Бумажная архитектура как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:25, реферат

Краткое описание

Бумажная архитектура – явление отнюдь не новое. Примеры можно найти даже в относительно далеком прошлом, однако в последние десятилетия она получила стремительное развитие и распространение и стала определять лицо как нашей архитектуры, так и архитектуры зарубежной. Для того чтобы рассмотреть бумажную архитектуру как явление в истории зодчества и как социальное явление, нужно сначала определиться с границей того, что мы, собственно, считаем «бумажной архитектурой». Необходимо разделять понятия «нереализованная архитектура» и «бумажная архитектура», иначе можно запутаться в терминологии и любое не построенное здание отнести к бумажной архитектуре, хотя это не так. Бумажная архитектура обрела популярность в 80-х годах прошлого века благодаря таким архитекторам как, например, М.Филиппов, И.Уткин, А.Бродский, М.Белов которые считаются ее основоположниками. Их работы – это произведения графики, вообще не предназначенные для постройки.

Оглавление

Введение. Понятие «бумажная архитектура»…………………………………………………3
История возникновения бумажной архитектуры в России…………………………….3
Бумажная архитектура как социальное явление в России……………………………..4
Зарубежные представители «Бумажной архитектуры». Аркигрэм……………….7
Город включений «Plug in city»……………………………………………………………………….7
Живой город «Living city»…………………………………………………………………………………8
Заключение………………………………………………………………………………………………………10
Список использованной литературы………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

Bumazhnaya_arkhitektura_kak_sotsialnoe_yavlenie.docx

— 796.66 Кб (Скачать)

   Группа Аркигрэм постепенно выходит за пределы архитектуры, все больше углубляясь в популярную массовую культуру. Ее члены создают ряд проектов с технической идеей, в которых функция также доводится до абсурда, превращается в гротеск. Затем все архитектурные находки этой группы постепенно покидают просторы выставок и переселяются на страницы различных журналов и комиксов. Так постепенно появляется новый вид бумажной архитектуры в условиях постмодернизма – «журнальная архитектура». В ней используются все те же символы, сформировавшиеся ранее, появляется большое количество текста, подражание конструкторским чертежам и проч. В итоге группа доходит до полного абсурда, предлагая проекты дома-одежды – упаковки человеческого тела, которая может трансформироваться в дом, пальто и даже в автомобиль. Город в их проектах становится еще более хаотичным, превращаясь в бессвязный набор капсул, которые рассыпаются по бескрайним природным ландшафтам. Следует также отметить, что проекты Аркигрэм были утопичны и антиутопичны одновременно. Здесь прослеживается некая амбивалентность, которая тоже является характерной чертой постмодернизма.

  Аркигрэм определил многие тенденции в современной архитектуре, например, концепция сборки зданий из фабричных деталей и его последующая изменяемость по любому желанию заказчика, то есть концепция мобильного здания. Именно Аркигрэм стал вводить в раскраску зданий сразу много цветов, что потом активно использовалось во многих современных зданиях. Считается, что именно от этой группы произошел популярный стиль хай-тек.

  Однако к этой группе также  оставалось довольно много претензий, в числе которых невнимание  к реальным проблемам мегаполисов  и городов, чрезмерная утопичность  проектов и другие.

 

Заключение

  Несмотря на очевидное различие  между тенденциями, прослеживавшимися  в экспериментах советских архитекторов  и архитекторов зарубежных, следует  отметить некоторую схожесть  в направлении их мыслей. Во-первых, это стремление отойти от парадигмы  модерна и перейти в парадигму  постмодерна, в котором существуют  свои правила, свое понимание  взаимодействия человека и общества. Очевидна даже схожесть приемов  – ирония, черный юмор, абсурд, а также постепенный отход от реальности. С переходом в постмодерн понимание человека сильно изменилось. Это больше не индивидуум, это – дивид. Или, если пользоваться термином Делеза – ризома – нечто, похожее на запутанную корневую систему растений, в котором нет ни начала, ни конца, ни центрирующего принципа. Это больше не целостная структура, это полный отказ от иерархичного принципа. Человек теперь часть огромной разветвленной сети, будь то сеть Интернет или любая другая сеть. Человек стал функционировать совершенно по-новому, что потребовало от деятелей архитектуры немедленного ответа на эти системные изменения. Подобные изменения как раз и обусловили появление таких проектов, которые предлагает группа Аркигрэм – нечто аморфное, запутанное, сложное, во многом иррациональное. Появление подобных концепций может быть обусловлено еще и усталостью от чрезмерного насаждения функции, которое было характерно для эпохи модерна. Но эта эпоха закончилась, теперь позволительно создавать проекты, где функция доводится до абсурда или же вообще снимается за ненадобностью, уступая место ощущению, как основополагающему принципу в архитектуре. Сейчас появилось большое число проектов с городами – капсулами, домами –капсулами, то есть провозглашается принцип изменяемости, мобильности системы. Именно таким сейчас представляется человек, и социум, как его продолжение – нечто, не имеющее никаких постоянных свойств, нечто, способное приспосабливаться и отвечать любым системным изменениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

«Остров стабильности». Уткин,Бродский                 Уткин, Бродский

 


 

Plug in city                                                                         Walking city

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. А.Белов. История бумажной архитектуры. Критическое исследование в шести главах.
  2. A. Раппапорт Бумажная архитектура. Пост-скриптум . SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS, 2006
  3. А.В.Сикачев. Научно-проектный эксперимент как специфическая разновидность архитектурного творчества. Архитектурная наука в МАРХИ. Информационный выпуск 1. М., «Ладья», 1997
  4. Сорокин П.А. «Символы общественной жизни»
  5. Зиммель Г. «Социологический этюд»
  6. Спенсер Г. «Основания социологии»
  7. А.В.Сикачев. Виртуальная реальность несбывшейся архитектуры. Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАрхИ. М., «Архитектура–С», 2009.
  8. Ж. Бодрийяр «Прозрачность зла», М. 2000г.
  9. Ж. Делез, Ф. Гваттари «Анти-Эдип»
  10. Комаров К. статья 2009 г. «Септима»
  11. Иконников А. В. Зарубежная архитектура. От «новой архитектуры» до постмодернизма
  12. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985

 

 

1  Раппапорт А.Г. статья «Бумажная архитектура. Пост-скриптум»

2 Там же

3 Там же

4 А.В.Сикачев. Научно-проектный эксперимент, как специфическая разновидность архитектурного творчества. Архитектурная наука в МАРХИ. Информационный выпуск 1. М., «Ладья»,1997г.

5 Ж.Делез

6 Комаров К. статья 2009 г.

 

 


Информация о работе Бумажная архитектура как социальное явление