Церковная благотворительность в 2-ой половине 19 – начале 20 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:47, доклад

Краткое описание

В 1864 году Александром II было принято законодательство о церковныхбратствах и церковно-приходских попечительствах, допускавшее ирегламентировавшее церковную благотворительность. С 1866 года учреждение примонастырях благотворительных и воспитательных заведений сделалось обязательнымдля каждой вновь открываемой обители. В указе обер-прокурора Синода графа Л. А.Толстого от 6 апреля 1866 года учредителям монастырей предлагалось"соединить с удобствами монашеской жизни цель благотворительную иливоспитательную". По этому указу в период с 6 апреля 1866 года по 1869 годбыло учреждено 10 монастырей со школами, богадельнями и приютами. С 1870 годапо 1886 год было учреждено 37 монастырей, занимающихся благотворительностью. В1889 году при приходских храмах было 660 богаделен и 480 больниц.

Файлы: 1 файл

история соц. работы.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Церковная благотворительность  в 2-ой половине 19 –  начале 20 вв. 

    В 1864 году Александром II было принято  законодательство о церковныхбратствах и церковно-приходских попечительствах, допускавшее ирегламентировавшее  церковную благотворительность. С 1866 года учреждение примонастырях благотворительных и воспитательных заведений сделалось обязательнымдля каждой вновь открываемой обители. В указе обер-прокурора Синода графа Л. А.Толстого от 6 апреля 1866 года учредителям монастырей предлагалось"соединить с удобствами монашеской жизни цель благотворительную иливоспитательную". По этому указу в период с 6 апреля 1866 года по 1869 годбыло учреждено 10 монастырей со школами, богадельнями и приютами. С 1870 годапо 1886 год было учреждено 37 монастырей, занимающихся благотворительностью. В1889 году при приходских храмах было 660 богаделен и 480 больниц.

    В 1882 году святым праведным Иоанном  Кронштадтским был построен "ДомТрудолюбия", получивший известность как просветительно-благотворительноеучреждение, которое давало каждому возможность получать помощь не как подаяние,а как награду за известный труд. Целью этого дома призрения было стимулированиетрудовой деятельности, что не достигалось, как правило, частной милостыней. Втаком "Доме Трудолюбия" протоиерей Иоанн Кронштадтский разместилблаготворительные учреждения, в которых неимущие не только работали, но иучились, лечились, могли отдыхать, получать пособия, ночлежный приют и т.д.Здесь была предпринята попытка заменить милостыню коллективным трудом самихнуждающихся, самообеспечением, заменить чувство жалости на сострадание, чтоявилось важным шагом на пути институционализации социального служения РусскойПравославной Церкви.

    Существенной  стороной милосердно-благотворительной  деятельности былосоздание благотворительных  обществ при Санкт-Петербургских городских больницахво 2-ой половине XIX века. Самое старейшее из них было основано в 1866 году приСанкт-Петербургской городской Обуховской больнице, в то время как самигородские больницы возникли уже в XVIII столетии именно "с целью призрениянеимущих больных". Прежде же, "главной... и единственной задачейкаждой городской больницы... было заботиться о больном только со временипринятия его на больничную кровать до времени... выписки из больницы".

    Благотворительные общества при больницах заботились о больном и его семьеи после выписки из больницы, помогали семьям во время нахождения одного из ихчленов в больнице одеждой и деньгами, принимали на свое попечение ослабленныхвследствие перенесенной болезни людей, обеспечивали в случае необходимости ихмедикаментами и протезами. Желающим отправиться на родину бесплатнопредоставляли такую возможность. Бесприютных детей больных или умерших вбольнице родителей благотворительные общества принимали на свое попечение.

    Характерно, что при таких городских больницах обычно строились церкви, а благотворительныеобщества, как раз и создавались при больничных храмах. Так, в Обуховскойбольнице благотворительное общество существовало при церкви Божией Матери"Всех скорбящих Радость".

    Подобные  общества, чья деятельность проистекала из христианской любви кближнему, возникли и при других городских больницах – при больницах святойМарии Магдалины (1874 г.),святителя Николая Чудотворца (1874 г.), при Петропавловской (1875 г.), Александровской (1875 г.), Калинкинской (1879 г.) и др. клиниках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15.Развитиегосударственной  системы призрения в 18 веке.

В XVII – XVIII веках  была особенно распространенаформа 

призрения посредством  работных домой, куда помещались лица, просящие милостыню,для 

обязательных  работ.

Период с 1725 по 1762 гг. вошел в историю России как«эпоха дворцовых переворотов». За 37 лет на престоле сменилось шестьимператоров и императриц: Екатерина I (1725-1727), Петр II(1727-1730), Анна (1730-1740), Иван VI ( 1740-1741 ), Елизавета (1741-1761), Петр III (17611762).В целом же неустойчивость власти не способствовала делу укрепления инормализации системы государственного призрения. Считается, что в периодправления Екатерины 1, а затем и Елизаветы Петровны, происходит заметноеухудшение в этой области. В целом главенствующим направлением в социальнойработе становится ужесточение мер по борьбе с нищенством, то есть происходитдальнейшая регламентация системы наказаний. В марте 1726 г. издается указЕкатерины 1 о необходимости подыскания особых домов для приема и призрениянезаконнорожденных. Однако принятия каких-либо практических мер в этомнаправлении не наблюдалось, и вскоре даже те приюты, которые открылись при Петре1,прекратили существование. Некоторое оживление внимания правительства кпроблемам призрения относится к правлению Анны Иоанновны. Было осуществлено триосновных мероприятия: Строительство новых богаделен. По указу, изданному вавгусте 1733 г.,немые и умалишенные нищие должны были направляться в Святейший Синод, а оттудаопределяться на содержание в монастыри «для прокормления и исправления в умеих». Императрица издает в феврале 1748 года указ в котором за выдачу паспортовбольным и престарелым крестьянам устанавливалось обложение «немалым штрафом»губернаторов и воевод. Это было сделано для того, чтобы противостоятьстремлению многих помещиков избавляться от заботы о «прокормлении» своихкрепостных крестьян, получивших увечье, больных или престарелых выдачей импаспортов для ухода в город для сбора милостыни. В указе предписывалосьпомещикам и прочим владельцам крестьян обеспечивать их содержание. Этимерыограничивали наплыва нищих в города, а также усиливали ответственность ихвладельцев и высших представителей государственной власти за организациюпризрения немощных, что было очень прогрессивно для того времени. Особойзаботой и вниманием Елизавета наделила увольняемых из армии раненых и увечныхвоеннослужащих, по указу от 13 января 1760 года повелевалось строитьспециальные инвалидные дома во всех губерниях. Немного нового в делоблаготворительности внесло и краткое пребывание на российском престолеимператора Петра III. Стало очевидным, что у государства не хватает денег насодержание все увеличивающегося числа нищих и богаделен. Поэтому указами вфеврале и марте 1762 гпредусматривалось, что содержание богаделенных и инвалидов, а также отставныхунтерофицеров и солдат, не имевших источников пропитания, возлагалось на доходыс монастырских имений. Наконец, в апреле 1762 г. последовало указание императора остроительстве специальных домов для умалишенных (так называемых «долгаузов»)вне монастырей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19.Влияние реформ  Александра II на систему общественного  призрения 

  Этапным  моментом вразвитии местного  самоуправления в России оказались  земская (1864 г.) и городская (1870 г.).реформы АлександраII. Положением о земских учреждениях создавались выборные земские собрания(губернские, уездные), которым поручалось общее заведование местнымихозяйственными делами, включая школы, больницы, дома призрения и т.п. Властноевлияние общины («мира») на жизнь крестьян было исключительно велико. Общинные(артельные) традиции прочно укоренились в сознании русского и близких емународов.

   Органамигородского  самоуправления были городская  дума и городская управа. Ноодновременно  с ними на местах существовали  и органы государственнойвласти. Земские и городские органы не были подчинены местной государственнойадминистрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем министравнутренних дел и губернаторов.

Информация о работе Церковная благотворительность в 2-ой половине 19 – начале 20 вв