Ценности и их роль в социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:34, реферат

Краткое описание

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Оглавление

Введение
1. Ценности: понятия, сущность, виды
2. Философия ценностей
3. Ценности жизни и культура современной молодёжи
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

План.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.


Тематические вопросы.

1. Расскажите про культуру как совокупность материальных и духовных ценностей.

Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как "мир воплощенных ценностей", различая ценности-средства и ценности-цели

2. Расскажите про духовные ценности.

Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

3. Объясните в чём заключается философия ценностей.

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

4. Расскажите про становление подрастающего поколения.

Современное подрастающее поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в себя и общество. Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о «прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы». Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют «все и вся», занимаются поисками «врагов», на которых можно было бы свалить причины всех бед. Третьи, отчаявшись, уходят в «никуда», становятся на преступный путь, превращаются в алкоголиков и наркоманов. Четвертые ищут «путь к богу», вступают в различные секты, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, объективно оценивают новые реалии, ищут пути решения возникающих проблем.

5. Раскройте понятие «возможности финансового самоутверждения личности».

В последние годы появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего. В.П. Тугаринов писал: «Цель отличается от потребности и от интереса. Без потребностей и интересов не было бы ценностей, но потребности и интересы сами по себе ценностями не являются. Голод и жажда - вовсе не ценности, это - страдания. Ценностями оказываются хлеб и вода, т.е. вещества, которые удовлетворяют, погашают эти страдания».

 

Прямые вопросы.

1. Что такое «дихотомия»?

Дихотомия - раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой.

2. С чем неразрывно связаны ценности?

Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля.

3. Какие эколюционные типы развития выделяет Н.С. Розов?

Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание.

4. С чем рассматривается проблема ценностей в философии?

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей.

5. Что по мнению В.П. Тугаринова является ценностями?

В.П. Тугаринов писал: «Цель отличается от потребности и от интереса. Без потребностей и интересов не было бы ценностей, но потребности и интересы сами по себе ценностями не являются. Голод и жажда - вовсе не ценности, это - страдания. Ценностями оказываются хлеб и вода, т.е. вещества, которые удовлетворяют, погашают эти страдания».

 

 

Тестовые вопросы.

1. Что такое фрустрация?

А) это время, свободное от профессиональной занятости и домашних обязанностей.

Б) это психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

В) это состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение.

Г) приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п.

Д) система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.

2. Что относится к материальным ценностям?

А) дружба

Б) здоровье

В) счастье

Г) дом

Д) любовь

3.  Что такое аксиология?

А) отклонение в системе социальных норм, разрушение единства культуры.

Б) предположение о взаимосвязи между независимой и зависимыми переменными.

В) философское исследование природы ценностей.

Г) положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам.

Д) это процесс освоения индивидом культуры.

4. Что такое энтропия?

А) такая количественная и качественная неопределенность состояния общественной системы, при которой дальнейший процесс ее развития может иметь разные исходы.

Б) совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.

В) особый тип организации, особая система управления, основанная на подчинении человека не другому человеку, а безличной системе.

Г) время, свободное от профессиональной занятости и домашних обязанностей.

Д) социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте.

5. Что является приоритетной задачей социологии?

А) формирование математического мышления.

Б) формирование представления о специфике истории как науки.

В) формирование экономического мышления.

Г) изучение способов построения литературных произведений.

Д) анализ духовных ценностей и социальных процессов.

6. Что относится к духовным ценностям?

А) любовь

Б) деньги

В) машина

Г) одежда

Д) дом

7. Что такое дихотомия?

А) психологическое состояние, характеризующееся чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда индивид ставится перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм.

Б) поведение, нарушающее социальные и культурные нормы общества.

В) раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой.

Г) нарушение функции, потеря системой равновесия.

Д) единичный представитель человеческого рода, носитель соц. и псих. черт.

8. Что такое ценностное мироотношение?

А) объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства.

Б) онтологическое отношение, связывающее человека с реальным миром, в котором он живет.

В) отношения смежности и расстояния между двумя объектами.

Г) отношения неполного дополнения.

Д) отношения делового равноправия с элементами соперничества и конкуренции при разных целях партнеров.

9. Какие ориентации детерминируют социальный статус и социальное самочувствие современной молодежи?

А) Мировоззренческие

Б) политические,

В) нравственные

Г) ценностные

Д) все ответы верны

10. «Голод и жажда - вовсе не ценности, это - страдания. Ценностями оказываются хлеб и вода, т.е. вещества, которые удовлетворяют, погашают эти страдания» - чьи это слова?

А) П. Тугаринов

Б) С. Розов

В) Н. Кареев

Г)  П. Сорокин

Д) Б. Кистяковский

 

Правильные ответы:

1. Б

2. В

3. Г 

4. А

5. Д

6. А

7. В

8. Б

9. Д

10. А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Барабанов В.В. Обществознание / В.В. Барабанов, В.Г. Зарубин. – Москва: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2005. - 334 с.

2.      Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – Москва: 1999. – 237 с.

3.      Кузнецов В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – Москва: ИНФРА-М, 2003. – 518 с.

 

 

 

 

 

 





Информация о работе Ценности и их роль в социализации личности