Возникновение и развитие риторики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 02:25, реферат

Краткое описание

В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. ХХI век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть таким, где ведущую роль будет играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности.

Файлы: 1 файл

Возникновение и развитие риторики.docx

— 37.10 Кб (Скачать)

Творчество Марка  Фабия Квинтиллиана (36-96 гг. н.э.) было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. Его главное сочинение «Наставление в ораторском искусстве» или «Образование оратора» (другой перевод) в 12-ти томах представляет собой обобщение выводов классической риторики и собственного 20-тилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Он дает определение риторики, характеризует ее цели и задачи, пишет о коммуникативных задачах сообщения и убеждения, на основании чего рассматривает три рода риторической организации сообщения. Затем он рассматривает основные композиционные блоки сообщения, уделяя особое внимание анализу аргументации и опровержения, пишет о способах возбуждения эмоций и создания нужных настроений, касается вопросов стиля и стилистической обработки сообщения. Одну из книг он посвящает технике произнесения и запоминания.

Если для Цицерона критерием успеха оратора и целью  хорошего красноречия служит одобрение  римского народа, то для Квинтиллиана важно только мнение специалистов. Цицерон видит в идеальном ораторе человека-гражданина и мыслителя, мужа слова и действия, который все подчиняет общественной миссии, соединяя в себе честность, высокую мудрость, любовь к истине, красноречие его должно служить только высоким и благородным целям борьбы за общее благо и высшую справедливость. Идеал его – оратор-политик, сочетающий ораторские дарования с философской глубиной знаний. Цицерон требует от оратора всестороннего, исчерпывающего знания предмета.

Квинтиллиановский идеал оратора – муж, одаренный умом от природы, украшенный изящными и разнообразными знаниями, высоконравственный, оратор – стилист. Оратор должен владеть определенным запасом знаний и слов, которые может использовать в случае необходимости.

Общий кризис Римской  империи не мог не отразиться на духовной жизни общества. Он сказался и на ораторском искусстве, которое, утратив общественное значение и  стимул, становится все более формальным, проявляется лишь в словесных  ухищрениях. Легкая, естественная манера речи была утрачена, что вызывало многочисленные нарекания в адрес риторики. Культивирование  слова как искусства повлекло за собой забвение его основной функции  – функции носителя мысли.

4. ОРАТОРСКОЕ  ИСКУССТВО В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Падение Римской  империи в конце 5 века знаменовало  переход к новой феодальной формации. Отношения равноправного партнерства  свободных граждан сменилось  иерархической субординацией сеньоров и вассалов. Эпоха средневековья  длилась 12 веков. Новая социально-экономическая  организация обусловила существенные изменения во всех сферах духовной жизни, в том числе и в риторике.

Господствующим  жанром становится церковное красноречие. Церковная проповедь стала самой  распространенной формой устного массового  общения. Средневековое ораторское искусство восприняло основные нормы античной риторики и формальной логики, опыт древних ораторов.

Но окрашенное в  религиозные тона ораторское искусство  средневековья приобрело и новые  качества. Видоизменения связаны  были, прежде всего, с появлением абсолютного  авторитета в виде религиозной догмы: о чем бы ни говорил проповедник, он соотносил свои суждения и выводы со Священным писанием. Ссылки на непререкаемый  авторитет, с одной стороны, избавляли  оратора от необходимости использовать углубленную аргументацию, а с  другой – привносило в выступление  элементы схоластики. Церковная риторика носит ярко выраженный дидактический (поучительный) характер, опирается на жития святых, на рассказы о чудесах, о Страшном суде, содержит призывы к покаянию и к праведной жизни. Но даже в жестких религиозных рамках риторика продолжала развиваться, и немалую роль в этом сыграли, например, еретические движения, направленные против догматов церкви. Важнейшее приобретение риторики в средние века – это умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение. Эффективность и действенность ораторской речи в этот период характеризовалась именно этими умениями проповедника. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы и проповедники – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий (блаженный Августин), Фома Аквинский и другие.

С появлением средневековых  университетов в 11-12 веках зарождается  университетское красноречие. Оно  было шагом вперед по сравнению с  богословской риторикой, обращено к  явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась законам знания, но все  еще слишком много схоластики.

Исторический опыт средневековья еще раз подтверждает, что ораторское искусство может  развиваться лишь при наличии  свободы слова, свободного обмена мнениями, без чего любая речь тускнеет, гаснет.

5. ЭПОХА  ВОЗРОЖДЕНИЯ

В эпоху Возрождения (Ренессанса) ораторское искусство  получает новый импульс. Воскрешается судебное красноречие, появляется торговая (деловая) и парламентская разновидности  красноречия. Ренессанс стал эпохой возвеличения человеческой индивидуальности. Кумиром становится Цицерон –  оратор-философ, деятельная сильная  личность. Риторика сближается с литературой, возрастает в риторическом каноне второй и третий разделы – композиционный и языковой. Гуманисты Возрождения  провозглашали «универсальность человека»  как идеал человеческого существования, отличающий это время от средневековья  с его идеалом «аскета», «рыцаря», «праведника». Человеческая индивидуальность и свобода, как нигде, проявляют  себя ярко в речевой индивидуальности и речевой свободе. Идея обновления словесности связывалась гуманистами  с принципом «подражания древним». Цель ее – найти в родном языке  риторические возможности, усвоив богатый  опыт античных авторов. Художественная проза и поэзия способствовали повышению  речевой культуры, усиливали чуткость к звучащему слову, воспитывали  эстетический вкус к речи, к ее выразительным  возможностям, содействовали выработке  ораторского стиля. Классическими  образцами риторического искусства  можно назвать монологи Гамлета, Джульетты, Макбета, короля Лира и др. Затронув важнейшие вопросы действительности (правовые, экономические, религиозные, политические), риторика обогатилась  живой национальной речью, отойдя от латыни старых учебников.

Набирают силу бунтарские проповеди в лоне церкви. Итальянский  монах Савонарола (1452-1498) гневно обличает богатство и роскошь католической церкви, критикует Ватикан. Его проповеди  способствовали народному восстанию 1494 г., приведшему к изгнанию из Флоренции тиранов Медичи и восстановлению республики. Идеолог чешской Реформации, вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви, ректор Пражского университета Ян Гус (1371-1415), свои проповеди произносил на простом народном языке, обладал ценной для каждого оратора способностью изменять форму изложения мыслей в зависимости от состава аудитории.

6. РАЗВИТИЕ  РИТОРИКИ В ПЕРИОД С 17 ПО 19 ВЕК

Заметный вклад  в развитие риторики внесли европейские  писатели и мыслители Нового времени – Блез Паскаль, Мишель Монтень, Френсис Бэкон и другие. В их произведениях мы находим много глубоких и точных рекомендаций. Вновь на первый план, как в античности, выдвигается действенность речи, способность оратора увлечь аудиторию, мобилизовать ее на конкретное действие. Красноречие проникается светскими мотивами, приобретая социально-политическую направленность. Целая программа действий оратора содержится в высказывании французского философа и физика Б.Паскаля (1623-1662), высоко ценившего гармонию содержания и формы публичной речи: «Красноречие – это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в нее вникнуть. Стало быть, оно состоит в умении установить связь между умами и сердцами наших слушателей и нашими собственными мыслями и словами, а это значит, что, прежде всего мы должны хорошо изучить человеческое сердце, знать все его пружины, – только тогда наша речь дойдет до него и его убедит».

Вновь уделяется  серьезное внимание технике речи, манерам оратора, жестикуляции, мимике. Формируется светская риторика: риторика беседы, эпистолярная риторика, риторика портрета, риторика загадки и т.д. Из искусства речи риторика превращается в целый жизненный кодекс.

С начала 17 в. появляются первые письменные русские риторические пособия. Первая русская риторика (1620) представляет собой перевод с  латинского риторики одного из вождей Реформации Ф. Меланхтона (1497-1560). Другим важнейшим учебником по красноречию стала «Риторика», приписываемая митрополиту Макарию.

Оригинальную концепцию  русской риторики предложил М.В.Ломоносов (1711-1765) в «Кратком руководстве к риторике» (1743) и «Кратком руководстве к красноречию» (1747). В этих книгах была окончательно закреплена русская научная терминология риторики. Со второй половины 18 до середины 19 вв. вышло множество (по библиографии В.И.Аннушкина – свыше ста наименований, не считая переизданий) учебников, пособий и теоретических работ по риторике.

Известно, что к  середине 19 века в России, как и  во многих других европейских странах, риторика подверглась резкой критике  за схоластику, схематизм, рецептурность. Она вытеснялась другими предметами – вначале теорией словесности (где предметом изучения становятся главным образом художественная речь, тропы), а затем (конец 19 – начало 20 вв.) культурой речи (где главным предметом внимания становятся нормы литературного языка). Риторика приобрела репутацию догматической дисциплины, не имеющей практического значения, а если и применявшейся, то лишь для введения слушателей в заблуждение. Интерес к риторике был утрачен.

7. РЕНЕССАНС  РИТОРИКИ

Возрождение риторики в 20 в. началось в США. Его связывают, прежде всего, с деятельностью И.А. Ричардса и К. Берка. Труд И.А. Ричардса «Философия риторики» (1936) показал актуальность и общественную значимость «убеждающей» риторики, а работы К. Берка (в частности, «Риторика мотивов») акцентировали значение литературной риторики.

В нашей стране возрождение  риторики началось в 80-е годы 20 века в связи с известными политическими  изменениями. Риторика вновь стала  преподаваться в гимназиях, лицеях, университетах. Но еще в 50-е годы 20 века подспудно вызревали те факторы, которые привели к ренессансу риторики в конце 80-х годов. Это потребности демократического развития общества, осознание роли речевых умений каждого члена общества; успехи наук об общении, о речи, достигнутые в последние 50 лет; острый и быстро растущий интерес молодежи к риторике; требования делового общения; пример развитых стран Запада.

Неожиданный интерес  к риторике, показавшийся поначалу просто очередной модой, постепенно приводит к формированию весьма перспективного направления междисциплинарных  исследований языка в действии. Современная, обновленная риторика получила название неориторики.

Возвращение риторики на авансцену современной науки  породило немало серьезных проблем  методологического характера, заставив пристально вглядеться во вновь намечаемые границы между риторикой и  другими близкими теориями (психолингвистикой, контент-анализ, теорию действия и др.).

Вместе с тем  неориторика представляет собой прямое продолжение риторики классической, несмотря на существенные различия в содержании. Сходство классической и новой риторики в их целях: цель риторики – наиболее эффективное воздействие, убеждение слушателей в правоте оратора. Неориторика определяется как поиск наилучших вариантов общения, воздействия, убеждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В перспективе, по-видимому, следует ожидать превращение  риторики как современной семиотической  дисциплины в более «точную» науку, в той мере, в какой критерий точности применим к гуманитарным наукам. Это должно осуществиться посредством  детального количественного и качественного  описания закономерностей устройства всех существующих типов текста и  речевых жанров. Возможно создание подробных каталогов типов преобразований плана выражения и плана содержания, описание всех возможных структурных типов естественно-языковых аргументов. Интересно также исследование прогностического потенциала риторики – насколько, исходя из возможностей дисциплины, можно предсказывать качества появляющихся в связи с возникновением новых сфер социальной практики новых речевых жанров и типов текстов.

Важен этический  аспект: риторика при правильном ее использовании является эффективным  инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием. Здесь важная роль принадлежит дидактической  риторике. Знание основ дисциплин  риторического цикла позволит распознать демагогические и манипулятивные пропагандистские приемы в средствах массовой информации и в приватной коммуникации, а, следовательно, эффективно защищаться от них.


Информация о работе Возникновение и развитие риторики