Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:42, контрольная работа
Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. Семья есть отношение, через ко¬торое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства.
Так же, существует комплексная типология семьи, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.
Асоциальные
семьи - семьи, с которыми взаимодействие
протекает наиболее трудоемко и состояние
которых нуждается в коренных изменениях.
В этих семьях, где родители ведут аморальный,
противоправный образ жизни и жилищно-бытовые
условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим
требованиям, а воспитанием детей, как
правило, никто не занимается, дети оказываются
безнадзорными, полуголодными, отстают
в развитии, становятся жертвами насилия.
Работа социального педагога с этими семьями
должна вестись в тесном контакте с правоохранительными
органами, а также с органами опеки и попечительства.
В чем различия между патриархальной и эгалитарной семьями?
Патриархальный тип семьи — необычайно устойчивый тип семейных отношений, его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х годов. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках. Глава авторитарной семьи разбирает внутрисемейные ссоры, является ответственным за поведение членов семьи перед общиной, представляет семью вовне. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.
Эгалитарная семья — это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. За время индустриальной цивилизации произошли коренные изменения в семье: на смену патриархальной семье пришла эгалитарная семья. К началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в России преобладала патриархальная семья (80%). Но уже в 1960—1970 гг. патриархальных семей насчитывалось не более 10%, эгалитарных — уже более 50% и семей переходного типа — 40%.
В эгалитарной семье, в отличии от патриархальной, свойственно равномерное и справедливое распределение ролей. В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости.
Экономической основой эгалитарной семьи стала новая система формирования семейных доходов: высокая занятость женщины в народном хозяйстве, стипендия или заработки детей служат экономической базой независимости и самостоятельности. Изменились социальные функции семьи. Если в патриархальной семье основной функцией была хозяйственно-экономическая, то в эгалитарной — удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.
Нельзя утверждать, что такой
тип семьи в нашем
обществе стал преобладающим, в
его становлении много трудностей и противоречий.
Вместе с тем можно отметить,
что демократический тип семьи
становится основой, предпосылкой
и условием демократических
преобразований в обществе,
воспитания и развития личности нового
типа, обладающей развитым чувством
собственного достоинства, самостоятельным
критическим мышлением, способной
к проявлению инициативы и творчества.
Какие
существуют проблемы и перспективы
у современной семьи?
Положение семьи в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов питания. Проблемы возникают по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным. С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей, их отдыха. Страшит потеря работы, от безработицы не застрахован никто. Большую тревогу вызывают преступность, падение нравов, вседозволенность. Не у каждого есть силы бороться с подобным злом. Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие перемены.
Можно сказать, что основной проблемой всех типов семей является разрешение вопроса о предназначении семьи в современном мире. Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно избавляясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с тем фактом, что сегодня трудно выделить некоторый специфический вид деятельности, который может осуществить только семья или который может быть сделан только в семье. В сущности, все функции, которые когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быт осуществлены вне семьи. В связи с этим встает вопрос, что же такое семья — исторический пережиток, который существует только в силу приверженности людей бытовым традициям, или фундаментальный социальный институт, вне рамок которого существование человека невозможно.
Этот теоретический вопрос
Нестабильность выражается, прежде
всего, в возрастании числа
разводов и опасности развода
для каждой семьи. В нашей
стране наряду со свободой
брака существует и право
По мере роста числа разводов
возможность того, что они будут
компенсированы повторным
В настоящее время большинство
развитых стран переживает (или
уже осуществило) “второй
Сегодня
семьи и индивиды имеют потребность
преимущественно в одном
Наряду
с общим сокращением
Отчасти
это можно объяснить
Но чаще всего здесь
Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни можно считать появление и утверждение в качестве устойчивого жизненного сценария существования вне семьи, одинокой жизни. Прежде человек без семьи считался либо неполноценным, либо несчастным. В настоящее время появляется (прежде всего, в наиболее развитых странах мира) значительный слой людей, которые находят удовольствие в таком виде существования. По результатам опроса, 47% россиян не верит в прочность и долговечность брака. 27% соотечественников считаю брак устаревшим явлением. Только 70% опрошенных считают, что заключать брачный союз нужно один раз в жизни и по большой взаимной любви. И как это ни странно, мужчины верят в возможность такого брака больше, чем женщины.
В России же создание семьи является необходимостью только для 58% населения. Остальные относятся к этому более сдержанно, и заводить семью собираются только в крайнем случае. В последнее время особенно актуальны гражданские браки, они давно перестали быть чем-то ненормальным в нашем обществе. Поэтому и рождение внебрачных детей стало повседневным явлением. По мнению многих россиян, заводить семью нужно, когда тебе уже за 30. К этому времени как раз таки захочется стабильности и покоя, которые и будут обеспечены юридически оформленным браком.
Складывается специальный
Информация о работе Что представляет собой семья, как социальный институт?