Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:09, контрольная работа
1. Конвекционные колонки и их значение. Пятнистые и крупные пожары.
2. Мероприятия по предупреждению возникновения пожаров в лесу. Влияние хозяйственных мероприятий на пожарную опасность в лесу.
3. Разведка пожара. Основные стадии тушения лесного пожара. Тактические приемы тушения лесных пожаров.
Государственная лесная охрана обязана требовать от туристических, спортивных и других организаций проведения мероприятий по благоустройству туристических маршрутов и стоянок, а от арендаторов точного соблюдения пунктов договора.
Контроль за соблюдением
требований правил пожарной безопасности в лесах
В комплекс профилактических противопожарных мероприятий входит контроль за соблюдением всеми организациями, предприятиями, учреждениями и гражданами, проводящими в лесах работы, имеющими свои объекты и просто отдыхающими в лесу, правил пожарной безопасности. Эти правила составлены в целях обеспечения надежной защиты лесов от пожаров, они опираются на долголетнее изучение причин возникновения лесных пожаров. Действующие в настоящее время «Правила...» (1995) наряду с общими положениями включают конкретные требования, предъявляемые к работникам лесхозов, организациям, в ведении которых находятся железные и автомобильные дороги, ведущим рубки леса, подсочку и т.п.
Для осуществления контроля за соблюдением «Правил...» лесхозы организуют как постоянное наблюдение (места лесозаготовок, огнеопасных производств и т.п.), так и патрулирование на участках, наиболее посещаемых населением. В районах авиационной охраны контроль за соблюдением «Правил...» осуществляется летчиком-наблюдателем.
Контроль за выполнением «Правил...» проводится в течение всего года. Так, невыполнение требований Правил по очистке мест рубок одновременно с заготовкой в зимний период может привести к накоплению неочищенных лесосек и, как следствие этого, к резкому повышению пожарной опасности в летний период. К аналогичному результату может привести отсутствие контроля за выполнением работ по противопожарному устройству постоянных туристических маршрутов и мест организации массового отдыха населения в лесу. Следует отметить, что эффективность контроля за выполнением «Правил...» может быть значительно повышена при условии поддержки государственной лесной охраны общественными организациями. Несомненно, заслуживает внимания работа по увеличению числа общественных инспекторов охраны леса, их инструктированию и подготовке; работа со школьными лесничествами, зелеными патрулями и т.д.
При обнаружении нарушения правил пожарной безопасности работники лесной охраны обязаны принять меры к прекращению нарушения, составить протокол по установленной форме и не позднее следующего дня передать протокол в лесничество или непосредственно в лесхоз для привлечения виновных к ответственности.
Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности в лесах РФ и учет совершенных нарушений
В соответствии с действующим законодательством нарушение требований «Правил...» (1995) в лесах влечет наложение штрафа на граждан в размере до 10% минимального месячного размера оплаты труда и на должностных лиц - до 50%. Если нарушение требований «Правил...» вызвало возникновение пожара либо распространение его на значительной площади, а также если имело место уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, размер штрафа увеличивается до 50% минимального месячного размера оплаты труда для граждан и до одного - для должностных лиц. Штрафы или другие меры административного воздействия за нарушение требований «Правил...» применяются, если действия нарушителя не влекут за собой уголовной ответственности. Наложение штрафа или принятие других мер административного, воздействия освобождает должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, установленный государственным органом управления лесным хозяйством (Правила...).
Помимо мер административного воздействия, виновные в возникновении лесных пожаров могут привлекаться к уголовной ответственности. Уголовный кодекс РФ (Охрана...., 1996) предусматривает за уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной пожарной опасности наказание штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода виновного за период от двух и пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Если уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, вызвано поджогом, виновный наказывается лишением свободы от трех до восьми лет.
Государственные органы управления лесным хозяйством субъектов РФ вправе вносить представления руководителям министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений об устранении нарушений Правил пожарной безопасности в лесах, а в необходимых случаях направлять материалы в прокуратуру или органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных к установленной законом ответственности. Предприятия, организации, учреждения, другие юридические лица и граждане, виновные в возникновении пожара, несут в установленном порядке материальную ответственность за ущерб, причиненный лесному фонду.
Данные о нарушении правил пожарной безопасности в лесах на основании соответствующих протоколов заносятся в книгу «Учета нарушений правил пожарной безопасности». Книга заполняется инженером охраны и защиты леса, хранится в лесхозе и служит основой для разработки мероприятий по совершенствованию охраны лесов от пожаров.
При невыполнении любым лесозаготовителем требований лесхоза о прекращении нарушений правил пожарной безопасности в лесах местные органы власти по представлению лесхоза могут приостановить работу в лесу на участках и объектах, где допущены нарушения, до их устранения.
3. Разведка пожара
По прибытии к обнаруженному пожару руководитель обязан произвести разведку, обдумать порядок тушения и составить план ликвидации пожара. Если площадь пожара невелика, руководитель пожара осуществляет разведку лично, обходя очаг пожара по периметру. При задержке в обнаружении пожара или прибытии на пожар, т.е. в том случае, когда пожар имеет значительные размеры, руководитель для ускорения разведки назначает себе помощников или производит рекогносцировку с воздуха. При проведении разведки и составлении схемы пожара используются специальные лесопожарные карты масштаба 1:100000, данные авиационной разведки, полученные от экипажа патрулирующего самолета (в районах авиационного обнаружения пожаров), а также материалы визуального осмотра пожара и прилегающих участков. В тех случаях, когда визуальное установление контуров пожара затруднено (при сильной задымленности, например), решение этой задачи производится с помощью дистанционных методов разведки, например системой «Тайга-2».
В задачу разведки входит уточнение: кромки (при торфяных пожарах), тактических частей (фронт, фланги, тыл), вида, скорости, интенсивности, площади и наиболее опасного направления распространения пожара; наличия естественных и искусственных препятствий для распространения пожара; основных типов (видов) горючих материалов и возможностей усиления или ослабления пожара вследствие специфики рельефа местности и особенностей лесных участков на пути его распространения; возможностей подъезда к кромке пожара и применения механизированных средств остановки и локализации пожара; наличия водоисточников и возможности их использования, наличия опорных полос для отжига и условий прокладки таких полос; безопасных мест стоянки транспортных средств, мест отдыха рабочих, занятых на тушении, а также путей отхода и мест укрытий на случай прорыва огня.
В процессе разведки изыскиваются наиболее рациональные и эффективные способы тушения с учетом перспективного распространения и развития пожара 1 ближайшее время. Для пожаров площадью 5-10 га прогноз составляется на 2-3 ч, а для более крупных - на период времени, необходимый для реальной их локализации. При составлении прогноза развития и распространения пожара необходимо учитывать не только особенности лесных участков и рельефа местности, но и состояние атмосферы, а также характер погоды. Очень желательно иметь прогноз погоды на ближайшие 5-7 дней с данными о возможном выпадении осадков, усилении или ослаблении ветра, а также изменений его направления.
По данным разведки пожара разрабатывается оперативный план его тушения, который корректируется в процессе реализации при изменении оперативной обстановки.
Оперативный план тушения включает схему распространения пожара с данными о сопредельных территориях (наиболее пожароопасные участки, тропы, дороги, естественные и искусственные противопожарные барьеры и т.д.). В плане отмечаются:
технические способы и тактические приемы ликвидации пожара;
сроки выполнения отдельных стадий тушения;
распределение наличных сил и средств по периферии пожара;
привлечение дополнительных сил и средств (количество и сроки).
Как правило, оперативный план тушения составляется с таким расчетом, чтобы ликвидация или по крайней мере локализация пожара была закончена не позднее 10 ч утра следующего дня.
При длительном тушении пожара разведка его производится не реже одного, а при быстром изменении оперативной обстановки - двух раз в день.
Тактика ликвидации лесных пожаров
Тактика - это выбор методов, способов и средств тушения пожара в зависимости от характеристики участков, охваченных пожаром, и условий, существующих в момент тушения.
Нельзя не согласиться с И. С. Мелеховым, С. И. Душа-Гудымом и Е.П.Сергеевой, что успех при тушении любого пожара может быть достигнут при следовании суворовскому принципу «Быстрота, глазомер, натиск». Важно приступить к тушению пожара в самом начале его развития. Общеизвестно, что низовой пожар площадью 15-20 м2 могут, пользуясь подручными средствами, легко потушить 2 человека.
Не менее важной задачей является правильная расстановка людей и противопожарной техники, а также выбор способа тушения.
В зависимости от вида и объема работ перед началом тушения желательно сформировать рабочие группы (звенья, бригады) по 2-6 человек, поручив каждой группе определенный вид работ. Такой принцип распределения позволяет оптимизировать работу пожарных и использование противопожарной техники. Каждый руководитель группы должен знать участок кромки пожара, на котором работает его группа, а каждый рабочий – задание, которое ему поручено выполнять. Во главе рабочих групп ставятся более опытные рабочие, общее руководство тушением пожара осуществляется обычно инженерно-техническим работником (лесничим, инженером по охране и защите леса, начальником ПХС). При тушении крупных лесных пожаров создается штаб тушения.
При тушении лесных пожаров чаще всего применяются следующие тактические приемы: окружение пожара, охват с фронта, охват с флангов и охват с тыла. Выбор тактики тушения каждого конкретного пожара зависит от его характеристики, наличия рабочей силы и ее оснащенности.
Окружение пожара заключается в одновременном тушении кромки пожара по всему периметру (рис. 2, а). Этот прием применяется при тушении небольших пожаров и наличии достаточного количества хорошо оснащенных средствами пожаротушения рабочих.
Охват с фронта, или фронтальная атака, применяются при недостатке рабочей силы для полного окружения или при необходимости быстрейшей остановки пожара (при подходе пожара к хвойным молоднякам). Фронтальная атака направлена против головы пожара, а тушение осуществляется обычно двумя группами, продвигающимися от середины фронта к флангам и далее к тылу (рис. 2, б). При тушении низовых пожаров средней силы охватом с фронта применяют обычные средства пожаротушения: ранцевые опрыскиватели, лопаты и т.д. Фронт сильного низового и верховых пожаров останавливают чаще всего созданием заградительных полос, в частности отжигом (рис. 2, в).
Охват с флангов как тактический прием тушения применяется в тех случая, когда по причине значительной высоты пламени, сильного задымления или слабой оснащенности средствами пожаротушения применить фронтальную атаку невозможно. Помимо вышеуказанных случаев, охват с флангов может быть рекомендован, если фронт пожара приближается к естественному или искусственному барьеру, а также если вблизи флангов пожара располагаются участки повышенной пожарной опасности (хвойные молодняки, например). При охвате с флангов работа выполняется преимущественно двумя бригадами, звеньями, которые, производя тушение флангов, сжимают фронт пожара на клин (рис. 2, г).
Охват с тыла. Этот тактический прием тушения применяется при ожидаемой смене направления ветра на противоположное, а также при начале тушения лесного пожара, когда основные силы и средства пожаротушения еще не прибыли. Тушение осуществляется так же, как и при предыдущем приеме, двумя бригадами, однако началом тушения служит центральная часть тыльной стороны пожара. Продвигаясь в двух взаимно противоположных направлениях от центра тыльной стороны пожара, бригады останавливают и локализуют пожар сначала в тылу, затем по флангам, постепенно сжимая фронт пожара на клин (рис. 2, д). Тактический прием эффективен, если скорость тушения кромки пожара превышает скорость его увеличения по периметру, а также если ожидается изменение направления ветра на противоположное.
При выборе тактического приема тушения лесного пожара необходимо помнить, что он в конечном счете зависит от конкретной ситуации. Так, в ряде случаев охват с флангов может быть применен как самостоятельный прием, а в других как дополнение к фронтальной атаке. Последний вариант применяется, например, при тушении интенсивных низовых пожаров, когда одна бригада пожарных готовит отжигом заградительную полосу перед фронтом пожара для его остановки, а две другие 6ригады сдерживают распространение пожара на флангах (рис. 2, е).
Информация о работе Контрольная работа по «Лесная пирология»