Цели, задачи, функции, программы и прогноз развития сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 20:19, доклад

Краткое описание

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться.

Файлы: 1 файл

к.р. гос и мун (3).doc

— 71.50 Кб (Скачать)
 

2. Цели, задачи, функции, программы и прогноз развития сельского хозяйства.

Целями  Программы являются:

  • устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
  • повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
  • сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):

  • создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);
  • повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов, а уровня газификации домов природным газом - до 60 процентов за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
  • улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 95 процентов субъектов Российской Федерации, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;
  • обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов (научно обоснованная норма);
  • повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40 процентов;
  • совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, применение механизма таможенно-тарифного регулирования импорта продукции, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 процентов.

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского  хозяйства должны существенно улучшиться.

Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008 - 2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.

Производство  продукции сельского хозяйства  во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 24,1 процента. В 2008 - 2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011 - 2012 годах - их стабилизация.

Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить около 4 процентов.

Рост  продукции сельского хозяйства  в большей степени будет обеспечен  за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности российского животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.

Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства  окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006 - 2007 годах, является результатом реализации приоритетного  национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2008 - 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.

В первые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов к 2010 году, а в отношении тракторов - к 2011 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации Программы будет приобретено более 175 тыс. тракторов и 55 тыс. зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 40 процентов, а в отношении зерноуборочных комбайнов - 50 процентов (к уровню 2006 года).

Рост  объемов производства мяса и молока позволит к 2012 году увеличить долю российского  производства в формировании ресурсов мяса до 70 процентов, молока - более 81 процента. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 55 килограммов в 2005 году до 73 килограммов в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко соответственно с 235 до 261 килограмма.

Доходы  работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,5 раза.

Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:

  • развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных Программой;
  • развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, которое позволит существенно уменьшить зависимость наращивания производства продукции животноводства и птицеводства от импортных закупок белковых компонентов;
  • ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, а также к разработке совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление агропромышленным комплексом, зональных технологий сельскохозяйственного производства;
  • улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
  • повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;
  • создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.

Вместе  с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.

К основным рискам относятся следующие:

  • макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;
  • природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
  • социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;
  • международные торгово-политические риски, обусловленные успешным функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;
  • законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.
 
 

   Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры), а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); 
    по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;
  • по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;
  • по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.

   Объем финансирования Программы в 2008 - 2012 годах составляет:  
- за счет средств федерального бюджета - 551,3 млрд. рублей (2008 год - 76,3 млрд. рублей, 2009 год - 100 млрд. рублей, 2010 год - 120 млрд. рублей, 2011 год - 125 млрд. рублей, 2012 год – 130 млрд. рублей); 
- за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 544,3 млрд. рублей (2008 год - 83 млрд. рублей, 2009 год – 99,4 млрд. рублей, 2010 год - 108,3 млрд. рублей, 2011 год – 121,2 млрд. рублей, 2012 год - 132,4 млрд. рублей).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Реформирование сельского хозяйства

     По  словам Министра, за последние 15 лет  в республике Мордовии в 2 раза увеличилось производство зерна, мяса - в 2,5 раза, молока – в 1,5 раза, яиц – в 6 раз, сахарной свеклы – почти в 4 раза.

     Особое  внимание в Мордовии уделяется социальному  развитию села. Полностью проведена  газификация. В каждом селе есть 24 канала цифрового телевидения.

     В сельской местности за прошедшие  годы построено более 80 школ. При  этом Министр отметила, что заработная плата в сельском хозяйстве Мордовии одна из самых высоких в Российской Федерации.

         Говоря о состоянии и перспективах развития отечественного животноводства, Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник отметила, что в целом ситуация в отрасли остается стабильной.

Этому способствуют эффективные меры государственной  поддержки:

  • субсидирование процентных ставок по кредитам;
  • таможенно-тарифное регулирование - принятые меры позволили за 9 месяцев этого года сократить импорт мяса птицы на 60%, говядины - на 2%;
  • реализация Министерством отраслевых программ по птицеводству, свиноводству, мясному и молочному скотоводству, первичной переработке скота и производству комбикормов.

Кроме того, в этом году Правительством было принято решение о запрете экспорта зерна, что в целом стабилизировало ситуацию на зерновом рынке и явилось прямым фактором поддержки животноводства. 

В результате в текущем году, несмотря на аномальные погодные условия, производство мяса всех видов ожидается на уровне 10,6 млн. тонн в живой массе или на 646 тыс. тонн больше прошлого года (за 9 месяцев производство мяса выросло на 433 тыс. тонн или почти на 7%).

В частности:

  • производство птицы на убой в 2010 году составит 3 млн. 940 тыс. тонн в живой массе, что на 465 тыс. тонн или на 13% больше уровня 2009 года;
  • производство свиней на убой - 3 млн. 130 тыс. тонн, что на 230 тыс. тонн или на 8% больше уровня 2009 года;
  • производство говядины остается на уровне 1,7 млн. тонн в убойной массе или 3,0 млн. в живой массе;
  • производство молока в текущем году составит 32 млн. тонн. При этом продуктивность молочного скота выросла почти в 1,5 раза - до 4,1 тыс. кг молока на корову.
          На 12 октября 2010 года зерновые и зернобобовые культуры обмолочены с площади 32,6 млн. га (91,6% к прогнозу). С учетом гибели зерновых и зернобобовых культур оставшаяся площадь к уборке составляет 3 млн. га. Намолочено 61,4 млн. тонн зерна (в 2009 г. — 96,3 млн. тонн). Урожайность составляет 18,9 ц/га (в 2009 г. — 23,8 ц/га).

Сев озимых

По состоянию на 12 октября 2010 года посеяно 12,1 млн. га (в 2009 г. — 15,3 млн. га).

Заготовка кормов

Во всех субъектах Российской Федерации продолжается заготовка кормов для животноводства. В целом по Российской Федерации по состоянию на 8 октября т.г. скошено 13,8 млн. га естественных и сеяных трав на сено, зелёный корм и сенаж, заготовлено 35,0 млн. тонн грубых кормов (в 2009 г. — 38,6 млн. тонн) и 17,0 млн. тонн сочных кормов (в 2009 г. — 23,6 млн. тонн). Отставание от прошлого года составляет 3,7 млн. тонн по грубым и 6,7 млн. тонн по сочным кормам. На одну условную голову КРС заготовлено 18,1 ц к. ед, (в 2009 г. — 20,9 ц к. ед.), что на 2,8 ц к. ед. меньше, чем в прошлом году.

Информация о работе Цели, задачи, функции, программы и прогноз развития сельского хозяйства