Возникновение риторики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить»,— очень метко и образно заметил один из древнейших философов-просветителей Горгий. Однако слово — это не только важнейшее средство воздействия на окружающих.

Оглавление

Введение
Глава 1 Возникновение риторики (V в. до н. э.)

Глава 2 Древнегреческая риторика
2.1 Софисты- учителя риторики
2.2 Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»
2.3 Аристотель и его риторика
Глава 3 Риторика Древнего Рима
3. 1 Цицерон о риторическом знании.

3.2 Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве
3.3 Квинтилиан – автор риторических наставлений
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Риторика универ.docx

— 32.44 Кб (Скачать)

“Красноречие есть нечто  такое, что дается труднее, чем это  кажется, и рождается из очень  многих знаний и стараний.

…Речь должна расцветать и  разворачиваться только на основе полного  знания предмета; если же за ней не стоит  содержание, усвоенное и познанное  оратором, то словесное ее выражение  представляется пустой и даже ребяческой болтовней.

…Никто никогда не мог  достичь ни блеска, ни превосходства  в красноречии без науки о  речи и, что еще важней, без всестороннего  образования.

В самом деле, ведь почти  все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие, то есть искусство говорить толково, складно  и красиво, не имеет никакой определенной области, границы которой его  бы сковывали”.

Другая яркая фигура римского красноречия – Марк Фабий Квинтилиан (около 36-96 гг.), знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения “Образование оратора”. Уже по названию труда  видно, что он не сводит красноречие к сумме риторических правил, а призывает к всестороннему воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и образованным человеком.

Главным объектом восхищения и подражания для Квинтилиана является Цицерон. У них можно увидеть много общего. Оба различают три стиля красноречия: высокий, средний и простой, а также три “великие цели”; оба делят работу над речью на пять этапов согласно древнегреческой риторической традиции. Оба они утверждают, что риторика – это и наука, и искусство, задумываются над проблемой соотношения природного дара и специальной выучки в красноречии. Но позиции этих двух теоретиков красноречия не идентичны. Для Цицерона оратор – прежде всего мыслитель, а основа риторики – философия. Квинтилиан на первое место ставит стилистику и требует от оратора мастерства в этой области. Он восхваляет чувство меры и считает, что из трех направлений ораторского искусства – азианского, аттического, родосского – лучшим является аттическое. Именно в этом направлении, по его мнению, красноречие будет великолепно без излишеств, возвышенно без риска, богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности; здесь, как и во всем, вернейший путь – средний, а все крайности – ошибки. Цицерон выступает против школярства, за практическое образование на форуме (площадь, центр политической и культурной жизни римского города, место для народного собрания, отправления правосудия); для Квинтилиана центр образовательной системы – риторическая школа. Цицерон обращается со своими речами к народу на форуме. Квинтилиан ориентируется на узкий круг образованных ценителей. Вместе с тем оба ритора внесли замечательный вклад в развитие ораторского искусства, в теорию красноречия.

 

 

 

3.2 Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве 

 

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в  области риторики, была творчески  воспринята Древним Римом. Расцвет  римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства  является деятельность Цицерона.

Самым ярким и известным  оратором и теоретиком красноречия  признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.)

Из трех основных видов  красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал  свой особый стиль, средний между  азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, изменение — по необходимости — стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов.

Достижения античной риторики и свой собственный «практический  опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает  проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о  том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести.

Особо он подчеркивал связь  содержания и словесной формы: «Всякая  речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без  слов лишается ясности». 

 

3.3. Квинтилиан – автор риторических наставлений 

 

Другая яркая фигура римского красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36—96 гг. до н. э.), знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения «Образование оратора». Уже из самого названия видно, что автор не сводил красноречие к сумме риторических правил, а призывал к всестороннему воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и образованным человеком.

Главным объектом восхищения и подражания Квинтилиана был Цицерон. У них можно увидеть много общего. Оба различали три стиля красноречия и признавали три «великие цели»; оба делили работу над речью на пять этапов согласно древнегреческой риторической традиции. Оба утверждали, что риторика — это и наука, и искусство, задумывались над соотношением природного дара и специальной подготовки в красноречии. Но позиции этих двух теоретиков красноречия не идентичны. Для Цицерона оратор — прежде всего мыслитель, а основа риторики — философия. Квинтилиан же на первое место ставил стилистику и требовал от оратора мастерства в этой области. Он восхвалял чувство меры и считал, что из трех направлений ораторского искусства — азианского, аттического, родосского — лучшим является аттическое: «Пусть красноречие будет великолепно без излишеств, возвышенно без риска..., богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности; здесь, как и во всем, вернейший путь — средний, а все крайности — ошибки». Цицерон выступал против школярства, за практическое образование на форуме (место для народного собрания, площадь, центр политической и культурной жизни римского народа); для Квинтилиана эталон образовательной системы — риторская школа. Цицерон обращался со своими, речами к народу на форуме; Квинтилиан ориентировался на узкий круг образованных ценителей. Вместе с тем оба ритора внесли ценный вклад в развитие ораторского искусства, в теорию красноречия.

 

 

Заключение 

 

На протяжении всего периода  античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних  ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они  внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.

В своих трудах ораторы  поднимают проблемы, актуальные и  сегодня. Их интересовал вопрос о  том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный  оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.

Если для греков главное  в риторике — искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство  говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла  вместе с античной цивилизацией, а  продолжала жить в Средние века и  «Новое время».

 

Литература 

 

1. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебн.пособие для учащихся 8-9 классов ооу. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1996г.

2. Основы риторики. Р.Я. Вельц, Т.Н. Дорожкина, Е.Г. Рузина, Е.А. Яковлева. –учебн.пособ.-Уфа:китап,1997г.

3. Античные риторики. М., 1978. Античные  теории языка и стиля. СПб., 1996г.

4. Лосев А.Ф. История античной  эстетики. Аристотель и поздняя  классика. М., 1976г.

5. Аверинцев С.С. Риторика и  истоки европейской литературной  традиции. М., 1996г.

6. Аристотель и античная литература. М., 1978г.


Информация о работе Возникновение риторики