Причины, условия и функции конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:56, реферат

Краткое описание

Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения.

Оглавление

Причины конфликтов
Функции конфликтов

Файлы: 1 файл

причины.docx

— 27.81 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра «Организации и управления производством»

 

Реферат

по конфликтологии

на тему: «Причины, условия и функции конфликтов».

 

 

Выполнила студентка:

Экономического  факультета

ЭОБ21Э группы

Стрельникова  М.В.

Проверил  преподаватель:

Калякин Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мичуринск 2012

Содержание

    1. Причины конфликтов
    2. Функции конфликтов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема  выявления причин возникновения  конфликтов занимает ключевое место  в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Без  знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них сколь-нибудь эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей  конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано, тогда, когда мы не только знаем, что  происходит во время конфликта, но и  можем ответить на вопрос, почему события  развиваются именно так, а не иначе. Построение объяснительных моделей  является результатом системно-генетического  анализа конфликтов. Он позволяет  определить причины возникновения  конфликтов, вскрыть движущие силы их развития.

Причины конфликтов необходимо знать для  их устранения и предупреждение, преодоления  или конструктивного разрешения конфликта. Длительное время в социологии считалось, что существует одна причина  конфликтов:

    • Маркс считал, что такой причиной является частная собственность и порождаемые ею отношения социального неравенства;
    • Зиммель все относил на счет конфликтной природы человека;
    • Дарендорф видел причину конфликта в отношениях господства и подчинения;
    • Козер считал универсальным источником конфликтов борьбу за ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

Причины конфликтов.

В современной конфликтологии выделяют существование четырех групп причин конфликтов.

    1. Объективные делятся на социальные, политические, экономические и идеологические и иные (недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ, образ жизни россиян, связанный с материальной неустроенностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами, традиционные для россиян стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий).
    2. Организационно-управленческие

--структурно-организационные (неодинаковая  оснащенность рабочих мест, изматывающий  темп работы, несоразмерность прав  и обязанностей);

--функционально-организационные (неправильное распределение ответственности, ограниченность ресурсов, слабость контактов руководства и рядовых сотрудников);

-- личностно-функциональные (противоречивость должностных инструкции, различные формальные требования к работникам);

-- ситуативно-управленческие (ошибки в принятии и исполнении управленческого решения).

3) Социально психологические

-- естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

-- конфликт ценностей: (между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом- вражда к иностранцам);

-- потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации (недостаток словарного запаса, времени для общения, внимания или понимания, невозможность высказать понимание из-за бессознательных причин);

-- разбалансированное ролевое взаимодействие людей (пересечение трансакций);

-- выбор разных способов оценки результатов деятельности (существует 5 способов оценки: 1) сравнение с идеальным положением дел; 2) требование к данной деятельности по нормативам; 3) степень достижения цели деятельности; 4) сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми при выполнении той же деятельности; 5) сравнение с положением дел в начале деятельности; при этом, оценивая других людей, мы используем способы 1—4, оценивая же себя — 4 и 5);

разный подход к оценке одних  и тех же должных событий (притча о слепых мудрецах и слоне), внутригрупповой  фаворитизм, соревнование и конкуренция, ограниченная способность к децентрации (изменению собственной позиции в результате сопоставления с позицией других людей);

4) Личностные:

--- субъективная оценка поведения партнера как недопустимого (возможное поведение оценивается как желательное, допустимое, нежелательное и недопустимое);

--- к разным людям разный подход и у разных людей разный подход из-за стремления к власти, эгоизма, реального настроения;

--- низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний, акцентуации характера (чрезмерная выраженность отдельных черт характера).

Функции конфликтов.

Под функцией конфликта мы будем  понимать ту роль, которую выполняет  конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: индивидам, социальным группам, организациям. Конструктивные функции конфликта (существуют в конкретных случаях и в определенных отношениях) можно разделить на общие (проявляющиеся на различных уровнях социальной системы) и функции на личностном уровне.

Общие конструктивные функции  конфликта:

        • устранение противоречия в функционировании коллектива;
        • создание и поддержание баланса сил (в том числе власти);
        • социальный контроль за соблюдением правил, общепринятых норм и ценностей;
        • создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;
        • установление неформальной иерархии в группе или обществе;
        • более глубокое познание участниками конфликта друг друга;
        • снятие синдрома покорности у подчиненных.
        • улучшение качества деятельности;
        • активизация социальной жизни;
        • способствование сплочению группы перед внешней опасностью.

Конструктивные функции конфликта  на личностном уровне:

        • познавательная функция по отношению к тем людям, которые принимают в нем участие;
        • самопознание и коррекция самооценки;
        • ослабление психической напряженности;
        • способствование развитию личности;
        • адаптация и социализация индивидов в группе;
        • способ самоутверждения и самореализации;
        • возможность избавиться от проблем, развитие личности.

Деструктивные функции конфликта  на общем уровне:

        • большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте;
        • значительное ухудшение настроения участников, возможно, болезни;
        • насилие и гибель людей;
        • разрушение межличностных отношений;
        • нарушение системы отношений;
        • увольнение сотрудников, ухудшение социально-психологического климата;
        • ухудшение качества совместной деятельности, снижение дисциплины;
        • представление о побежденных группах и людях как о врагах;
        • снижение сплоченности группы.

Деструктивные функции конфликта  на личностном уровне:

        • ухудшение качества индивидуальной деятельности;
        • разочарование в своих способностях, снижение самооценки;
        • способствование социальной пассивности личности;
        • потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций и т.д.;
        • разрушение целостности личности.

Явные функции характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты. Скрытые (латентные) функции — такие, когда последствия конфликта обнаруживаются лишь спустя какое-то время и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема  выявления причин возникновения  конфликтов занимает ключевое место  в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Без  знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них сколь-нибудь эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей  конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано, тогда, когда мы не только знаем, что  происходит во время конфликта, но и  можем ответить на вопрос, почему события  развиваются именно так, а не иначе. Построение объяснительных моделей  является результатом системно-генетического  анализа конфликтов. Он позволяет  определить причины возникновения  конфликтов, вскрыть движущие силы их развития.

Причины конфликтов необходимо знать для  их устранения и предупреждение, преодоления  или конструктивного разрешения конфликта. Длительное время в социологии считалось, что существует одна причина  конфликтов:

    • Маркс считал, что такой причиной является частная собственность и порождаемые ею отношения социального неравенства;
    • Зиммель все относил на счет конфликтной природы человека;
    • Дарендорф видел причину конфликта в отношениях господства и подчинения;
    • Козер считал универсальным источником конфликтов борьбу за ресурсы.

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

        1. . Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 551 с.
        2. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 302 с.
        3. http://otherreferats.allbest.ru/management/00106040_0.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Причины, условия и функции конфликтов