Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 17:52, курсовая работа
Целью работы является изучение понятия, целей, последовательности этапов анализа количественных данных.
Достижение данной цели определило постановку и решение следующих задач:
- дать определение понятию «анализ данных»;
- изучить виды социологических данных;
- изучить структуру данных и стратегии анализа;
-определить последовательность этапов и цели анализа количественных данных;
Введение………………………………………………………………………..
Часть 1. Анализ количественных данных. Общая характеристика………...
1.1. Понятие «Анализ данных». Виды социологических данных…………..
1.2. Структура данных и стратегии анализа…………………………………
Часть 2. Последовательность этапов и цели анализа количественных данных………………………………………………………………………….
2.1. Связь анализа данных с другими этапами исследования. Основные цели анализа данных…………………………………………………………..
2.2. Основные этапы анализа данных………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………........................................
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГОУ ВПО КубГУ)
Кафедра социологии
Реферат
Анализ количественных данных: понятие, цели, последовательность этапов
Работу выполнил: Пломодьяло Е.В.
Факультет: ФИСМО
Специальность: социология
Курс: 2
Научный руководитель
К.соц.н. Белопольская Т.Н
Краснодар 2014
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Часть 1. Анализ количественных данных. Общая характеристика………... |
5 |
1.1. Понятие «Анализ данных». Виды социологических данных………….. |
5 |
1.2. Структура данных и стратегии анализа………………………………… |
8 |
Часть 2. Последовательность этапов и цели анализа количественных
данных……………………………………………………………… |
11 |
2.1. Связь анализа данных с другими этапами исследования. Основные цели анализа данных………………………………………………………….. |
11 |
2.2. Основные этапы анализа данных………………………………………... |
14 |
Заключение…………………………………………………… |
19 |
Список использованной литературы……………….............. |
20 |
Введение
Достаточно глубокое исследование социальной реальности невозможно без опоры на изучение конкретных фактов. Судить о сущности различных социальных явлений или процессов можно лишь на основе имеющихся или специально собранных эмпирических данных.
Эмпирический материал, собранный социологом, подвергается процедуре анализа, главной целью которого является поиск закономерностей функционирования и развития той или иной социальной общности, социального института и т.п. В самом общем виде анализом данных можно назвать совокупность действий, осуществляемых исследователем в процессе изучения полученных тем или иным образом данных с целью формирования определенных представлений о характере явления, описываемого этими данными. Сфера применения анализа данных в социологии чрезвычайно широка, однако в данной работе это понятие будет употребляться в узком смысле - в связи с изучением данных с применением математических (статистических) методов.
Целью работы является изучение понятия, целей, последовательности этапов анализа количественных данных.
Достижение данной цели определило постановку и решение следующих задач:
- дать определение понятию «анализ данных»;
- изучить виды социологических данных;
- изучить структуру данных и стратегии анализа;
-определить последовательность этапов и цели анализа количественных данных;
- выявить связь анализа данных с другими этапами исследования;
- определить основные цели анализа данных;
- изучить основные этапы анализа данных.
Важно отметить, что некоторые обстоятельства иногда заставляют сомневаться и в существовании дисциплины, именующейся просто "анализ данных". Свидетельством этого можно считать, например, то, что упомянутый термин в литературе понимается по-разному. Этот факт тоже существен для практики: чтобы получать корректные выводы, мы должны четко понимать, когда, в каких именно условиях и с какой целью можно использовать анализ данных, а это немыслимо без ясного представления о том, что это такое. Ответу на соответствующий вопрос и посвящена первая часть работы.
Вторая часть содержит описание последовательности этапов и целей анализа количественных данных.
Часть 1. Анализ количественных данных. Общая характеристика.
1.1. Понятие «анализ данных»
В социологии существует, как минимум, пять основных значений понятия «анализ данных»1: 1) совокупность действий, совершаемых в процессе изучения полученных эмпирических данных, для того чтобы сформулировать представление о характеристиках изучаемого явления, т. е. первичная обработка эмпирических данных; 2) процесс изучения статистических данных с помощью математических методов и моделей с целью более удобного и наглядного их представления, иначе говоря – математическая обработка данных; 3) понятие «анализ данных» употребляется как тождественное прикладной статистике; 4) процедуры «свертывания» информации, которые не допускают формального алгоритмического подхода, характерного для математических моделей; 5) исследовательская стратегия объяснения, интерпретации и понимания эмпирических данных, которая диктуется социологическим мировоззрением исследователя, его принадлежностью к тому или иному социологическому направлению или школе.
Эти основные значения (смыслы) понятия свидетельствуют, что существуют различные уровни анализа эмпирических данных2:
1) уровень теоретической парадигм
2) теории «среднего уровня» –
основной рабочий инструмент
социолога; в рамках таких теорий
как раз и задаются определенны
3) эмпирический анализ – первична
Помимо указанных значений понятия «анализ», существуют также конкретные виды анализа, применяемые в социологии: типологический, факторный, причинный, детерминационный, конверсационный, сравнительный (компаративистский), структурный, контент-анализ, контекст-анализ, дискурс-анализ и т. д.
В целом, любое социологическое исследование представляет собою анализ какого-либо фрагмента социальной реальности. Именно поэтому дефиниция термина «анализ» в социологии возможна только тогда, когда термин используется в определенных сочетаниях: логика анализа, стратегия анализа, модель анализа, первичный анализ данных, статистический анализ, вторичный анализ, математический анализ, гуманистический анализ, типологический анализ, факторный анализ и т. д.
Под методологией анализа данных чаще всего понимают систему знаний о взаимосвязи типов социологических данных, методов сбора (в том числе методов измерения), метаметодик и стратегий анализа данных. Социологические (или эмпирические) данные можно определить как первичную информацию любого рода, полученную в результате проведения одного из многочисленных типов социологического сбора информации. Все полученные данные можно разделить на несколько групп (видов) в зависимости от способа получения информации, ее характера, а также задач, приемов и методов обработки и анализа полученных сведений.
Можно выделить следующие виды социологических данных:
1) данные типа «государственная статистика»: социальные показатели (информация) самых различных сторон жизнедеятельности общества (статистические ежегодники по демографии, экономике, труду, занятости, здравоохранению, культуре, торговле и т. д.); данные переписи населения; исследования об условиях жизни; результаты выборов и референдумов; архивы предприятий и учреждений и др.;
2) данные, полученные с помощью вопросников «простой» структуры, т. е. результаты массовых опросов общественного мнения; «простые» опросники, как правило, отвечают на вопрос «Что это?»;
3) данные, полученные посредством анкет и интервью со «сложной» структурой (глубокие аналитические исследования), отвечающие на вопросы «Почему это?», «Зачем это?»;
4) данные об исследовании
5) текстовые и документальные данные самых различных типов, которыми оперируют обычно в качественных исследованиях.
Сфера применения анализа данных в социологии чрезвычайно широка, однако здесь это понятие будет употребляться в узком смысле - в связи с изучением данных с применением математических (статистических) методов.
Применение математического аппарата в анализе данных позволяет достичь следующих целей3:
● четко сформулировать свои представления об изучаемом объекте;
● абстрагироваться от множества реальных свойств объекта;
● анализировать большие объемы информации;
● получить научно обоснованное подтверждение содержательных предположений (гипотез) исследования, делать выводы, не лежащие "на поверхности";
● получить возможность экстраполировать (переносить) выводы, полученные в ходе обследования ограниченного числа объектов (выборочной совокупности) на более широкую совокупность (генеральную).
Однако необходимо отметить ряд обстоятельств, которые обуславливают определенную специфику использования статистических методов в анализе социологических данных.
Во-первых, на практике часто нарушается условие вероятностного порождения анализируемых данных. В социологии само определение вероятности в некоторых ситуациях может не иметь смысла.
Во-вторых, не всегда бывает ясно, каковы границы изучаемой генеральной совокупности. Имеется в виду, что даже в рамках одного исследования бывают альтернативные и множественные решения вопроса о генеральной совокупности.
В-третьих, для многих методов анализа не разработаны способы перенесения результатов их применения с выборки на генеральную совокупность.
В-четвертых, интересующие социолога данные, как правило, получены по шкалам низких типов - номинальной или порядковой, таким образом, с конструктами, полученными в результате измерения, исследователь не может обращаться также как с обычными числами.
1.2. Структура данных и стратегии анализа
Любые эмпирические данные всегда каким-то образом структурированы по своей форме. В зависимости от степени структурированности данные принято подразделять на следующие типы:
1) жесткоструктурированные –
Этот тип данных легко подвергается формализации и так же легко выражается в цифрах. Отсюда видно, что жесткоструктурированные данные чаще всего оказываются результатом массовых опросов;
2) слабоструктурированные – данные, существующие в текстовой форме, но при этом специально организованные. К ним, прежде всего, относятся тексты, полученные:
а) как ответы на открытые вопросы (с ограниченным полем поиска ответов); б) методом не оконченных предложений (тест на завершение предложения);
в) тестом двадцати самоопределений, предназначенным для измерения самоидентичности личности4;
г) при использовании метода репертуарных решеток (теория личностных конструктов Дж. Келли5).
Существуют и другие источники слабоструктурированных данных. Подобные источники можно условно разделить на различные форматы таких данных. Например, для одних только открытых вопросов может существовать большое число форматов.
3) неструктурированные – данные, существующие в виде текстов и полученные в процессе проведения разного вида интервью (нарративного, лейтмотивного и т. п.). Сюда относятся также тексты ответов на открытые вопросы с неограниченным полем поиска ответов и любые другие тексты или документы, к которым обращается социолог. Эти данные не формализованные, слабо организованные. Характер общей стратегии анализа определяется тем типом умозаключения, который выбирает социолог в зависимости от целей своего исследования. Если в качестве базового направления анализа избирается индуктивное умозаключение, то в этом случае стратегия анализа данных будет восходящей (от частного к общему).
Если же исследователь опирается на дедуктивное умозаключение, то стратегия анализа данных будет называться нисходящей (от общего к частному).
Эти две стратегии являются наиболее распространенными не только на стадии анализа данных, но и в ходе всего исследования, начиная с процедур определения задачи исследования, определения выборки, сбора данных и т.д.
Помимо этих двух существует, но применяется несколько реже, абдуктивная стратегия, которая сочетает в себе элементы как индукции, так и дедукции. Абдукция как вид умозаключения строится по схеме:
а) сбор отдельных фактов;
б) формулировка гипотезы, объясняющей совокупность фактов;
в) проверка демонстративной силы гипотезы (т. е. ее истинности).
Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных инструментов анализа, необходимо обратить внимание на основополагающую (фундирующую) роль общих социологических теорий в процессе анализа и интерпретации данных, а также их объяснения и понимания.
Информация о работе Анализ количественных данных: понятие, цели, последовательность этапов