Аграрная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:58, контрольная работа

Краткое описание

Федеративное устройство РФ предполагает формирование и проведение аграрной политики на двух уровнях: общегосударственном и региональном, четкое разграничение полномочий между центральными и региональными органами власти при выработке и реализации решений. При этом федеральный центр, обладая политической инициативой при разработке целей и приоритетов государственной аграрной политики, обеспечивает единство рыночного пространства, законодательных условий функционирования экономики в регионах и отраслях АПК.

Оглавление

Основные направления аграрной политики_________________1-6

Продовольственное обеспечение населения страны.__________6-12

Файлы: 1 файл

Аграрная политика.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

 

                              Население                        всего / на один процент и континенты                          ресурсов

 

                                                                      населения 

 

          США                             5                 6                   40 / 8

 

          Страны ЕС                 15               10                  40 / 2,7

 

          Россия                          3                25                   5 / 1,7

 

          3-ймир                         77               59                  15 / 0,2

 

          Весь мир                      100               100                   100

 

 

 

    Все это  говорит о том,  что население  России обречено на бедность.  Вырученная валюта за природные ресурсы,  в основном, расходуется на покупки продовольствия на мировом рынке. Так, в 2008 г. Россия закупила продовольствия на 36 млрд долларов. Если бы Россия вкладывала эти средства в развитие собственного сельскохозяйственного производства, то полностью обеспечила бы продовольствием население страны на уровне

развитых стран.  В  1989     г.  из бюджета РСФСР была выделена на развитие сельского хозяйства сумма, эквивалентная 17,7 млрд. долларов (8,66 % отрасходной части бюджета).

 

В  2007   г. доля расходов на сельское хозяйство составила всего около одного млрд. долларов, то есть  0,36   %  и в этом же году Россия вынуждена была закупить в других странах продовольствия на  27,6        млрд долларов  (14 % от общей суммы импортных закупок), то есть на эту сумму было поддержано сельское хозяйство в других странах. В 1989  г.  сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия на  3% российского населения Земли производили 5,7 %  мирового сбора зерна, 10,3 % молока, 7,7 % яиц. В этот период рацион питания населения Россия составлял 3 380 калорий и страна в целом занимала  7   место в мире по потреблению продуктов питания.  При этом суммарные вложения на  1    гектар сельскохозяйственных земель в бывшем СССР было в 3,5  раза меньше, чем в США.

Развитие сельскохозяйственного  производства тогда велось на научной основе: было установлено,   что в холодной климатической зоне,  к которой относится территория России,   необходимо создавать крупные специализированные сельскохозяйственные предприятия.     Исходя из официальной статистики, следует:   сельскохозяйственное предприятие с численностью работников более 260 человек обеспечивает рентабельность

производства 15–35 %, с численностью 220 человек – 8 %,  а при численности менее 140 человек рентабельное производство обеспечить трудно. Поэтому фермерские хозяйства, несмотря на государственную поддержку, обречены на убыточность, так как их численность не может превышать,  согласно Гражданскому кодексу РФ,   60  человек.  С

точки зрения экономической теории это объяснимо: э ект масштаба производства, то есть чем выше объемы производства,  тем ниже постоянные затраты,  приходящиеся на единицупродукции.

   Необходимо  отметить,         что в 1989      г.   Россию  полностью  обеспечивали продовольствием крупные хозяйства  (колхозы и совхозы),                рентабельность которых составляла 37 % придешевизнепродуктовпитания.

  Курс,  взятый в годы перестройки  на развитие мелких фермерских  хозяйств,                   не подтверждается э  ективностью их работы и поставками продукции на товарный рынок

 

(табл. 2).

 

 

 

                                                                                        Таблица 2

 

   Структура производства мясомолочной продукции яиц на рынок Тамбовской

 

                                  Области по производителям

 

           Доля категорий

 

              Поставщиков в общем объеме поставок, %

 

              Мясо (скот и птица на убой в живом весе): 100,0

 

              − сельхозпредприятия                                   17,7

 

              − хозяйства населения                                    81,4

 

              − крестьянские хозяйства                               0,9

 

                Молоко:                                                        100,0

 

              − сельхозпредприятия                                     31,6

 

              − хозяйства населения                                    66,9

 

              − крестьянскиехозяйсива                                   1,5

 

              Яйца всехвидов (млншт.):                                100,0

 

              − сельхозпредприятия                                     63,9

 

              − хозяйства населения                                    35,3

 

              − крестьянскиехозяйства                                   0,8

 

 

     Из данных  табл. 2 видно, что основную долю  продукции животноводства производят и поставляют на рынок хозяйства населения. В этой связи и государственная поддержка должна быть целенаправленной.          Вложенные средства в крестьянские  (фермерские) хозяйства должной отдачи не дают, а это значит, что данный проект не эффективен.

 Решение проблемы обеспечения  населения продукцией животноводства требует переориентации направления инвестиций в личные подворья и в сельскохозяйственные предприятия.    Для повышения производительности и механизации труда необходимо создать и организовать серийное производство малых форм механизации процесса приготовления кормов (мини агрегаты для производства комбикорма и травяной муки) и переработки сельскохозяйственной продукции  (мини мельницы,              мини агрегаты для производства масла, колбасы и сыра, мини-пекарни, машины для упаковки продукции и т.д.). Развитие же крестьянских (фермерских) хозяйств должно проводиться, исходя из их возможностей.

  Одной из причин необеспеченности населения отечественным продовольствием является низкое использование пахотных земель.  Например,  в Тамбовской области  300 тыс.  га сельскохозяйственных земель не используется  (заброшено)  и  360  тыс.   га невостребованных паев. В последние годы использование земель сельскохозяйственного назначения улучшается, но еще много заброшенных земель.

 

     Одной из  причин низкого уровня снабжения  населения продовольствием является также диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (табл. 3).

 

                                                                                        Таблица 3

 

  Динамика ростаценнасельскохозяйственнуюипромышленнуюпродукциювРФ 

 

                           Показатели                              1990 г.  1995 г.  2000 г.  2005 г.

 

         Индекс цен на продовольствие, к 1990 г. 1,0    1238    1733    2065

 

         Индекс цен на ресурсы для с.х., к 1990г.  1,0     4435    8427    12150

 

         Индекс диспаритета цен                           1,0    0,27    0,22     0,17

 

         Удельный вес убыточных хозяйств          3,0    57,0    79,0     83,0

 

         Индекс капитальных вложений в АПК

         в сопоставимых ценах

                                                                             1,00     0,09    0,05     0,03

 

        

 

 

 

     Диспаритет цен привел к тому, что сельскохозяйственная техника обновляется низкими темпами, а у сельскохозяйственных предприятий недостаточно средств для закупки новой техники, запасных частей, удобрений и горюче-смазочных материалов, что ведет к затягиванию сроков сельскохозяйственных работ и, в конечном счете, к снижению урожайности и росту потерь в процессе уборки, транспортировки и хранении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Списоклитературы 

 

 

 

                          Основнаялитература 

 

 

 

1.  Аграрнаяполитика / А.П. Зинченко, В.И. Назаренко, В.В.  Шайкини 

 

 

 

   др.; Подред. А.П.  Зинченко. – М.: Колос С, 2004. – 303 с.

 

 

                              

2. новичковВ.И. аграрнаяполитика: Учебноепособие./ НовичковВ.И.,

 

 

 

   КалашниковИ.Б., НовичковаВ.И. -  М.: Издательско-книготорговый 

 

 

 

   центр «Маркетинг», 2001 . -288 с. 

 

 

 

                       Дополнительнаялитература 

 

 

 

1.  Аграрнаяэкономика: Учебник / Подред. М.Н. Малыша. – СПб.: изд-во

 

 

 

   «Лань», 2002. – 688 с. 

 

 

 

2. СероваЕ.В. Аграрнаяэкономика. - М.: ГУВШЭ, 1999. – 480 с.

 


Информация о работе Аграрная политика