Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:05, курсовая работа
Цель работы: научиться определять предельные отклонения, предельные размеры, допуски и посадки гладких цилиндрических, шпоночных, шлицевых и резьбовых соединений; выполнить расчеты размерных цепей; научиться обозначать на чертежах и эскизах допуски и посадки; уметь выбирать универсальные средства для контроля размеров деталей; освоить выполнение расчетов предельных и исполнительных размеров гладких рабочих предельных калибров для контроля валов и отверстий.
Техническое задание
Реферат
Введение
1 Расчет и выбор посадок с натягом
2 Расчет и выбор посадок подшипников качения на вал и в корпус
3 Выбор посадок шпоночных соединений
4 Определение допусков и посадок шлицевых соединений
5 Определение допусков и посадок резьбовых соединений
6 Расчет допусков размеров, входящих в размерные цепи
Заключение
Список использованных источников
Рисунок 1.3 – Гладкое цилиндрическое соединение:
а – в сборе; б – корпус; в – вал-втулка
2. РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ НА ВАЛ И В КОРПУС
Исходные данные для расчета и выбора посадок подшипников качения на вал и в корпус представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Исходные данные для расчета и выбора посадок подшипников качения.
Обозначение подшипника |
Радиальная нагрузка F, H |
Нагружение |
Перегрузка подшипника, % |
Особенности конструкции вала или корпуса | |
внутреннего кольца |
наружного кольца | ||||
301 |
1500 |
циркуляционное |
местное |
150 |
вал сплошной, корпус неразъемный |
Определили основные размеры подшипника по ГОСТ 8338–75:
d = 12 мм – диаметр внутреннего кольца; D = 37 мм – диаметр наружного кольца; В = 12 мм – ширина колец; r = 1,5 – радиус фаски. Класс точности подшипника – 5.
Выбрали посадку циркуляционно нагруженного кольца из условия интенсивности радиальной нагрузки по формуле
PF = K1∙K2∙K3 ,
где PF – интенсивность радиальной нагрузки, Н/мм; K1 – динамический коэффициент; K2 – коэффициент, учитывающий ослабление посадочного натяга при полом вале и тонкостенном корпусе; K3 – коэффициент неравномерности радиальной нагрузки.
Для заданных условий нагружения подшипникового узла выбираем коэффициенты: K1 = 1 – при перегрузке 150%, K2 = 1 – при сплошном вале и неразъемленном корпусе; K3 = 1 – при однорядном подшипнике.
Подставив исходные данные в формулу, получим
Используя полученное значение PF , выбираем поле допуска вала jS6, т.е. посадку внутреннего кольца подшипника и вала LO/ jS6.
Для построения схемы расположения полей допусков посадки внутреннего кольца и вала нашли отклонения внутреннего кольца подшипника класс точности РО или О по среднему диаметру dm : ES = 0; EJ = -7 мкм.
мкм
8
4
0
4
8
Рисунок 2.1 – Схема расположения полей допусков внутреннего кольца подшипника и вала.
Вычислили предельные размеры: наибольший и наименьший средние диаметры внутреннего кольца
dm max = dm + es = 12 + 0 = 12 мм;
dm min = dm + ei = 12 + (- 0,007) = 11,993 мм;
наибольший и наименьший диаметры вала
dmax = d + es = 12 + 0,0055 = 12,0055 мм;
dmin = d + ei = 12 + (- 0,0055) = 11,9945 мм;
Натяги (зазоры) определили по формулам:
Nmax = dmax – dm min = 12,0055 – 11,993 = 0,0125 мм;
Nmin = dmin – dm max = 11,9945 -12 = -0,0055 мм,
т.е. вместо наименьшего натяга получился зазор.
Для гарантирования неподвижности соединения необходимо, чтобы наименьший табличный натяг циркуляционно нагруженного кольца Nmin.т был больше или равен наименьшему расчетному натягу Nmin.р.
Nmin.т ≥ Nmin.р.
Наименьший расчетный натяг определили по формуле
13R Kк
103 (B – 2r)
где Кк – конструктивный коэффициент, определяемый при циркуляционном нагружении:
внутреннего кольца по формуле
1
1 – (d / d0)2
наружного кольца по формуле
1
где d0 и D0 – приведенные диаметры (в мм):
D – d
D0 = D – .
4
Подставив исходные данные в формулы, определим:
приведенный диаметр
конструктивный коэффициент
1
1 – (12/ 18,25)2
после чего рассчитали наименьший натяг, гарантирующий неподвижность соединения
13 ∙ 1500 ∙ 1,76
103 (12 – 2 ∙ 1,5)
В ранее выбранной посадке 12 LO/jS6. Nmin = - 0,0055 мм, т.е. не соблюдается условие Nmin.т ≥ Nmin.р. , поэтому необходимо назначить другую посадку.
Выбираем посадку 12 LO/m6, для которой Nmin.т = 7 мкм, а
Nmax.т = 28мкм.
Построили схему расположения полей допусков для посадки
12 LO/m6 и определили основные ее параметры (рис. 2.2 а).
Основное отклонение вала 12 LO/m6 нижнее ei = + 7 мкм, второе отклонение верхнее es = ei + JT6 = 7 + 11 = 18 мкм.
Наибольший и наименьший диаметры вала:
dmax = d + es = 12 + 0,018 = 12,018 мм;
dmin = d + ei = 12 + 0,007 = 12,007 мм;
Наибольший, наименьший и средний натяги находим по формулам:
Nmax = dmax – dm min = 12,018 – 11,993 = 0,025 мм;
Nmin = dmin – dm max = 12,007 – 12 = 0,007 мм;
Nmax + Nmin 0,025 + 0,007
Nm = = = 0,016 мм.
2 2
Проверили наличие зазора между телами качения и дорожками колец после осуществления посадки Sn, (в мкм) при циркуляционном нагружении:
внутреннего кольца по формуле
Sn = Gr – δ’d;
наружного кольца по формуле
Sn = Gr – δ’D,
где Gr – зазор в состоянии поставки определяется по формуле
где Gr max и Gr min – наибольший и наименьший зазоры, зависящие от группы зазоров (ГОСТ 24810-81), δ’d и δ’D – наиболее вероятностные деформации внутреннего и наружного колец при посадке определяются по формулам:
δ’d = Nb ∙ d/d0;
δ’D = Nb ∙ D0/D,
где Nb – вероятностный натяг принимаем
Nb = 0,85 Nm.
Если в результате расчетов полученная величина Sn > 0, то выбранная посадка при данной группе зазоров подшипника гарантирует наличие зазора после посадки, если Sn < 0, то следует выбрать подшипник из группы с большими зазорами.
Определяем вероятностный
Nb = 0,85 ∙ 0,016 = 0,0136 мм .
Вычислили вероятностную деформацию внутреннего кольца:
δ’d = 0,0136 ∙ 12/18,25 = 0,0089мм = 8,9 мкм.
Следовательно, чтобы не произошло заклинивая шариков при посадке подшипника, средний (нормальный) радиальный зазор подшипника в состоянии поставки Gr должен быть больше 11 мкм. Gr min = 11 мкм;
Gr max = 25 мкм.
Тогда зазор между телами качения
и дорожками колец после
Sn = 18 – 8,9 = 9,1 мкм.
Проверили возможность
внутреннего кольца по формуле
Nдоп = ;
(2Кк – 2) ∙ 103
наружного кольца по формуле
11,4 ∙ [σР] ∙ Кк ∙ D
Nдоп = ;
(2Кк – 2) ∙ 103
где Nдоп – допускаемый натяг, не вызывающий разрушения колец, мкм;
[σР] = 40 Н/мм2 – допускаемые напряжения при растяжении подшипниковых сталей; Кк – конструктивный коэффициент.
Для проверки в рассматриваемом варианте прочности на разрыв внутреннего кольца подставили исходные данные в формулу:
11,4 ∙ [400] ∙ 1,76 ∙ 12
Nдоп = = 63,38 мкм.
(2 ∙ 1,76 – 2) ∙ 103
Если Nдоп > Nmax.т, а в данном случае 63,38 > 28, то выбранную посадку Ø 20 LO/m6 принимаем окончательно.
Выбираем посадку местно нагруженного кольца, исходя из вида нагружения, конструктивных особенностей. В рассматриваемом примере посадка наружного кольца в корпус Ø37 JS7/lO.
Для построения схемы расположения полей допусков посадки наружного кольца и корпуса нашли отклонения наружного кольца класса точности 5 по номинальному (среднему) диаметру Dm: es = 0;
ei = – 7 мкм. Верхнее отклонение ES = +12 мкм, нижнее EJ = -12 мкм.
Вычислили предельные размеры:
наибольший и наименьший средние диаметры наружного кольца
Dm max = Dm + es = 37 + 0 = 37 мм,
Dm min = Dm + ei = 37 + (– 0,007) = 36,993 мм;
наибольший и наименьший диаметры отверстия корпуса
Dmax = D + ES = 37 + 0,012 = 37,012 мм,
Dmin = D + EJ = 37 + 0,012 = 36,988 мм.
Зазоры (натяги) определили по формулам:
Smax = Dmax – Dm min = 37,012 – 36,993 = 0,019 мм;
Smin = Dmin – Dm max = 36,988 – 37 = – 0,012 мм.
мкм
20
ES=+12
10
0 + es=0 JS7 ES=0
–
lo LO
EJ=–7
-10 ei=–9
а) б).
Рисунок 2.2 – Схемы расположения полей допусков:
а – наружного кольца подшипника и корпуса;
б – внутреннего кольца подшипника и вала.
Выполнили эскизы подшипникового узла и деталей с указанием посадок, отклонений размеров, формы и шероховатости поверхностей
(рисунок 2.3).
Выполнили расчет предельных
и исполнительных размеров
Н = 4; Z = 3,5; Y = 3; H1 = 3; Z1 = 2,5; Y1 = 2.
Предельные размеры проходной (Пр) и непроходной (НЕ) калибров-пробок:
Пр max = Dmin + Z + H/2 = 36,988 + 0,0035 + 0,004/2 = 36,9935 мм;
Пр min = Dmin + Z – H/2 = 36,988 + 0,0035 – 0,002 = 36,9922 мм;
Пр изн = Dmin – Y = 36,988 – 0,003 = 36,985 мм;
НЕ max = Dmax + H/2 = 37,012 + 0,002 = 37,014 мм;
НЕ min = Dmax – H/2 = 37,012 – 0,002 = 37,01 мм.
Предельные размеры проходной (Пр) и непроходной (НЕ) калибров-скоб:
Пр min = dmax – Z1 – H1/2 = 12,018 – 0,0025 –0,0015 = 12,014 мм;
Пр max = dmax – Z1 + H1/2 = 12,018 – 0,0025 + 0,0015= 12,017 мм;
Рисунок 2.3 – Обозначение допусков и посадок подшипников качения на чертежах: а – узла в сборе; б – корпуса; в – вала.
Пр изн = dmax + Y1 = 20,021 + 0,02 = 20,023 мм;
НЕmax = dmin + H1/2 = 20,008 + 0,004/2 = 20,01 мм;
НЕmin = dmin – H1/2 = 20,008 – 0,004/2 = 20,006 мм.
Исполнительные размеры:
проходной пробки
Пр исп = (Пр max)–Н = 36,9935–0,004 мм;
непроходной пробки
НЕ исп = (НЕmax)–Н = 37,014–0,004 мм;
проходной скобы
Пр исп = (Пр min)+Н1 = 12,014 +0,004 мм;
непроходной скобы
НЕ исп = (НЕmin)+Н1 = 12,0055 +0,004 мм.
Рисунок 2.4 – Схема расположения полей допусков калибров: а) – пробки; б) – скобы
Выбор универсальных средств
измерения для контроля
Таблица 2.2 – Результаты выбора универсальных средств измерения.
Условное обозначение отверстия, вала |
Величина допуска, мкм |
Допускаемая погрешность измерения, δ, мкм |
Универсальные средства измерения | |
Пределы допускаемой погрешности, ∆lim, мкм |
Наименование и основные метрологические показатели | |||
37Js7 |
25 |
7 |
4 |
Нутромер мод.109 ГОСТ 9244–75 с головкой 2ИГ с ценой деления 0,002 и диапазоном измерения 18 – 50 мм |
12m6 |
11 |
3 |
2 |
Скоба рычажная СР25 ГОСТ 11098–75 с ценой деления 0,002 и диапазоном измерения 0 – 25 мм |
Информация о работе Метрология, стандартизация и сертификация