Творчество кинорежиссера Гайдая Леонида Иовича

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:21, реферат

Краткое описание

Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный, Амурская губерния. Советский кинорежиссер, сценарист, актер. Народный артист СССР (1989). Лауреат государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970). Скончался 19 ноября 1993 года в Москве в результате тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре (ныне — Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова), работал осветителем, актёром.

Файлы: 1 файл

Titulny_list.docx

— 209.28 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тюменская государственная  академия культуры,

искусств и социальных технологий

Институт музыки, театра и хореографии

 

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

Теоретические основы классической режиссуры и мастерства актера

Тема:

Творчество кинорежиссера  Гайдая Леонида Иовича

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Филипенкова Юлия

студентка 1 курса

ОДО направление подготовки «РТПиП»

Проверил: Бондарчук Денис  Александрович

преподаватель кафедры РТПиП

по теоретическим основам  классической режиссуры

и мастерства актера

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2013

Введение

 

       Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный, Амурская губерния. Советский кинорежиссер, сценарист, актер. Народный артист СССР (1989). Лауреат государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970). Скончался 19 ноября 1993 года в Москве в результате тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

  В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре (ныне — Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова), работал осветителем, актёром. 

  В 1949 году поступил на режиссёрский факультет ВГИК, который закончил в 1955 году.

  В 1956 году вышел первый фильм Леонида Гайдая — «Долгий путь», поставленный по мотивам рассказов В. Г. Короленко. Спустя два года на экраны выходит сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая режиссёру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» И. А. Пырьева, Гайдай был практически отставлен от режиссёрской работы. Лишь после выпуска в 1960 году идеологически «правильного» фильма «Трижды воскресший» (о котором Гайдай сам позже никогда не упоминал) его «простили». Дальше были короткометражные фильмы 1961 года — «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Эти работы приносят известность режиссёру, а также легендарной тройке Трус — Балбес — Бывалый. На следующий год Гайдай экранизирует три новеллы О. Генри, в рамках своего фильма «Деловые люди». Сделав перерыв в три года, Леонид выпускает три фильма, каждый из которых становится всенародно любимым произведением советской кинематографии. Кинокомедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая из трёх киноновелл, занимает первое место в прокате 1965 года. Как и следующие два фильма Гайдая — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966 года) и «Бриллиантовая рука» (1968 года) которые повторяют это достижение.

 Детективная комедия Леонида Гайдая — «Бриллиантовая рука» в 1995 году была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет, победив в опросе телезрителей.

В 1970-х годах занимался  экранизациями классических произведений (И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков, М. Зощенко, Н. Гоголь). В 1981—1988 годах Гайдай снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль». Также на экраны вышло несколько  новых картин Гайдая. Несмотря на высокое  качество этих фильмов, для зрителей они были менее заметны, чем раннее творчество режиссёра.

Последней работой Леонида  Гайдая стал фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», выпущенный в 1992 году.

 

 

 

 

 

 

 

Творчество Леонида  Иовича Гайдая

 

  Свой первый фильм «Долгий путь» Гайдай поставил по сибирским рассказам В. Г. Короленко. Несмотря на то, что сюжет фильма был вовсе не комедийным, Михаил Ромм разглядел в молодом режиссёре талант комедиографа и посоветовал ему работать в этом направлении.

                                   

Сюжет: Станционный смотритель Кругликов был сослан в глухой сибирский посёлок много лет назад за то, что стрелял в своего начальника, генерала, потребовавшего, чтобы он поехал вместе с ним в качестве свата к любимой девушке Кругликова — Рае. На станцию привозят политическую ссыльную. Ею оказывается Рая. Несколько минут были бывшие жених и невеста рядом, а затем её снова повезли по этапу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующим был фильм «Жених с того света» — комедийный фильм  режиссёра Леонида Гайдая, снятый в 1958 году. Это единственный фильм  режиссёра, который подвергся существенной цензуре: из полнометражного фильма, иронически обыгрывающего советскую  бюрократию и крючкотворство, под  давлением министра культуры СССР Николая  Михайлова было изъято много материала, что превратило его в короткометражный.

                                           

Сюжет: Глава учреждения «КУКУ» (Кустовое Управление Курортными Учреждениями) виртуоз-бюрократ Петухов попадает в щекотливое положение: вернувшись после трёхдневного отсутствия от невесты, он обнаруживает, что его похоронили, причём на совершенно законных основаниях. Тело человека, погибшего под машиной (карманника, укравшего у Петухова бумажник), было ошибочно принято за тело Петухова. В попытке доказать своё существование привычными бюрократическими способами, Петухов начинает добывать справку о том, что он жив. Не позволив своим сослуживцам попросту уничтожить свидетельство о смерти, он отправляется в больницу на обследование, где его принимают за сумасшедшего. Врачи легко определяют, что Петухов жив, но не могут удостоверить, что Петухов — это Петухов. Главный герой оказывается в замкнутом круге, от него уходит невеста, не желающая иметь ничего общего с «покойником». Петухов готовится попросту умереть по-настоящему. Ситуацию спасает милиционер, который, узнав о ситуации, просто рвёт и аннулирует свидетельство о смерти. После чего учреждение закрывают вместе с опозорившимся Петуховым. На месте «КУКУ» (и других подобных никчемных учреждений, гнездившихся в этом здании) открыта гостиница, а Петухов, работающий теперь экскурсоводом, показывает её экскурсантам.

 

 

 

 

 

 

 

В 1960 году снимается «Трижды воскресший» — киноповесть по пьесе Александра Галича «Пароход зовут „Орлёнок“». Эта чёрно-белая картина, решённая в жанре героической киноповести с наигранным идеологическим пафосом, считается вынужденной в творчестве Гайдая, который всегда сторонился политической тематики. Она стала своеобразным извинением за предыдущую ленту «Жених с того света», которая была подвергнута жёсткой цензуре и осложнила отношения начинающего режиссёра с чиновниками от кинематографии. После цензурных изъятий в дебютном фильме, который в результате этого из полнометражного превратился в короткометражный, Гайдая не хотели допускать до работы.

Пырьев уговорил Гайдая снять ленту на комсомольско-гражданскую тематику. В основу была положена популярная пьеса Александра Галича «Пароход зовут „Орлёнок“», которая шла во множестве театров страны. Считается, что сам режиссёр предпочитал об этой картине не вспоминать. Гайдай работал над фильмом без души и считал его проходным, снятым из необходимости. Картина провалилась в прокате. Гайдай был в отчаянии, он не знал, какие фильмы снимать, чтобы они были интересны ему, интересны зрителю и проходили цензуру. Выходом стало комедийное отражение «отдельных недостатков» советской жизни, ставшее основой серии знаменитых кинокомедий режиссёра.

Сюжет: В 1919 году на буксирном пароходе комсомольцы отправились бить белых. В годы Второй мировой войны во время героической битвы на Волге на этом пароходе перевозили детей и раненых бойцов. А теперь пионеры и комсомольцы города, узнав славную историю «Орлёнка», отремонтировали пароход и отправились на нём в путешествие по Волге…

Светлана Сергеевна и  Любаша везут подарки к празднику  строителям Комсомольской ГЭС. Машина отстаёт от колонны, и они вместо порта попадают в строящийся город, где нет даже железной дороги. Остаётся одна надежда на старенький буксирный  пароход «Орленок».

 

Далее идет один из известнейших работ Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс» — советская короткометражная комедия, снятая в 1961 году по стихотворному фельетону украинского поэта-юмориста Степана Олейника на киностудии «Мосфильм» режиссёром Леонидом Гайдаем. Входит в альманах «Совершенно серьёзно». Это первое произведение о трио жуликов: Трусе, Балбесе и Бывалом. Фильм номинировался на Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале в 1961 году за лучший короткометражный фильм. Существует легенда, согласно которой музыкальное озвучивание делалось для уже готового и смонтированного фильма, и поэтому Никита Богословский лично дирижировал оркестром при записи музыкальной дорожки во время прокручивания на экране ленты.

Можно сказать немного  из истории съемок фильма, к примеру фильм снимался в окрестностях посёлка Снегири в Истринском районе Подмосковья, на живописном берегу реки Истры, ныне застроенном коттеджными посёлками. Сцены со взрывом динамита и горящим деревом снимались рядом с дачей Ивана Семёновича Козловского, расположенной в соседнем дачном товариществе «Мастера искусств» в деревне Жевнево. Так же, снятого материала в общей сложности хватило бы на получасовую картину. Но режиссёр Леонид Гайдай сократил его до десяти минут и убрал много трюков, которые впоследствии использовались в «Самогонщиках». А еще молодой режиссёр Леонид Гайдай закончил работу и показал её мэтру советского кино Ивану Александровичу Пырьеву. Тот улыбнулся и доброжелательно сказав «Ещё научишься…», перемонтировал фильм, сократив чуть ли не в 4 раза.

                                       

Сюжет: Эксцентричная кинокомедия по фельетону Степана Олейника. Приключения злополучной троицы браконьеров — Труса, Балбеса и Бывалого — на рыбалке с динамитом…

… Троица занималась браконьерством — ловила рыбу с помощью динамита (что и тогда и сейчас незаконно). Но при виде «Рыбнадзора» пытались изображать из себя «честных» рыболовов-туристов. Эпизод когда «Бывалый» взял первую попавшуюся в руки палку (и палка  была намного толще стандартного удилища) стал запоминающейся частью комедии.

И была у этой троицы собака по кличке Барбос. Они в начале фильма кидали палку чтобы Барбос её принёс.

И когда браконьеры кинули в реку динамитную шашку, Барбос воспринял  это как игру. Доплыл до шашки  и попытался её вернуть хозяевам. Весь дальнейший сюжет — паническое бегство браконьеров от Барбоса  с горящим динамитным зарядом  в зубах.

 

«Самогонщики» — советский  комедийно-приключенческий короткометражный художественный фильм, снятый в 1961 году на киностудии «Мосфильм» режиссёром Леонидом Гайдаем. Вместе с фильмом  «Пёс Барбос и необычный кросс» это  первое произведение о трио антигероев-жуликов  Труса, Балбеса и Бывалого. Фильм входит в «Сборник комедийных фильмов» (Мосфильм, 1961), куда также вошли фильмы, вышедшие порознь («Чужой бумажник», «Водяной», «Большие неприятности»).

Сюжет: В небольшом охотничьем домике трое друзей — Трус, Балбес и Бывалый — изготовляют (гонят) самогон. Дело идёт скоро, на стеллажах, расположенных в домике, стремительно растёт и увеличивается батарея бутылок. Под конец напряженной «трудовой смены» герои решают устроить дегустацию продукции.

Псу Барбосу скормили сахар  в самогоне. Пес обиделся и стал лаять на дверь, тем самым пугая  самогонщиков — словно пришел кто-то чужой. Бывалый и Балбес идут проверить, Трус же сразу бежит сдаваться. Но никого нет. А в это время, пока хозяева домика отвлеклись, их пёс, Барбос, роняет со стеллажа стоящие там наполненные ёмкости. Спасаясь от гнева самогонщиков, пёс Барбос убегает, прихватив змеевик от самогонного аппарата. Троица на лыжах пускается в погоню. И в итоге длительной погони через лес пёс подлезает через забор, герои тоже пытаются перебраться через него. Двоим это удаётся, а Бывалый остался. Но тут подходит работник милиции и учтиво, раскрыв калитку, предлагает войти — за забором отделение милиции, а рядом, в милицейском воронке, уже сидят Трус и Балбес и приглашают Бывалого присоединиться.

                                            


Информация о работе Творчество кинорежиссера Гайдая Леонида Иовича