Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:32, реферат
Всего шесть рукопожатий отделяет меня и Вас от аборигена в Австралии, от знакомства с английской королевой, Биллом Гейтсом или Мадонной. Это так называемый эффект малого мира или теория шести рукопожатий. Ее автор, Стэнли Милгрэм, доказал, что любые 2 человека на Земле знакомы друг с другом, образно говоря, через 6 рукопожатий. Наблюдать этот феномен на практике позволяют социальные сети. В до интернетовские времена они представляли собой обычные сети человеческих отношений. Само понятие «социальная сеть» включает некий круг знакомых человека, где есть сам человек — центр сети, его знакомые — ответвления сети и отношения между этими людьми — связи. Формирование «соцсети» является частью такого процесса как глобализация.
Кафедра философии, политологии и социологии
ИРЭ (РТФ)
Реферат по учебной дисциплине социология
Тема
«Человек в социальных сетях»
Историк и культуролог Льюис Мамфорд описал, как процесс адаптации к новым интеллектуальным технологиям отражается в смене метафор, которые мы используем, чтобы объяснить себе самих себя. Когда появились механические часы, люди говорили, что их мозг работает, как часовой механизм. А эпоху программного обеспечения мы стали думать, что он работает, как компьютер.
"Всё вокруг следует упрощать, насколько это возможно, но не делать при этом ещё проще"
"Технологический прогресс
подобен топору в руках
Введение
Всего шесть рукопожатий отделяет меня и Вас от аборигена в Австралии, от знакомства с английской королевой, Биллом Гейтсом или Мадонной. Это так называемый эффект малого мира или теория шести рукопожатий. Ее автор, Стэнли Милгрэм, доказал, что любые 2 человека на Земле знакомы друг с другом, образно говоря, через 6 рукопожатий. Наблюдать этот феномен на практике позволяют социальные сети. В до интернетовские времена они представляли собой обычные сети человеческих отношений. Само понятие «социальная сеть» включает некий круг знакомых человека, где есть сам человек — центр сети, его знакомые — ответвления сети и отношения между этими людьми — связи. Формирование «соцсети» является частью такого процесса как глобализация. При этом рассматриваются и прогнозируются все за и против этого устойчивого процесса. На фоне формирования «соцсети» рассматриваются очень важные сопутствующие процессы, например: распространение болезней (вирусов), культурный взаимообмен, появление новых социальных групп. Но я бы хотел рассмотреть психологический аспект глобализации социальных сетей.
Часть 1. Человек в мире социальных сетей
Интернет предоставляет огромный простор для работы, отдыха, общения, обмена разнообразной информацией. Можно смело утверждать, что с момента его появления в доме практически каждого человека, мир перешёл на совершенно новый уровень развития. Если говорить конкретно, то новую
форму обрели такие понятия, как бизнес и управление, общение между пользователями, возможность расчетов виртуальными деньгами, имеющих силу реальных и прочее.
Социальные сети существуют
более 17 лет. Впервые пользователи
дружно поделились своими
За годы своего существования сети обросли как социальным так и развлекательным функционалом. Появились сообщества, музыка, видеозаписи, игры и многое другое. По всему миру окончательно сформировалось доверие к соцсетям, и сотни миллионов страничек наполнились личной информацией и фотографиями.
У золотой рыбки нет личности. Если ваш ребенок ушел в школу, а вы купили ему другую золотую рыбку, он не заметит этого. Но если это будет собака или кошка — заметит. Если это будет его брат или сестра — тем более. Чем более развито существо, тем оно более уникально, и ни у кого нет мозга, повторяющего ваш — найдутся печень, легкие, сердце, которые могут быть такими же, но не мозг. В первые два года развития мозг активно растет за счет связей между клетками, и у каждого человека они образуют уникальный паттерн. Сознание — результат формирования этих связей на протяжении всей жизни, и вот почему так важна среда: она диктует то, что будет там отпечатываться.
Среда экранов имеет огромное
воздействие. Неврология давно уже
признала, что новые технологии изменят
сознание современного человека, это
новый виток эволюционного
Мичиганский университет провел исследования, в которых участвовали четырнадцать тысяч студентов, и они выявили существенный спад способности к сопереживанию. Ребенок, воспитанный на социальных сетях, теряет навыки межличностного общения — он не учится краснеть, заботиться, давать спонтанную эмоциональную реакцию, а главное, получать немедленный ответ от собеседника и строить реальный диалог. Ведь мозг человека до сих пор работает так, что впечатление о человеке мы на семьдесят процентов составляем из невербальной информации. Ее сложно получить, общаясь через мессенджер.
Мы все становимся немного аутистами, когда замыкаем себя в двухмерном пространстве. Есть такой препарат — «Риталин», который в Англии разрешен и прописывается при расстройствах внимания — за последние десять лет его стали прописывать в три раза чаще, преимущественно молодым людям и детям. Несмотря на обширную полемику вокруг этого вопроса, есть поводы утверждать, что это связано с компьютерами: у ребенка, который проводит по 4 часа в день за компьютерной игрой, развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности, который потом мешает ему учиться в школе. В 1999 году люди писали в Livejournal, что у них есть кот, в 2004-м — выкладывали фото и видео этого кота, в 2010-м они могут писать в твиттер раз в час о том, что их кот чихнул. Большинство пользователей начинает сообщать друг другу о том, что никому не нужно знать, просто потому, что у них есть такая возможность. Это напоминает поведение маленького ребенка, который говорит: «Мама, посмотри, я надел носок!» и постоянно нуждается в том, чтобы на него обратили внимание, потому что таким образом он получает подтверждение собственному существованию. Такое поведение ненормально для взрослого человека, прошедшего процесс социальной адаптации. Еще одна опасность заключается в том, что большинство виртуальных действий не имеют необратимых последствий. Страницы в социальных сетях можно редактировать, комментарии — удалять и добавлять, умирая в компьютерной игре, человек в большинстве случаев можно восстановить свой персонаж и продолжить. В жизни это не так, но воспитывая мозг в среде, где действия не влекут за собой последствия, мы получаем человека, просто не умеющего адекватно оценивать риск. Это связано с влиянием на область префронтальной коры головного мозга, отвечающую за логические связи — она, например, слабо развита у детей и шизофреников, которые с трудом концентрируются, легко реагируют на внешние раздражители и мыслят противоположно большинству взрослых людей — от когнитивного к чувственному. Любой западный ученый приведет пример Финниаса Гейджа — рабочего, выжившего после травмы в лобной части с повреждением префронтальной коры головного мозга. Этот человек поправился и даже вышел на работу, и прошло несколько дней, пока люди вокруг него заметили, что он сильно изменился. Он стал давать обещания, которых не мог выполнить, заключать рискованные пари и проявлять сверхъестественное безрассудство. В итоге он спился и был довольно быстро уволен с работы несмотря на то, что физически вполне был способен вести нормальную жизнь.
У книги хватает минусов: с точки зрения человека экранной культуры — это ее статичность, линеарность. Но за счет этих качеств она дает нам идею последовательности. Книга — это всегда ряд предложений, абзацев, глав. Книга сама даёт нам возможность проявить свою фантазию. Создать свою картину. В ней есть начало, продолжение, конец, будь то сюжет или поступательное развитие идеи. Жизнь каждого из нас — тоже хронологическая последовательность, и, разумеется, на самом деле она очень сильно отличается от того, что мы выкладываем на свою страницу в facebook или вконтакте. Человек вращаясь в информационном потоке теряет возможность мыслить последовательно, структурно. Потому что если вы знаете много вещей, но не проделываете мыслительную работу для того, чтобы их друг с другом связать, они остаются разрозненным набором фактов. Теряется навык обрабатывать информацию и создавать из нее контекст. Если человек при чтении книги гонится за сюжетом, пропуская размышления автора, не вдумываясь в то, какую мысль автор хотел вложить в предложение, то он не научится мыслить. Трёхлетнего ребёнка можно научить пользоваться гуглом, но какая из этого польза если его не научили задавать и формулировать вопросы? Человек пропускает через себя слишком много информации и попросту не может оставить её на долго в мозгу. Через некоторое время он теряет возможность адекватно оценивать факты.
Часть 2. Зависимость
Каждый наркотик содержит
компонент, вызывающий удовлетворение, и
если социальные сети вызывают зависимость,
они тоже должны иметь такой элемент. Очень
интересное исследование из Университета
Bath попытались определить эти компоненты,
заключив в итоге.
Пользователи получают различные виды
использования и удовлетворения от социальных
сетей, включая традиционное удовлетворение
от контента наряду с формированием социального
капитала, взаимодействием, наблюдением
и серфингом в социальных сетях. Различных
видов использования и удовлетворения
"относятся к дифференциальной модели
использования, со стремлением удовлетворения
В то время как уровень зависимости
от социальных сетей в других частях мира,
возможно, не является столь же значимым
как зависимость от онлайн-игр в некоторых
азиатских странах например. Но при быстром
развитии социальных сетей, их доступности
и числа возможных типов взаимодействия,
ставит новые актуальные проблемы для
разработки твердых диагностических критериев.
Из-за академической прокрастинации п
Есть много факторов, определяющих характеристики
Интернет-зависимости и зависимости от
социальных сетей в различных частях мира.
Природа и масштабы этих проблем - не только
страдания от технического прогресса
и число компьютеров, подключенных к Интернету
на душу населения, и другие подобные количественные
данные, но и культурные факторы, также
являются ключевыми в определении локальных
снижений этих зависимостей.
После серии из 10 смертей в интернет-кафе, связанных с сердечной недостаточностью и играми с элементами жестокости, Южная Корея считает интернет-зависимость одной из наиболее серьезных проблем общественного здравоохранения. Используя данные с 2006 года, по правительства Южной Кореи определили, что около 210000 южнокорейских детей (2,1%; возрасте 6-19) страдают от интернет-зависимости и нуждаются в лечении. Около 80% нуждающихся в лечении возможно потребуется употреблять психотропные препараты, от 20% до 24% нуждаются в госпитализации.
Поскольку средний южнокорейский школьник тратит около 23 часов в неделю на игры, еще 1,2 млн. относятся к группе риска интернет-зависимости. Им также требуются основные консультации. В частности, терапевты беспокоиться по поводу увеличения числа лиц, бросивших школу или уволившихся с работы, чтобы тратить время на компьютеры. По состоянию на июнь 2007 года Южная Корея подготовила 1043 консультантов в лечении Интернет-зависимости, а также 190 больниц и лечебных центров.
Часть 3. Положительная сторона социальных сетей
Люди, не имеющие возможности общаться в действительности имеют отличную альтернативу. Без всяких проблем, на сегодня, они уже могут не только переписываться, но уже и видеть и слышать своего собеседника, обмениваться новостями, фотографиями, музыкальными предпочтениями, любимыми видеороликами и фильмами. И это действительно очень удобно. Все, все без исключения, кто имеет возможность пользования интернетом могут воспользоваться таким шансом! И Бывшие одноклассники, однокурсники и родственники, живущие вдалеке друг от друга! Так же в социальных сетях они могут найти для себя очень много интересного, познавательного и поучающего. Могут найти единомышленников, людей с их интересами. Многие пользователи социальных сетей ведут свои так называемые "онлайн дневники", читать которые имеют возможности и другие пользователи той же социальной сети, в них могут делиться жизненным опытом, ситуациями, просто делиться эмоциями, творчеством, предоставляя его на всеобщее обозрение, критику и похвалу.
Теперь каждый может являться
одновременно и средством массовой информации,
и аудиторией. Так реализовывается древняя
потребность человека – в графоманстве.
Вы можете писать что угодно, как угодно
– ваши читатели оценят, получается или
нет. Можно и не обладать талантом журналиста,
а просто публиковать краткую, но полезную
информацию. Блоги, которые тоже являются
соцсетями, построены на данном принципе.
Стоит еще добавить, что социальные сети
- хорошая площадка для рекламного бизнеса.
Если вы занимаетесь коммерческой
или организаторской деятельностью, то
лучше аудитории не найти, тем более что
вы сами можете определять характер этой
аудитории. Здесь мы сталкиваемся с побочным
элементом - спамом. Спам - это по сути один
из механизмов PR-технологий, но иногда
он может быть очень назойливым.
Таким образом, для человека, интересующегося
тем, что происходит в мире, в городе или
в каком-то определенном круге, социальные
сети – незаменимое средство получения
такой информации. Если же вы далеки от
политики, тот же «ВКонтакте» подарит
вам массу полезных домашних или профессиональных
советов. Главное – подписаться на нужные
«паблики». К тому же, вы всегда будете
на связи со своими друзьями, коллегами,
однокурсниками. Они также нужны компаниям
для того, чтобы быть в курсе тенденций
и настроений сотрудников, их конфликтов
и недовольств руководством. Зная о социальных
процессах, происходящих в вашей организации,
вы сможете вовремя предотвратить скандалы,
уладить неустройства и поддерживать
командный дух.