Контрольная работа по "Лесопарковому хозяйству с основами парколесоустройства"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:36, контрольная работа

Краткое описание

Разряд лесоустройства устанавливают федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства и др. ведомства, ведущие лесное хозяйство, совместно с лесоустроительными предприятиями, которые должны проводить лесоустройство. Разряд устанавливается при планировании лесоустройства за год до начала полевых работ. В пределах лесхоза отдельные его части могут устраиваться по разным разрядам исходя из интенсивности ведения лесного хозяйства и лесопользования.
Если в конкретном случае один из показателей интенсивности ведения лесного хозяйства ниже приведенного для определенного уровня интенсивности, оценка его снижается на одну ступень. В лесхозах, лесной фонд которых представлен исключительно лесами первой группы, где запрещены рубки главного пользования, интенсивность ведения лесного хозяйства определяется по показателю для промежуточного пользования.

Файлы: 1 файл

парколесоуствойст к.р.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Расчетная лесосека по состоянию (по площади и запасу) определяется как частное от деления площади и запаса насаждений, требующих срочной рубки, на продолжительность периода, за который целесообразно эти насаждения вырубить.

Расчетную лесосеку несплошных способов рубок вычисляют отдельно по каждому способу рубки (постепенные, группово-выборочные, выборочные). 

4.Мероприятия  по лесовосстановлению. Как определяются  объемы лесовосстановления?

 Лесовосстановление - процесс и мероприятия, направленные на восстановление лесной растительности с преобладанием древесных лесообразующих пород, осуществляемые в течение определенного периода. Лесовосстановление является составной частью обязательных мероприятий по воспроизводству лесов после проведения сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, а также при освоении лесов на основе комплексного подхода.

  Цели лесовосстановления: воспроизводство лесов в максимально короткие сроки наиболее эффективными в лесоводственном, экологическом и экономическом отношениях способами; рациональное использование земель лесного фонда; повышение продуктивности и качества лесов; обеспечение оптимального породного состава и площадей, занятых лесами; повышение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и других полезных свойств лесов для выполнения ими средозащитных и средообразующих функций.

  Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов: 
- естественный путь восстановления лесов – процесс восстановления лесной растительности с преобладанием древесных пород, протекающий без участия человека и при его содействии началу этого процесса (содействие естественному лесовосстановлению - минерализация почвы, огораживание и др.), за счет естественных источников (семян – семенное возобновление; поросли, корневых отпрысков - вегетативное возобновление). При лесовосстановлении в качестве естественных источников возобновления используют также сохраненные при рубках отдельные деревья, кустарники, группы деревьев и кустарников, с учетом их состояния и пригодности; 
- искусственный путь восстановления лесов - процесс восстановления лесной растительности с преобладанием древесных пород, инициированный человеком, и протекающий под воздействием запланированных мероприятий, главным образом за счет источников возобновления, введенных искусственно (лесные культуры посевом, посадкой); 
- комбинированный путь восстановления лесов - процесс восстановления лесной растительности с преобладанием древесных пород, характеризующийся сочетанием естественного и искусственного путей восстановления лесов, когда при недостатке естественных источников возобновления их дополнительно вводят искусственно (лесные культуры, комбинированные с естественным восстановлением, или комбинированные лесные культуры). 
Естественный путь восстановления лесов считается действенным, если в течение предельно допустимого срока на объекте лесовосстановления появилось достаточное количество равномерно размещенных молодых деревьев лесообразующих пород определенных характеристик и породного состава. 
За начало предельно допустимого срока при естественном пути восстановления лесов принимают момент завершения предшествующих работ (рубок, мелиорации, рекультивации) или момент начала проведения работ по содействию ему (на прогалинах - минерализация почвы, под пологом леса – огораживание и др.).  
При безуспешности естественного восстановления предельно допустимый срок может полностью не выдерживаться. В этом случае выбирают искусственный или комбинированный пути восстановления лесов. 
Лесовосстановление и его период считаются завершенными с формированием леса как развивающейся экологической системы, когда обеспечена возможность последующего использования леса как природного ресурса и экологической системы в соответствии с целевым назначением. 
Длительность периода лесовосстановления определяется в соответствии с лесорастительными условиями с начала предельно допустимого срока при естественном пути восстановления лесов и начала мероприятий при искусственном и комбинированном путях лесовосстановления в соответствии с лесорастительными условиями для основных лесных древесных пород по лесным районам. После завершения периода лесовосстановления объекты лесовосстановления считают лесом, а земли, на которых осуществлено лесовосстановление, – покрытыми лесом и осуществляют последующие мероприятия по воспроизводству лесов путем ухода за ними. 
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с лесорастительным районированием для каждого лесного района (Приложение) устанавливаются Районные правила лесовосстановления, содержащие предельно допустимые сроки лесовосстановления, количественные, качественные характеристики объектов с завершенным лесовосстановлением, очередность, сроки, способы и технологии, а также иные нормативы, обеспечивающие проведение лесовосстановительных мероприятий.  
Планы мероприятий по лесовосстановлению составляют:  
- долгосрочные – на срок аренды (до 49 лет); 
- среднесрочные – на срок лесохозяйственного регламента (до 10 лет); 
- краткосрочные – ежегодные. 
  Планы мероприятий по лесовосстановлению пересматривают и уточняют (актуализируют) в соответствии с достигаемыми результатами: долгосрочные – в соответствии с результатами среднесрочных (не реже, чем 1 раз в 10 лет); среднесрочные - в соответствии с результатами ежегодных (как правило, ежегодно, но не реже, чем 1 раз в 3 года); краткосрочные – в соответствии с оперативной информацией о состоянии объектов лесовосстановления.  
  Планируемые объемы лесовосстановительных работ в лесничестве (лесопарке) не должны допускать разрыва между рубкой и восстановлением леса. 
Планы мероприятий по лесовосстановлению включают картографические материалы по объектам лесовосстановления (и рекультивации), на которых оно запланировано, осуществляется и завершено. 
В подготовке решений, реализация которых при лесовосстановлении может оказать воздействие на леса (планов и мероприятий), предусматривают участие заинтересованных сторон, граждан, общественных объединений.

 Определение объемов лесовосстановления.

Исходные данные для расчета -- площадь земель лесокультурного фонда и лесосек, поступающих в сплошную рубку в данный период. Учитываются также материально технические, трудовые и финансовые ресурсы органов исполнительной власти в области лесного хозяйства. Расчет осуществляют по всему комплексу лесокультурного производства: заготовка семян, выращивание посадочного материала, закладка и выращивание лесных культур, проведение мер содействия естественному возобновлению, ввод лесных культур и молодняков, сформированных мерами содействия естественному возобновлению, в хозяйственно ценные насаждения. В России расчет объемов лесовосстановления проводят при разработке федеральных и региональных программ, а также при ежегодном планировании работ по ведению лесного хозяйства. 

5. Организация лесоуправления

 Управление  лесным хозяйством представляет  собой процесс принятия решений,  организацию их выполнения и  контроль за полученными результатами  в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Вопросы управления лесным хозяйством являются основой решения задач по устойчивому развитию и рациональному использованию лесных ресурсов в интересах Российской Федерации и субъектов РФ, охране и защите лесного фонда, воспроизводству лесов,  сохранению биоразнообразия лесных экосистем, регулированию углеродного баланса, обеспечению устойчивого развития лесного сектора экономики и охране окружающей среды.

Лесоустройство  соблюдает следующие основные требования, определенные лесным законодательством: сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств леса в интересах охраны здоровья человека; многоцелевое непрерывное и неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей общества и отдельных граждан в древесине и др. лесных ресурсах; воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности и экологических свойств, защита лесов от повреждения вредителями и болезнями, от лесных пожаров; рациональное использование земель лесного фонда; повышение эффективности лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта; сохранение биологического разнообразия и объектов историко-культурного и природного наследия.

 При проведении лесоустройства определяют границы участков лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляют внутрихозяйственную организацию территории в лесхозах, заповедниках, национальных парках федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и др. федеральных органов исполнительной власти и муниципальных образований, в ведении которых имеются организации, ведущие лесное хозяйство; выполняют топографо-геодезические работы и специальное лесное картографирование; проводят инвентаризацию лесного фонда с определением породной и возрастной структуры, состояния и биологической устойчивости; определяют качественные и количественные характеристики лесных ресурсов; изучают лесорастительные условия территории лесхоза и их влияние на состав и рост древостоев, ход лесовосстановления по группам типов леса или типам лесорастительных условий, а также влияние лесохозяйственных мероприятий на состояние лесов; изучают экономические условия ведения лесного хозяйства в лесхозе, их связь с лесной промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, обеспеченность лесхоза трудовыми ресурсами, машинами, механизмами; выявляют показатели, необходимые для последующих расчетов при проектировании; анализируют прошлое и современное состояние лесного хозяйства и пути его улучшения; подготавливают предложения о переводе лесов из одной группы или категории защитности первой группы в др., переводе не покрытых лесной растительностью земель в покрытые, нелесных земель в лесные; разрабатывают основы организации хозяйства; обосновывают возможный размер пользования древесиной, размещение пользования по территории, виды, размеры и режим др. видов лесопользования, объемы лесохозяйственных мероприятий; определяют организацию управления лесным хозяйством в лесхозах; выполняют различные лесобиологические и специальные обследования; проводят надзор за осуществлением лесоустроительных проектов.

 Согласно лесоустроительной инструкции, при лесоустройстве также составляют основные положения организации и развития лесного хозяйства субъектов РФ; осуществляют разработку планов рубок и подсочки леса, отвод лесосечного фонда и материально-денежную оценку, разработку проектов организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда, проектов организации и использования участков лесного фонда, арендуемых в культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целях, а также для охотничьего хозяйства.

 В процессе лесоустройства выполняется инвентаризация малоосвоенных лесов фотостатистическим методом, основанным на использовании аэрофотосъемки и космической съемки; выявляется и проводится учет текущих изменений в лесном фонде в результате хозяйственной деятельности и стихийных бедствий по данным аэрокосмической съемки; проводится освидетельствование мест рубок главного пользования по материалам крупномасштабной аэрофотосъемки; определяется товарная и сортиментная структура ветровалов; проводится кадастровая оценка лесов, лесопаркоустройство, инвентаризация городских насаждений и др. Важный этап в развитии лесоустройства - повышение уровня автоматизации и технической организации на разных стадиях работ. Лесоустройство широко использует аэрофото- и космические снимки, информационные и геоинформационные (ГИС) технологии.

 Различают первичное, повторное и непрерывное лесоустройство. Первичное лесоустройство проводится в лесном фонде, где ранее оно не проводилось. Повторное лесоустройство выполняется в ранее устроенных объектах через каждые 10-15 лет с целью учета изменений, произошедших в лесном фонде за этот период, оценки результатов хозяйственной деятельности и составления лесоустроительного проекта организации и ведения лесного хозяйства на предстоящий ревизионный период. При непрерывном лесоустройстве осуществляется ежегодный сбор и обработка данных о состоянии лесного фонда лесхоза, выполненных объемах и качестве лесохозяйственных мероприятий, видах и объемах лесопользования, а также определение объектов и объемов лесохозяйственных работ, допустимых объемов лесопользования на следующий год.

 В настоящее время лесоустроительные работы выполняются по контрактам (договорам) лесоустроительных предприятий и экспедиций с территориальными органами исполнительной власти в области лесного хозяйства, а также с др. предприятиями и организациями, ведущими лесное хозяйство. Взаимоотношения между ними определяются лесоустроительной инструкцией и решениями совместно проводимых совещаний. При этом обязательства лесоустроительных экспедиций и партий сводятся, гл. обр., к обеспечению своевременного и качественного проведения всего комплекса лесоустроительных работ в объекте в соответствии с требованиями действующей инструкции и решениями совещаний. Они обязаны также ежемесячно представлять заказчику акты сдачи-приемки выполненных объемов работ.

 На основе материалов лесоустройства ведется государственный лесной кадастр и государственный учет лесною фонда по единой для РФ системе, определяется ежегодный размер рубок главного и промежуточного пользования; осуществляются специальные инженерные изыскания и целевые обследования в лесном фонде с последующим составлением технических проектов на создание объектов лесохозяйственной деятельности.

 На базе материалов лесоустройства лесхозов разрабатывается сводный проект организации и ведения лесного хозяйства в лесном фонде субъектов РФ, составляются карты лесов, создается информационная база лесного мониторинга.

 Лесоустроительные работы в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, выполняют федеральные государственные унитарные лесоустроительные предприятия, подчиненные федеральному органу исполнительной власти в области лесного хозяйства. В их coставе имеется 37 лесоустроительных экспедиций и около 400 лесоустроительных партий.

 Отечественным лесоустройством выполнена огромная работа по приведению в известность лесного фонда. По состоянию на 1916 г. в России было учтено около 535 млн га лесов, т. е. только 43 % от фактически находившихся на ее территории. Полностью все леса СССР были приведены в известность к 1957 г., в т. ч. наземными дешифровочными методами - 32 % площади лесов, аэровизуальным и аэрогаксационным методами - 68 %.

 Роль лесоустройства в лесном хозяйстве страны велика и многогранна. Лесоустройство является проводником технической политики и научно обоснованных форм лесоуправления, ведения лесного хозяйства и рационального использования лесных ресурсов, устанавливает оптимальные нормы непрерывного и неистощительного пользования лесом, предоставляет планирующим органам всех уровней управления лесным хозяйством систематическую информацию о наличии лесных ресурсов, динамике лесного фонда, проектирует меры по улучшению его состояния, повышению продуктивности лесов и стабилизации экологического состояния окружающей среды.

 Лесным законодательством установлено, что лесоустроительные проекты и др. документы лесоустройства, утвержденные в установленном порядке, являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства, текущего и перспективного планирования, прогнозирования пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ. Лесной кодекс РФ запрещает ведение лесного хозяйства и лесопользования без проведения лесоустройства.

 Материалы лесоустройства по изученности лесов, наличию и состоянию лесных ресурсов являются основной информационной базой технического проектирования в лесном хозяйстве и др. отраслях экономики страны, использующих древесные и недревесные ресурсы, экологические, санитарно-гигиенические, рекреационные, природоохранные и др. полезные свойства лесов. Без данных лесоустройства невозможен контроль за состоянием и использованием лесных богатств, влиянием на них отрицательных антропогенных и природных факторов, степенью рациональности использования земель лесного фонда и уровнем хозяйственной деятельности в нем.

 М.М.Орлов  так определил роль лесоустройства в лесной отрасли: «Лесоустройство  без лесоуправления мертво, а лесоуправление без лесоустройства слепо». Примерно аналогичную оценку его роли в  лесохозяйственном планировании дали известные лесные экономисты П. В. Васильев и Н. В. Невзоров в середине XX в.: «...ведение лесного хозяйства без лесоустройства - это все равно, что строительство, осуществляемое без проекта и сметы». 

Информация о работе Контрольная работа по "Лесопарковому хозяйству с основами парколесоустройства"