, тогда мы получим более или  менее адекватный реальности социальный портрет предпринимателя. В таком  портрете должны найти воплощения следующие типичные черты социального портрета предпринимателя:

  1. владение или распоряжение капиталом;
  2. предприимчивость;
  3. инициативность
  4. ответственность;
  5. способность и готовность к риску;
  6. нацеленность на инновацию;
  7. предпринимательский дух;
  8. свобода предпринимательства;
  9. неудержимое стремление к прибыли.

Существует взаимосвязь  между экономическим ростом и  частными инвестициями. В странах, которые  прогрессируют, наблюдается высший уровень частных капиталовложений. Но для того, чтобы рост производства способствовал сокращению бедности, оно должно работать на повышение  доходов бедных слоев населения.

Так как же привлечь предпринимательство  к решению человеческого развития? Для устранения преград на пути к  статистическому развитию везде  в мире больше усилий прикладывают государства. Обеспечение достойной  жизни граждан – одно из основных их заданий.

Все большую популярность в мире набирает «концепция триединства», согласно которой получение прибыли  не должно приносить вред окружающей среде и социальной справедливости. Введение этой концепции заставляет компании обратить внимание не только на возможность получать прибыль и приумножать экономические ценности, но и учитывать то, что они должны приумножать и экологические и социальные ценности.

Инструментарий современных  PR-технологий многогранный. Одним из действенных методов является создание специальных социально ориентированных событий. Один из типовых примеров – спонсорство. Следует отметить, что спонсорство – это не просто реклама в прямом смысле этого слова, хотя очень часто они используются в соединении с другими инструментами для продвижения торгового, коммерческого, финансового и даже политического имени или увеличения объемов продаж товаров и услуг в коммерческой сфере.

С социальной точки зрения, спонсорство можно представить  как позитивный согласованный обмен  преимуществами между спонсором  и объектом спонсорства. Специальными заданиями его есть работа с целевыми группами, укрепление корпоративной  внутренней культуры, улучшение имиджа организации. В процессе спонсорства  объединяются коммуникативная и  управленческая функции современны PR.

Спонсорство, как часть  предпринимательства, все активнее используется как элемент социального  менеджмента, когда улучшение открытых, доверительных отношений с теми или другими целевыми группами граждан  должно обеспечить поддержку социально-политических проектов и программ, улучшить имидж  предпринимательства, создать ему  благоприятные условия для расширения рынка, т.е. увеличения доходов. Можно  сделать вывод, что активное использование  конкретными предпринимательскими структурами концепций социальной ответственности способствует развитию предпринимательства. Кроме того, идеи целей развития тысячелетия могут  быть платформой для сотрудничества бизнеса с обществом.

Конечно, для экономического поведения мотивация выгоды целиком  естественная. Стремление к выгоде – только начальный пункт предпринимательства. Выбор поведения и конечный результат  дела предпринимателя обусловливается  не только интересами собственного кармана  и определенными экономическими условиями, но и духом предпринимателя, который реализует социальные взаимоотношения  между индивидами и влияет на их развитие.


Информация о работе Что такое социология для предпринимателя